Методы и приемы развития речи

Общепринятой в методике (как и в дош дидактике в целом) яв-ся классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют 3 гр методов – нагляд, словес и практич. Нагляд методы сопровождаются словом, а в словесных использу наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с нагляд материалом. Нагля методы использ в д/с чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредст относ  метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматрив натуральных предметов.

Опосредованные методы основаны на применении изобраз наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описан картин и игрушек, рассказыв  по игрушкам и картинам. Опосредов метод могут быть использ также для ознакомл с объектами и явлениями, с котор невозможно познакомиться непосредственно. Словес методы в д/с применяются реже: это чтение и рассказ худож произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словес мет испол наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматр иллюстраций, поскольку возрастные особенн малень дет и природа самого слова требуют наглядности.

Практич мет направлены на примен реч навыков и умений и их совершенствование. К практическим м относ разл  дид игры, игры-драматизации, инсценировки, дид упраж, пластические этюды, хоров игры. Они испол для реш всех реч задач. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении реч материала, готовых образцов. В д/с они применяются, гл образом, в слов работе, в работе по воспитанию звук культ речи, меньше при формировании грамматических навыков и связн речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматр картин, чтение худ лит, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматиз по содержанию лит  произведений, многие дид  игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний. В этом и заключается творческий хар-р реч деят-ти.

В зависимости от задачи р/р выдел методы словар работы, методы воспитания звук культуры речи и др. Методические приемы р/р традиционно делятся на 3 основ груп: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словес приемы. К ним относ реч образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обуч правил звукопроизношению. Игров приемы могут быть словесн и нагляд. Они возбуждают у реб интерес к деят-ти, обогащают мотивы речи, создают положит эмоциональный фон процесса обучи тем самым повышают реч акт-ть детей и результативность занятий.

 

 

12 Технология словар работы. Методика словарной работы в разн возр груп

В соврем методике словар работа рассматривается как целенаправленная педаг деят-ть, обеспечивающая эффективное освоение словар состава род языка. Разв словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.Слово обеспечивает содержание общен. Свободная устная (и письм) речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом. Лингвисты выдел такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность, т. е. наличие значения и способность слова сочетаться с др словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи. Глав особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. В нем можно выделить предметную отнесенность, т. е. обозначение предмета, номинацию. Например, слово стол указывает на определенный предмет – стол, но вместе с тем выделяет существенный признак предмета. С физиологической точки зрения слово яв-ся универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для чел раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Эти связи образ в коре голов мозга по законам, открытым И. П. Павловым. Бывает, что, запомнив слово, реб не всегда соотносит его с действительностью. В этом случае нарушается связь между перв и второй сигнальными системами и искажаются его представления об окр мире. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические хар-ки, обусловливают такой принцип в обуч языку и речи, как наглядность. Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словар раб с дет. Она тесно связана с развитием познава деят-ти, с накоплением представлений об окр жизни, с формированием элементов понятийного мышления. След различать значение и смысл слова. Смысл – это содерж слова в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различ смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с др. Для выяснения сущности слов раб в д/с очень важно подчеркнуть, что значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определ понятием, 3) соотнесенности слова с др лексическими единицами внутри лексической системы языка. Здесь особое значение приобретают ознакомление дет с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. разв смысловой стороны речи.Т.о., словар работа в д/с направлена на создание лексической основы речи и зани важ место в общей системе работы по реч разв дет. Вместе с тем она имеет бол знач для общего разв реб. Овладение словарем яв-ся важ условием умствен развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого реб в онтогенезе, обобщено и отражено в реч форме и прежде всего в значениях слов.Усвоение словаря реш задачу накопления и уточнения представлений, формир понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит разв операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следов, и общему разв реб. И напротив, богатство словаря яв-ся признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умствен развития. Своевременное разви словаря – один из важ факторов подготовки к школ обуч. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают бол трудности в обуч, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обуч рус яз работа над словом рассматрив не только в узком, прагматическом аспекте (формирование реч навыков). В ее традиции уроки род языка – это уроки воспитания нравственности, гражданственности (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и другие). Бол знач имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры. Эмоциональное развитие дош, понимание реб эмоционального состояния др людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Психологи счит, что перевод конкретно-чувственного понимания эмоциональных состояний на уровень осмысления возможен лишь при условии точной и полной их вербализации. Для диагностики и коррекции эмоционального разв дет наряду с др параметрами эмоциональной хар-ки важ яв-ся уровень передачи эмоционального состояния (своего и чужого) в речевом плане, терминологическая оснащенность речи. Особенность слов работы в дош учреждсостоит в том, что она связана со всей воспитат-образоват работой с дет. Обогащение слов запаса происходит в процессе ознак с окр миром, во всех видах детской деят-ти, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления реб, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дош воз, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышл и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.Т.о., роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом разв реб опред место словарной работы в общей системе работы по р/р детей вд/с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: