Цель повторного чтения - закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения.
Задания здесь могут быть самые различные: перечитать рассказ и самостоятельно определить границы его частей, прочитать по ролям, упражнения в выразительном чтении, выборочное чтение.
Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени ушла на чтение, а не на разговоры по поводу читаемого.
С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.
Пересказ прочитанного.
Цель пересказа - выяснить, насколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого, насколько они прочувствовали его.
При передаче содержания своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала.
В зависимости от характера произведения, его объёма, целевой направленности и возраста, учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов:
|
|
словесное рисование;
подробный и краткий пересказ;
выборочный пересказ;
пересказ от другого лица;
рассказ по аналогии.
Заключительная беседа.
Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные
В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся.
Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже заканчивается.
Восприятие и изучение лирического произведения в школе.
Лирическое произведение – это особое произведение. Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе.
Формы выражения авторского сознания:
- лирический герой;
- поэтический мир.
Лирический герой – особая форма выражения авторского сознания. Лирический герой и носитель речи, и предмет изображения, он стоит между читателем и изображаемым миром. Для лирического героя характерно некоторое единство (внутреннее, идейно – психологическое). С единством внутреннего мира может сочетаться единство биографическое (у Блока). Лирического героя можно вводить с младших классов. Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта, реально существующего человека. Иногда бывает сквозной образ лирического героя (ранняя лирика Лермонтова).
Поэтический мир – представление о наиболее близкой сфере жизни, об особом характере поэтического видения (Фет – лирика о любви, страдания). Лирическое «Я» - взгляд на мир, отвлеченный от конкретной личности.
Эмоциональный тон – определенное мировоззрение, эмоциональная реакция, лирическое самосознание.