Методика формирования навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления

Формирование навыков табличного умножения и деления – центральная задача во 2 и 3 классах обучения математике. Знание табличных случаев должно быть доведено до автоматизма, т.к. только в этом случае учащиеся могут успешно справиться с устными вычислениями при умножении и делении 2-значных чисел, а также с последующими письменными случаями умножения и деления.

Требования к составлению таблицы:

1). Постоянный первый множитель (т.к. конкретный смысл умножения)

2). Разные способы нахождения результата (замена умножения сложением, к результату предыдущего примера прибавить второй множитель, приём группировки, распределительное свойство умножения)

3). Каждая таблица начинается со случаев равных множителей

4). Чтение примеров различными способами

5). После составления таблицы по постоянному первому множителю составляется таблица по постоянному второму множителю (переместительное свойство)

6). Составляется 2 таблицы на деление: 1 – с постоянным делителем; 2 – с постоянным ответом

7). 1-ая таблица – подробно

8). Задания тренировочного характера:

· Карточки

· 6*=18;*=18

· Молчанки (ромашка: в середине число, в лепесточках – те, на которые надо его умножить)

· Продолжи: 5*3=; 5*5=; 5*=

· Продолжи ряд: 7,14,21,…

· Найди числа, которые могут получиться при табличном умножении: 12,11,13,21,28

· Действия обозначены цветом, карточки с числами. Учитель показывает цвет.

 Методика формирования навыков табличного сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Классификация вычислительных навыков:

1. 9+4 =9+1+3=10+3=13 ТО: конкретный смысл сложения. Операции: состав чисел, дополнение числа до 10, прибавление 1-значного числа к 10

2. 4+9 =9+4=13 ТО: переместительное свойство сложения. Операции: применение переместительного свойства, вычисление вида 9+4

3. 11-7 =11-(1+6)=(11-1)-6=10-6=4 ТО: конкретный смысл вычитания. Операции: десятичный состав 2-значного числа, состав 1-значных чисел, вычитание из 10

4. 13-6, 13=6+7 → 13-6=7 ТО: взаимосвязь. Операции: состав чисел в пределах 20, знание взаимосвязи

Подготовка (9+4):

- Состав 1-значных чисел

- Повторить конкретный смысл сложения (через решение задач)

- Дополнение до 10 (домики)

Закрепление: 3-4 примера подробно у доски → с комментированием в тетради → самостоятельная работа.

Составление таблиц. 2 варианта:

* по постоянному второму слагаемому в столбике и по постоянному первому слагаемому в строчке

7+4 7+5 7+6

8+4 8+5 8+6

9+4 9+5 9+6

* одинаковая сумма:

6+5

7+4

8+3 и т.д.

101. Теоретико-множественный, порядковый, величинный смысл числа, соответствующие смыслы отношений < > =. Методика формирования представлений о числе у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Организация деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Урок математики: требования к современному уроку математики, виды уроков. Логопедическая поддержка учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроке.

Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычисле- ний, если они их не запомнили.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведе- на работа над ошибками.

Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.

Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2-3 раза в четверти контрольные работы.

Пропедевтический период обучения предполагает уточнение и формирование следующих знаний по математике у детей:

* Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0-9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.

* Число 10. Число и цифра. Десять единиц – 1 десяток.

* Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).

* Название, обозначение, десятичный состав чисел 11-20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1-10 с рядом чисел 11-20. Числовой ряд 1-20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчиты-вание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.

* Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.

* Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

* Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.

* Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.

* Единицы (меры) массы, емкости – килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.

* Единица времени – сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя – семь суток, порядок дней недели.

* Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Общая структура урока. Обучение может быть индивидуальным или групповым, когда учитель обучает группу детей. Группы (классы) состоят из детей приблизительно одного возраста, одинаковой степени готовности к усвоению материала. Учитель одновременно руководит всеми учениками класса, каждый из которых усваивает материал индивидуально. Безусловно, нет одинаковых детей, у каждого свой темп работы, свои интересы, свои способности, поэтому классно-урочная система при всех своих положительных сторонах (экономия времени и средств, соперничество между учащимися, которое стимулирует их усилия в овладении знаниями) имеет и свои недостатки – невозможность оказания полноценной помощи отдельному ребенку, постоянного контроля за его работой.

Урок продолжается 45 мин, (в I классе – 35 мин), время учебных занятий в году, каникулы совпадают с принятыми в массовых школах. В одном классе объединяются дети, имеющие сходный возраст, срок обучения, уровень знаний. Ведущая роль в обучении принадлежит учителю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой он осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход. Учитель в своей работе руководствуется программой, содержанием школьных учебников. На уровень приобретаемых учащимися знаний оказывают влияние следующие факторы: их интеллектуальные возможности, методическое мастерство учителя, наличие наглядных и технических средств обучения.

Помимо урока существуют и другие формы организации учебной работы: экскурсии, практические и лабораторные работы, домашняя самостоятельная работа, производственная практика и т. д. Они дополняют и совершенствуют классно-урочную систему. Существуют также специфические формы учебных занятий, такие как логопедические, ЛФК, ритмика и другие.

Современные требования к уроку состоят в следующем:

* реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функций обучения;

* соответствие урока принципам обучения;

* организационная четкость урока;

* оптимизация учебно-воспитательного процесса;

* интенсификация учебно-воспитательного процесса;

* соответствие содержания урока учебным программам;

* осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;

* повышение самостоятельности учащихся.

Под структурой урока принято понимать соотношение и последовательность частей (элементов, этапов) урока. Общими элементами уроков являются: организация начала урока, проверка усвоения ранее изученного материала, сообщение ученикам целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление его, повторение, подведение итогов урока, сообщение домашнего задания и подготовка детей к самостоятельной работе над ним.

Структура урока в специальной школе определяется дидактическими, коррекционно-развивающими и воспитательными целями, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся. Каждый урок готовит школьников к изучению последующего материала.

На уроке решаются не только задачи непрерывного продвижения в изучении вопросов программы данного предмета, но и устанавливаются связи с другими учебными предметами. На уроках математики рассматриваются арифметические задачи, числовые данные которых взяты из уроков труда, географии и др. На уроках родного языка составляются предложения, рассказы, пишутся диктанты, сочинения на темы, связанные с историческими событиями, географическими явлениями и т. д.

Учитель до урока, на перемене, организует детей таким образом, чтобы предупредить у них излишнее возбуждение. По звонку ученики занимают свои привычные места. В начале урока учитель предлагает задания в зависимости от состояния детей. Если они возбуждены, то задания подбираются таким образом, чтобы сделать детей спокойнее, если вялы, пассивны, то специально подобранные задания позволят их активизировать. Начало урока должно быть деловым, серьезным, нельзя отвлекать школьников посторонними разговорами.

Проверке домашнего задания следует придавать обучающий характер. Это не столько контроль за усвоением знаний, сколько процесс их закрепления. Во время проверки домашнего задания, опроса учитель привлекает всех учеников класса к участию в беседе.

Следующим этапом урока является подготовка учащихся к усвоению нового материала. Кроме подготовительной задачи, цель этого этапа заключается и в необходимости возбудить у них познавательный интерес. Этот этап непродолжителен, но должен проходить целенаправленно. На некоторых уроках (чтение, география, естествознание и др.) это может быть вступительная беседа, на других – повторение ранее пройденного материала, на базе которого будут формироваться новые знания.

Основным на каждом уроке является этап объяснения нового материала.

Объяснение нового материала может осуществляться индуктивным или дедуктивным методом. Учитель использует разнообразные приемы, позволяющие привлечь внимание учеников. В процессе объяснения нового материала он обращается к школьникам с вопросами, предлагает выполнить рисунки, записи, действия с предметами.

Как происходит закрепление пройденного материала? Первоначально оно направлено на то, чтобы у учащихся составилось общее представление об обсуждавшемся предмете, чтобы они могли под контролем и с помощью учителя повторить то, с чем познакомились.

На всех уроках (за редким исключением) учитель возвращает учеников к материалу, уже изученному, он стремится увязать изучаемый материал с тем, который дети уже «прошли».

Учитель выделяет на уроке время для объяснения домашнего задания, которое может быть единым для всего класса, но может быть дифференцированным и индивидуальным.

На уроке учитель решает многие задачи (цели). Дидактические цели урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы, тогда как коррекционно-развивающие связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков речи ребенка. Коррекционно-развивающие цели достигаются как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положительное воздействие на развитие речи школьников, процессов мышления и т. д. Воспитательные цели, которые ставит и реализует на уроке учитель, разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает учитель на их достижение.

Наиболее распространенным в специальной школе для детей с ТНР является комбинированный урок, в котором равноценно представлены все элементы. В зависимости от содержания работы и учебных задач соотношения частей урока меняются. Некоторые из них занимают главное место в уроке, другие отсутствуют.

Типы уроков. В специальной школе для детей с ТНР используется наиболее распространенная классификация уроков в зависимости от основной образовательной цели занятия:

* Уроки усвоения новых знаний;

* Уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходной ситуации);

* Уроки выработки практических умений (применение знаний в новой ситуации);

* Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (усвоение способа действия в комплексе);

* Уроки проверки и контроля знаний

№ Тип урока Структурные компоненты

1 Уроки усвоения новых знаний * Организация учащихся на урок. * Проверка домашнего задания * Устный счёт * Актуализация знаний к новой теме * Сообщение темы урока * Сообщение новых знаний * Коррекция и первичное закрепление знаний * Фронтальное закрепление знаний * Задание на дом * Подведение итогов урока.

2 Уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходной ситуации) * Организация учащихся класса * Проверка домашнего задания * Устный счёт * Актуализация опорных знаний и умений * Выработка умений применять знания по образцу в сходных ситуациях * Выработка умений переносить стержневые знания в новые условия * Тренировочные упражнения * Домашнее задание * Повторение ранее пройденных знаний * Итог урока

3 Уроки выработки практических умений (применение знаний в новой ситуации) * Организация класса * Проверка домашнего задания * Упражнения в устном счёте * Воспроизведение и коррекция умений для решения задач в новых ситуациях * Подготовка к комплексному применению знаний, умений * Самостоятельная работа по комплексному применению знаний, умений на репродуктивном, а затем и продуктивном уровне. * Обобщение и систематизация знаний и способов выполнения деятельности. * Повторение ранее полученных знаний * Задание на дом * Итог урока

4 Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний (усвоение способа действия в комплексе) * Организация учащихся класса * Проверка домашнего задания * Всесторонняя проверка знаний * Подготовка к обобщающей деятельности * Обобщение знаний силами учащихся * Обобщение знаний учителем, использование обобщённых знаний при решении жизненно – практических задач, заданий в новой ситуации * Домашнее задание * Подведение итогов урока

5 Уроки проверки и контроля знаний * Организация учащихся на урок * Сообщение цели урока * Ознакомление с содержанием контрольной работы и порядком её выполнения * Самостоятельное выполнение контрольной работы

6 Комбинированный урок *

Таким образом, организовывая процесс обучения и выбирая наиболее рациональный тип урока, учитель имеет возможность управлять процессом усвоения учащимися программного материала, воспитывать мотивы учения и развивать детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: