Изучение монографических и обзорных тем в школьном курсе литературы

Обзорные темы дают возможность воссоздать целостную картину определенного периода развития литературы в ее связях с общественно-политической и культурной жизнью страны. Они так же включают краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Обзорные темы – неотъемлемая часть учебного курса литературы старших классов, которая обеспечивает целостное представление об историко-литературном процессе в целом.

Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделены. Обзор—это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмотренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. В теории и практике школь­ного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» в следующих значениях:

- во-первых, для указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение);

- во-вторых, для характеристики уроков особой структуры.

Определяются обзоры как уроки особого вида, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и литературы определенного периода, а также об отдельных авторах. При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления в нем раскрываются лишь наиболее важные особенности.

Структурно курс литературы в 8-11 классах включает уроки монографиче­ского и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературных све­дений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются:

- механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения;

- информативная перегруженность;

- приобретение знаний на уровне абст­рактных понятий без опоры на художественный текст и эмоциональные впечат­ления;

- уменьшение доли текстуального анализа;

- отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.

Монографическому изучению творчества виднейших представителей опре­деленного периода в истории литературы предшествует обзорное рассмотрение данного этапа.

При обзоре историко-литературной ситуации первой половины ХIХ века изучаются следующие монографические темы творчества писателей этого периода: А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. При работе над каждой из тем можно выделить следующие структурные элементы: знакомство с биографией писателя, уроки анализа текста, знакомство с критическими материалами и вопросами по теории литературы, и как итог – общая характеристика творчества и традиции.

При изучении общей историко-литературной ситуации второй половины ХIХ века даётся обзор следующих монографических тем творчества писателей этого периода: А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой.

А характеристика русского реализма конца ХIХ - нач. ХХ вв. представлена изучением обзорных тем, посвящённых следующим персоналиям: А.П.Чехов, М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн.

Цель уроков-обзоров нельзя ограничить воссозданием «фона», на котором потом будет изучаться творчество крупнейших писателей. Обзоры как бы «цементируют курс старших классов, связывают объединяющей идеей творчество разных писателей, изучаемых монографически». Не описание, а выявление закономерностей должно определять целенаправленность обзорного занятия.

Чрезмерная насыщенность обзорных тем материалом, множеством фактов, идей, событий и ограниченность часов, предназначенных для их усвоения, рож­дают проблему отбора сведений, четкой их систематизации, применения приемов мобилизации уже имеющихся у учащихся знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: