Развитие речи школьников в процессе изучения литературы. Этап работы над сочинением-рассуждением на литературную тему

Развитие речевой культуры учащихся – важнейшее направление в теории и практике литературного образования.

Усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Урок - многоплановая коммуникативная система, представляющая собой межличностное взаимодействие внутри ученического коллектива, которое органически вписано во взаимообщение учителя и учащихся.

Педагогическое общение на уроке литературы имеет своеобразное содержание. Литература уже сама по себе является формой и средством общения и требует организации специфических коммуникативных условий.

Совершенствование речевой деятельности в процессе занятий по литературе опирается на принципы:

– систематичности (работа по развитию речи обязательна при изучении любой темы, соблюдение возрастной последовательности);

 – разнообразия методических форм и приемов, стимулирующих творческую речевую деятельность учащихся;

– преемственности содержания и разновидностей речевой деятельности учащихся (от репродуцирования текста – к собственному творчеству; от овладения жанром высказывания в устной речи – к письменному его воплощению; от речевых жанров по жизненным впечатлениям – к высказываниям на литературные темы, сочинениям об искусстве);

– практической направленности работы (отработка конкретных речевых умений и навыков);

– учета межпредметных связей литературы, языка, истории, МХК и др.

 Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельностного подхода следующие направления:

Работа по развитию речи ведется на каждом уроке литературы. Источники развития речи – тексты художественных произведений, теория литературы, жизненный опыт учащихся. Развитие речевой культуры осуществляется через активизацию речевой деятельности, совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества.

Оставаясь самостоятельной проблемой, развитие речи учащихся на уроках литературы не является специальным разделом занятий. Отдельные уроки развития речи вписываются в общую систему работы. В типологии уроков литературы Н.И. Кудряшева выделяется 4 вида уроков развития речи: уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства, уроки обучения устным рассказам, устным ответам и устным докладам, уроки обучения сочинениям, уроки анализа сочинений.

 

Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: