Повторное чтение текста учащимися

Цель повторного чтения - закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения.

Задания здесь могут быть самые различные: перечитать рассказ и самостоятельно определить границы его частей, прочитать по ролям, упражнения в выразительном чтении, выборочное чтение.

Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени ушла на чтение, а не на разговоры по поводу читаемого.

С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана.

Пересказ прочитанного.

Цель пересказа - выяснить, насколько правильно учащиеся поняли содержание читаемого, насколько они прочувствовали его.

При передаче содержания своими словами учащиеся упражняются в построении фраз, учатся плановому и последовательному изложению материала.

В зависимости от характера произведения, его объёма, целевой направленности и возраста, учащихся на уроках могут практиковаться различные виды пересказов:

словесное рисование;

подробный и краткий пересказ;

выборочный пересказ;

пересказ от другого лица;

рассказ по аналогии.

Заключительная беседа.

Цель заключительной беседы состоит в том, чтобы учащиеся глубже осмыслили все частные

В заключительную беседу входят вопросы, ведущие к обобщению. Здесь разбираются черты характера героев произведения, выявляется, как к ним относятся автор и сами учащиеся.

Заключительная беседа проводится не на каждом уроке, а лишь тогда, когда работа над произведением уже заканчивается.

Восприятие и изучение лирического произведения в школе.

Лирическое произведение – это особое произведение. Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе.

Формы выражения авторского сознания:

- лирический герой;

- поэтический мир.

Лирический герой – особая форма выражения авторского сознания. Лирический герой и носитель речи, и предмет изображения, он стоит между читателем и изображаемым миром. Для лирического героя характерно некоторое единство (внутреннее, идейно – психологическое). С единством внутреннего мира может сочетаться единство биографическое (у Блока). Лирического героя можно вводить с младших классов. Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта, реально существующего человека. Иногда бывает сквозной образ лирического героя (ранняя лирика Лермонтова).

Поэтический мир – представление о наиболее близкой сфере жизни, об особом характере поэтического видения (Фет – лирика о любви, страдания). Лирическое «Я» - взгляд на мир, отвлеченный от конкретной личности.

Эмоциональный тон – определенное мировоззрение, эмоциональная реакция, лирическое самосознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: