Авиационные карты используются при подготовке к полету и в процессе полета.
При подготовке к полету карта необходима для решения следующих задач:
- прокладка и изучение маршрута полета;
- измерение путевых углов и расстояний между пунктами маршрута;
- определение географических координат пунктов (аэродромы, ППМ, радиотехнические средства и т.д.);
- получения данных о магнитном склонении района полета;
- изучения рельефа местности и определения высоты гор и отдельных точек местности.
Применение карты в полете:
- ведение визуальной и радиолокационной ориентировки;
- контроль пути и прокладка линий положения самолета;
Карты нужны также службе движения для руководства полетами и контроля за правильностью их выполнения
Картой называется условное графическое изображение всей поверхности Земли или отдельных ее частей в уменьшенном виде на плоскости с учетом шарообразности Земли.
Масштабом карты называется отношение длины линии, взятой на карте, к действительной длине той же линии на местности. Он показывает степень уменьшения линий на карте относительно соответствующих им линий на местности. Численный масштаб выражается дробью, у которой числитель −единица, а знаменатель −число, показывающее, во сколько раз действительные расстояния на Земле уменьшены при нанесении их на карту. Например: 1:500000.
|
|
Ввиду того, что шарообразную поверхность Земли нельзя изобразить на плоскости без искажений, масштаб не является постоянной величиной для всей карты.
Аэронавигационные карты, выпускающиеся в нашей стране на протяжении многих десятилетий, похожи на обычные географические, но являются более подробными. Издаются обычно в масштабах 1:1000000 и 1:2000000.
Листы карты содержат информацию по воздушным трассам, предназначенным для выполнения полетов ВС всех ведомств, обеспеченным трассовыми и внетрассовыми аэродромами и оборудованным средствами радионавигации, контроля и управления воздушным движением.
Из географической нагрузки на карту нанесены в основном те объекты, которые могут быть использованы для ориентировки: водные и лесные массивы, населенные пункты, шоссейные (красным цветом) и железные (черным) дороги и т.д.
Из специальной аэронавигационной нагрузки нанесены красными пунктирными линиями изогоны, соединяющие точки с одинаковым магнитным склонением.
Наибольшее распространение получили аэронавигационные карты, выпускаемые корпорацией Джеппесен (Jeppesen), которая является мировым лидером по обеспечению аэронавигационной информацией.
Картографическая проекция – это способ изображения земной поверхности на плоскости. Сущность любой картографической проекции состоит в том, что поверхность земного шара переносится сначала на глобус определенного размера, а затем с глобуса по намеченному способу на плоскость.
|
|
По характеру искажений картографические проекции делятся на следующие группы.
1. Равноугольные. Эти проекции не имеют искажения углов и сохраняют подобие небольших фигур. В равноугольных проекциях угол, измеренный на карте, равен углу между этими же направлениями на поверхности Земли. Картами в равноугольных проекциях широко пользуются в авиации, так как для самолетовождения важно точное измерение направления (путевого угла, пеленга и т.п.).
2. Равнопромежуточные. В этих проекциях расстояние по меридиану или по параллели изображается без искажения. В самолетовождении карты такой проекции применяются реже, чем равноугольные.
3. Равновеликие. В этих проекциях площадь изображенной фигуры на карте равна площади той же фигуры на местности, т.е. площади фигур передаются без искажений. Равенства углов и подобия фигур в этих проекциях нет.
4. Произвольные. Эти проекции не обладают ни одним из указанных выше свойств, но широко применяются для построения некоторых авиационных карт.
Картографические проекции |
Равноугольне |
Равнопро-межуточные |
Равновеликие |
Произвольные |