Средства развития речи

· общен взрос и дет;· культурная языковая среда, речь воспит;· обуч родн речи и языку на занятиях;· художест лите-ра;· различ виды искусства (изобразите, музыка, театр).

Важн средств р/р яв-ся общение. Общ – взаимодействие двух людей, направл на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата В отечественной психол общение рассматривается как сторона какой-либо др деят-ти и как самостоят коммуник деят-ть. Речь, являясь средств общен, возникает на определенном этапе развитобщения. Речь не возникает из самой природы реб, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности реб. Выделение взрос из окр среды, попытки «сотрудничества» с ним начинаются у ребочень рано. Анализ поведения дет показывает, что присутствие взрос стимулирует употребл речи, они начин говорить только в ситуации общения и только по требованию взрос.

В дош дет последовательно возникают и сменяются несколько форм общения дет со взр: ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная), ситуативно-деловая (предметно-действенная), внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Сначала непосредственно-эмоциональное общение, а затем деловое сотрудничество определяют появл у реб потребности в общении. Возникая в общении, речь сначала выступает как деят-ть, разделенная между взр и реб.

Особен речи дет связаны с достигнутой ими формой общения. Переход к более сложным формам общения связан: а) с увеличением доли внеситуативных высказываний; б) с ростом общей реч активности; в) с увеличением доли социальных высказываний. Реч общение в дош возр осуществляется в раз видах деят-ти: в игре, труде, бытовой, учеб деят-ти и выступает как одна из сторон каждого вида. Применительно к дет ран возр вед яв-ся предмет деят-ть. В дош возр бол значение в реч развитии дет имеет игра. Ее характером определяются реч функции, содержание и средства общения. Для реч развития используются все виды игр деят-ти. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи. Но не всякая игра положительно влияет на детс речь. Прежде всего это должна быть содержательная игра. Однако ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова и совершенствованию грамматической формы речи Под. игры оказыв влияние на обогащение словаря, воспитание звук  культуры. Дид и наст-печатные игры испол для реш всех задач реч развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, разв объяснительную речь. В процессе реч общ с дет воспитат испол и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выпол  важ функции: помогают эмоцион объяснить и запомнить значение слов. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (весел, груст, злой, ласк.), связанных с эмоциональным восприятием; Обуч на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела прогр, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, разв те навыки и умения, кот трудно сформировать в др видах деят-ти. Не у всех дет стихийно, без целенаправленного руководства взр, развив языковые обобщения, а это приводит к отставанию в их реч развитии. Некот дети овладевают лишь элементарными формами разговорной речи, затрудняются в ответах на вопросы, не умеют рассказывать. И напротив, в процессе обуч они приобретают способность задавать вопросы, рассказывать. «Все то, что ранее относилось к качествам «творческой» личности, приписывалось особой одаренности, при обуч становится достоянием всех дет». На занятиях внимание реб целенаправленно фиксируется на определенных языковых явлениях, которые постепенно становятся предметом его осознания. В повседневной жизни исправление речи не дает желаемого результата. Дети, увлеченные какой-либо др деят-тью, не обращают внимания на реч образцы и не следуют им, В д/с, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит рече обще с кажд реб, что может приводить к задержкам реч разв дет. Занятия, при методически правильной их организации, в известной мере помогают компенсировать этот дефицит. Бол значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развив путем занимательности, игр и игров приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношен между воспитат и дет, психологическим комфортом дет в д/с. Занятия в раз возр гр имеют свои особенности. В мл гр дети еще не умеют заним в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привл вним дет, яв-ся речь педагога. В этих гр треб шир примен наглядности, эмоциональных приемов обуч, в основ игров, сюрпр моментов. Перед дет не ставится учеб зад (не сообщается – будем учиться, а восп предлагает поиграть, посмотр на картину, послуш сказку). Занятия носят подгрупп и индивиду хар-р. В ср группе хар-р уч- дея-ти несколько меняется. Дети начин осознавать особенности своей речи, например особен звукопроизношения. Усложняется содерж занятий. На занятиях становится возможным ставить учеб задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре реч общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обуч  рассказыванию, заучив стихов. Длител занятий увелич до 20 мин. В стар и подг к школе гр повышается роль обязательных фронт занятий комплексного хар-ра. Меняется хар-р занятий. Проводится больше занятий словесного хар-ра: разл виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упраж, слов игры. Применение наглядности приобретает дру формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Усложняется реч активность дет: использ коллектив рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подго к школе гр занятия приближаются к урокам школьного типа. Длит занятий составляет 30–35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дош воз, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Проведение занятий в смешанной по возр группе сложнее, поскольку одновременно реш разн учеб задачи. Существуют след виды занятий: а) занятия, кот проводятся с каждой возр подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием, методами и прием обуч; б) занят с частичным участием всех дет. В этом случае более млад воспитанники приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. Например, на занятии с картиной все дети участвуют в ее рассматрив и беседе. На самые слож вопросы отвеч старшие. Затем малыши уходят с занятия, а стар рассказ по картине. Воспитатель разновозрастной гр должен иметь точные данные о возрастном составе дет, хорошо знать уровень их реч развития, чтобы правильно определить подгруппы и наметить задачи, содержание, методы и прие обуч для каж Р/р в процессе ознакомления с худ  лит зан бол место в общей системе работы с детьми. С др стороны, воздействие худож лит на реб опред не только содерж  и формой произведения, но и уровнем его реч развития. Изоб искусство, музыка, театр также использ в интересах реч разв дет. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: