Понятие «задача», «решение задач» (как процесс). Решение задач и обучение решению задач

В начальной школе ознакомление с понятием задачи должно проводиться на интуитивной основе. Задача при этом понимается как общенаучное широкое понятие. Главные элементы задачи, выделять которые должны научиться дети, следующие: условие, вопрос, данные (известные), неизвестные, искомое. Эти умения формируются при выполнении учащимися специальных знаний по текстам задач в ходе организованной учителем УД.

Знания о задачах и еѐ структурных элементах, соответствующие умения — необходимая основа для обучения детей другим компонентам умения решать задачи. Осуществление УД обеспечивается постановкой перед школьниками учебных целей, созданием условий для принятия (или самостоятельной постановки) этих целей детьми, для выполнения ими всех других структурных компонентов УД, что способствует эффективному овладению учащимися соответствующими знаниями и умениями.

Понятие способ решения задачи. Применительно к текстовым задачам оно может рассматриваться, по крайней мере, на трѐх уровнях. Каждый из уровней определяется признаками различий в способах решения.

На первом уровне различия в способах решения вызваны различиями в теоретическом базисе решения. На этом уровне можно выделить 4 основные способа (метода) решения текстовых задач, которым, на наш взгляд, необходимо учить учащихся начальных классов: арифметический — путѐм выбора и выполнения арифметических действий над числами; алгебраический — с помощью составления и решения уравнения; практический — средствами предметной модели; геометрический — построением геометрических фигур и измерением соответствующих величин.

Различия в способах решения задач второго уровня рассматриваются в рамках одного способа первого уровня. На этом уровне задача считается решѐнной различными способами, если еѐ решения отличаются отношениями (связями) между данными, данными и неизвестными, данным и искомым, положенными в основу решений или (и) условиями использования этих отношений. Проявляются такие различия в содержании, характере и последовательности операций, выполнение которых приводит к получению ответа на вопрос задачи (выполнению еѐ требования).

В пределах одного и того же способа решения задачи второго уровня можно говорить о различиях в способах решения третьего уровня. Эти различия могут характеризоваться как различия в способах выполнения операций плана решения и формах выполнения решения.

В начальных классах термины «способ решения», «различные способы решения» необходимо употреблять лишь для обозначения понятий одного, а именно второго, уровня.

Эффективным средством формирования умения решать задачи разными способами являются уроки, деятельность учащихся на которых строится как специфически учебная.

Важное влияние на формирование УД оказывает и последовательное ознакомление учащихся с различными формами записи решения. Целесообразно организовать специальное обучение им через организацию УД. При этом необходимо сравнивать разные формы записи, обсуждать достоинства и недостатки каждой формы при их использовании для разных целей. Полезно проведение обобщающих уроков, на которых показываются и составляются всевозможные формы записи, уточняется назначение каждой из форм, обсуждается целесообразность записи при решении задачи для достижения конкретных учебных и неучебных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: