Настоящий стандарт устанавливает числовые значения основных параметров атмосферы для высот от минус 2000 до плюс 1200000 м.
Высота, H, м | Температура, Т, К | Скорость звука, a, м/с | Давление, P, Па | Плотность, r, кг/м3 | Кинематическая вязкость, n, м2/c |
0 | 288,15 | 340,294 | 1,01325*105 | 1,225 | 1,4607*10-5 |
Пример 8.
Рассчитать высоту полёта и атмосферное давление, если температура за бортом составляет t = -24°. Температурный градиент tгр =6,5 °/км. Стандартная атмосфера: t0 =15°, P0 =760 мм. рт. ст.
Расчёт: Н = (t0 – t)/tгр = (15+24)/6,5 = 6 км.
Уровни начала отсчета высоты
Высота полёта – это расстояние по вертикали от определённого уровня, принятого за начало отсчёта, до центра масс ВС.
Измерение высоты необходимо для выдерживание профиля полёта, предотвращения столкновений с земной поверхностью, для решения навигационных задач.
Нотн – высота относительная, измеряется от уровня аэродрома,
Набс – высота абсолютная, измеряется от среднего уровня моря,
Нэш – высота эшелона, измеряется от уровня стандартной атмосферы,
|
|
Нист – высота истинная, измеряется от точки на земной поверхности.
При выполнении полетов используются уровни начала отсчета высот, соответствующие следующим значениям атмосферного давления. В авиации применяются три системы отсчета давления: QNH, QFE, QNE.
Уровень отсчета QNE (Q -code N autical E levation) – стандартное атмосферное давление на уровне моря 760 мм рт. ст. = 1013,2 гПа = 29,92 дюйма рт. ст., закреплено документально, постоянно и одинаково во всем мире. Применяется на маршуте.
Уровень отсчета QNH (Q -code N autical H eight по другим источникам N ormal H eight) – атмосферное давление в данной точке, приведенное к среднему уровню моря (MSL). Применяется на взлете и посадке в районе аэродрома. После посадки, высотомер, на котором установлено QNH аэродрома, должен показать превышение аэродрома.
Уровень отсчета QFE (Q -code F ield E levation) – атмосферное давление аэродрома на уровне порога ВПП. Применяется на взлете и посадке в районе аэродрома.Установив давление аэродрома и находясь на этом аэродроме, высотомер показывает ноль.
При выполнении полета экипаж выполняет следующие действия:
- для выполнения взлета и набора высоты экипаж вручную устанавливает уровень отсчета атмосферного давления QNH (QFE),
- после набора высоты и выхода на маршрут устанавливает уровень отсчета QNE,
- при снижении и заходе на посадку снова устанавливается уровень QNH (QFE).
Высота эшелона (эшелон) – это условная высота полета, рассчитанная при стандартном давлении от уровня QNE и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов в 1000 футов (300 м).
Высота перехода – это установленная высота относительно уровня ВПП, на которой после набора высоты члены экипажа выполняют вручную переключение отсчета атмосферного давления барометрического высотомера с QFE (QNH) на стандартное QNE относительно 760 мм рт. ст.
|
|
Эшелон перехода – установленная высота относительно уровня стандартного давления 760 мм рт. ст., на которой при снижении члены экипажа выполняют переключение отсчета атмосферного давления барометрического высотомера с QNH на давление аэродрома или давление, приведённое к уровню моря QFE (QNH).
Переходный слой – это безопасный интервал не менее 1000 футов (»300 м) между эшелоном перехода и высотой перехода, что исключает ситуацию, когда воздушные суда могут пересечься по реальной высоте. Горизонтальный полет в переходном слое запрещен. В этом диапазоне возможно только снижение или набор высоты.
Эшелонирование
Эшелонирование в авиации – это рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы с целью предотвращения сближения воздушных судов и возможных аварийных ситуаций.
Три вида эшелонирования – вертикальное, горизонтальное (продольное), боковое.
Вертикальным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов по высоте. Вертикальный интервал между встречными эшелонами составляет 1000 футов» 300 м. В соответствии с правилами эшелонирования ИКАО, эшелоны рассчитываются в футах и обозначаются аббревиатурой FL (Flight Level), за которым следует высота эшелона в сотнях футов, обозначение единиц опускается.
Вертикальное |
Продольное |
Боковое |
Например:
FL240 означает эшелон высотой в 240*100=24000 футов или 240000*0,3048= 7315 м.
Полукруговая система
Полукруговая система эшелонирования ИКАО предусматривает выполнение полетов на различных эшелонах в зависимости от путевого угла. Направления полетов от эшелона к эшелону чередуются.
Нечетные эшелоны (на восток): FL 10, 30, 50, …370, 390, 410, 450, 490…
Четные эшелоны (на запад): FL 20, 40, 60, …360, 380, 400, 430, 470, 510…
Новая система вертикального эшелонирования в России введена 17 ноября 2011 г.
Горизонтальным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов в горизонтальной плоскости по расстоянию на установленные интервалы. На международных воздушных трассах используется два вида продольного эшелонирования: по времени и по расстоянию.
Боковым эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов на одной высоте по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути.
Минимальные интервалы бокового эшелонирования при наличии радиолокационного контроля.
Барическая ступень
Барическая ступень – величина, определяющая градиент изменение высоты в зависимости от изменения атмосферного давления. Барическая ступень – это такая высота, на которую нужно подняться или опуститься, чтобы давление изменилось на 1 гПа или 1 мм.рт.ст. Величина барическая ступени зависит от давления и температуры воздуха. С ростом температуры и увеличением высоты над уровнем моря она возрастает, т. е. она прямо пропорциональна температуре и обратно пропорциональна давлению.
С ростом температуры воздуха барическая ступень увеличивается на 0,4% на каждый градус температуры. Вблизи земной поверхности при нормальном давление и температуре 15°С барическая ступень равна 8,2 м/гПа. Барическая ступень в приземном слое используется пилотами для расчета безопасной высоты полета в равнинной и холмистой местности.
Пример 8. Вычисление барической ступени.
Во время взлёта ЛА давление уменьшилось на 2 мм.рт.ст. по отношению к ВПП. На какой высоте находится ЛА?
Давление на уровне ВПП равно стандартному p = 760 мм. рт. ст.
Температура t = 20°С.
Приращение давления: Δ p = 2 мм.рт.ст.
|
|
Из формулы: Q = 8000/760*(1+20/273,15) = 11,29 метра на 1 мм.рт.ст.
Изменение высоты на взлёте Δ H = 22,59 ≈ 22,6 метра.