Особенности методики чтения произведений различных жанров

Один из распространенных литературных жанров для детей – рассказ. Большое значение для его правильного восприятия имеет начало чтения. Задача учителя, воспитателя – сразу привлечь внимание детей, заинтересовать их. События излагаются неторопливо, просто и естественно. Каждый персонаж должен быть передан как конкретное лицо. Но чтение не должно переходить в театрализацию, сопровождаться перевоплощением, игрой. Необходимо бережно относиться к языку произведения, правильно передавать речь не только действующих лиц, но и автора. Надо выделять наиболее яркие места, красочные выражения, слова, содержащие новые понятия. Между законченными эпизодами, частями необходимо делать длительные паузы, чтобы дети могли осмыслить и пережить прочитанное и психологически подготовиться к дальнейшему прослушиванию.

Сказка создавалась устно и была рассчитана на слушателя. Этой особенностью обуславливается манера ее чтения (чаще рассказывания) – простая, задушевная, разговорная. Должен быть постоянный контакт со слушателем; чтец как бы обращается к слушателю. Зачин и те места, в которых повествуется о чудесах, следует читать несколько замедленным, приглушенным голосом, с паузами перед эпизодами, в которых говорится о волшебных приключениях героев. Противопоставление необходимо выделять голосом. Характеры героев следует передавать так, чтобы дети сразу понимали, каков этот персонаж, как к нему относиться. Эпизоды отделяются длительной паузой. Концовку надо читать замедленно, чтобы дети ощутили радость от счастливой развязки. Обязательно выделяются голосом повторы, устойчивые выражения, постоянные эпитеты, песенки, забавные прозвища героев.

Чтение стихотворений представляет наибольшую трудность. Для стихотворной речи характерно деление на определенные ритмические отрезки (строки), в конце которых обязательно должна быть сделана ритмическая пауза. Длина ее зависит от смысла читаемой фразы. Если мысль не завершена, в конце строки необходимо повысить голос и сделать непродолжительную паузу, если же конец фразы совпадает с окончанием строки, то голос надо понизить и сделать более продолжительную паузу. Иногда необходима дополнительная пауза на строке – цезура.

Стихотворные строчки объединяются рифмой (звуковым повтором в конце строк). Ее необходимо сохранить при чтении. Но не следует делать нажим на рифмующиеся слова, если они не имеют важного смыслового значения.

Строфа как бы делит стихотворение на отдельные логически завершенные части, поэтому при чтении их следует отделять паузой.

Особенностью стихотворных произведений является использование аллитерации и ассонанса для более яркого воспроизведения того или иного образа, явления, действия – их надо уметь передавать при чтении, но в меру.

Басню следует читать как простой рассказ. Повествование нужно вести так, как будто излагаемые события происходили в действительности. Особое внимание надо обращать на мораль – надо так прочитать ее, чтобы дети задумались над ней. Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Однако, не следует прибегать к игре, перевоплощаться в передаваемый образ.

Былины исполняются речитативом (полунапевно), ритмично. Ударение часто переносится с предмета на эпитет. При чтении былинных стихов нужно уметь ощущать и выдерживать леймические паузы (длительностью в один слог – для сохранения ритма). Рядом стоящие, связанные между собой части текста различной слоговой емкости должны читаться одинаковое время. Научиться чтению былин педагогу достаточно трудно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: