Технол формир граммат стороны речи у дет

Пути формир грамматич правил речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение реч культуры взрос; специальное обуч дет труд грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формир граммат навыков в практике реч общения; исправление грамматических ошибок. успешное формир грамматически прав речи возможно при условии понимания причин детс ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы. Грамматические ошибки дош опред различ факторами: Др ситуация. Дежурные помогают сервировать стол к обеду. Какая посуда нужна для обеда? незаметно для дет, воспит упражняет их в употреблении глагола хотеть, в согласовании сущ с прил и числительными в роде, числе и падеже. Овладение грамматич строем языка наход в зависимости не только от реч общения с окруж и от подражания речи взр, но также от восприятия окр действительности, от непосредственной практич деят-ти и потребн реб. важно организовать деят-ть дет с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природ явлениями. Исправление грамматических ошибок. Методика исправл ошибок в достаточной степени разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич. Исправ ошибок способствует тому, что дети прив осознавать языковые нормы, т. е. различ, как надо говорить правильно. Не повторять за реб неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Ошибку след исправлять тактично, доброжел и не в момент приподнятого эмоционального состояния реб. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

С дет млад возр исправление грамматических ошибок заключ в основном в том, что воспит, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Дет стар возр след учить слышать ошибки и самост исправлять их. В качестве образца используется пример правил речи одного из дет. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.

 

§ 15 Методика формирования морфологической стороны речи

Млад дошй возр К трем г дети овлад наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особен это относится к сущ. На четв г реб ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При прав определении родовой принадлежности сущо реб прав изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки Для этого возр характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа «можу» вместо могу.Такие морфологические ошибки яв-ся возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения. 1. общими психофизиологическими закономерностями разв реб (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов); 2. трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения; 3. запасом знаний об окр мире и объемом словаря, а также состоянием реч о аппарата и уровнем разв фонематического восприятия речи; 4. неблагоприятным влиянием окруж реч среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей); 5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к дет речи. Е. И. Тихеева, требуя абсолютной грамотности воспитателя, призывала к повышению культуры речи всех окруж реб людей. Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей. Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обуч на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки дет, а в повседневной жизни создаются условия для практики реч общения. занятия по родн яз. На них дети усваивают те грамматические формы, кото невозможно усвоить в повседневном общении. На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения и образовывать формы слов (словообразованию). грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности. Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования – начиная со сред гр. В сред и стар груп процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подгот к шк гру начинает складываться знание норм словообразования. Если в мл воз в бол мере решаются задачи, связанные с пониманием и использованием в речи грамматических средств, то в стар – задачи оценочного хар-ра. Вместе с тем на каждом занятии можно решать разл задачи в зависимости от уровня реч разв я детей. Среди занятий, направленных на обуч дет грамматическим навыкам, можно выд след:

1. Специальные занятия, основное содержание которых – формир грамматически правильной речи 2. Часть занятия по методике р/р.· Грамматические упр проводятся на материале занятия. Напр, в мл гр в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно: упраж детв употреб труд форм (котята, котенок, у котенка не видно лап); В процессе развит элемх матем предст дети упражн в правил сочетании числите и сущ: 5 карандашей, 6 утят. При ознакомлении с природой дети упраж: в употреблении сравнительной и превосходной степеней прилаг: осенью дни короче, ночи – длиннее. При планировании занятий важно прав определять програм содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют дет.

Материал для упраж подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. Так, для отработки навыков употребления формы сред рода берутся не только слова платье, пальто, но и сущ жен и муж рода: юбка, сарафан. Методы и приемы формирования грамматически прави речи. К мет относ дид игры, игры-драмат, словес упраж, рассмат картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Дид игры и игры-драмат проводятся, глав обр с дет мл и сред возр. Дид игры – эффектсредство закрепления грамматических навыков. Дид игры могут проводиться как с игруш, предм и картинками, так и без нагляд материала – в форме словес игр, построенных на словах и действиях играющих. Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само худож произведение яв-ся образцом прав в грамматическом отношении речи. Сред возр. Формир грамматических навыков помогают возникающая в этом возр потребность говорить правильно, прошлый опыт, разв у реб умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, искать прав формы. Бол роль играет для реб оценка взрослыми его реч деят-ти В сре гр расшир круг грамматических явлений, подлежащих усвоению. Содер обуч усложняется: продолжается обучение употреблению форм родит падежа един и множ числа сущ х, согласованию сущ и прил в роде, числе и падеже, использованию раз форм глаголов, формир умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. На ступени сред дош возр наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков след учить дет прав изменять трудные для них слова. На данном этапе формир грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с разв монологической речи, с обуч дет рассказыванию. Програм содерж е и методика организации занятий также усложняются. В дид играх и играх-драма дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В ср гру продолжаются форми навыков употреб сущ во множе числе в именит, родит и винит падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существх. А. М. Бородин предлагает прием отраженной речи с формулировкой вопроса, с которым можно обратиться к персонажу игры:

Спроси у Наташи: «Тебе жарко в пальто?» Становлению грамматической стороны речи способ худ лите-ра, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др. На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» можно увидеть употребление реб разных форм глагола:· не плачь, не горюй; Использ прямой речи: Идет старый медведь. Навыки употреб глаголов закрепляются в играх. Стар дош воз В ста дош воз завершается усвоение системы род языка. К 6 го дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы вызывают затруднения. У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо – «ухи») Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для рус язы, продолжается. Усвоение грамматики облегчается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений. Стар дош продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию сущх с прил и числитель (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными. На данном возраст этапе ставятся задачи учить дет правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспит у реб критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с разв связной речи. В методике от постепенного преобладания нагляд материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словес приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, слов дид игры и специальные словесные грамматические упраж (иногда это лексико-грамматические упражнения). По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для реч творчества – самостоятельного образования трудных форм слова. Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки. Проводятся дид игры

 

16. Методика формирования синтаксической стороны речи

Речь трехлет дет ситуативна, поэтому реб учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четв г жизни развив умение строить предлож раз типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дид игры, игры-драм. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища. Составление предлож по карт облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драмат слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает реб строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются дет. Работа над предложением нач с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Разв у реб умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связн речью. Рассматривая карти, реб учится односложно отвеч  на вопросы: Что делает мама? (Читает) Затем дет учат строить прост предло  путем полных ответов на вопросы. Что девочка делает? – Девочка рисует. Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением провод параллельно. Формированию умения строить распространенные предложения способств задания типа «закончи предложение»: Учитель учит кого? (Учеников) Рассматр картинки или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя. В мл гру дет учат распространять предложения за счет однородных членов.

Перед дет наборы картинок: овощи. Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке. Затем воспит начи предложение, а дети продолжают: Мама купила в магазине морковь, лук.

Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).Дети упражн в употреб обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспит начинает: В д/с привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы. Помимо построения предложений дети упраж в измене глаголов. А как сказать, если дети только собираются идти в лес? (Дети пойдут в лес)

Для упраж дет в построении предложений можно использ игры-драмат: «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал) Все упраж должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в контексте игрового сценария, игрситуации или игры с использ игрушек и картинок, сюрпр моментов, сказочных персонажей или героев литер произве Продуктивным яв-ся такой прием обуч дет навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в котор встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Оч важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний дет, для диалога воспитателя и реб, использовать худ лит для воспит прав литературной речи. В речи реб 5 года жизни увелич количество простых распространенных и сложных предложений. В содер обуч входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использ в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Дет предлагают несколько картинок:. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их. Мальчик делает лодочку Девочка рисует клоуна. Для прав построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обуч детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами реб подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упраж типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.Маша взяла утюг, она будет (гладить белье). Продуктивны упраж, в кот реб должен отвечать на вопросы полным предложением. Кого ведут в детский сад?. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что,) для связи предложений. Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в кот требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упраж способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении реб связей и отношений, существующих в реальной жизни. Овладению дет навыками конструирования сложных предложений способствуют специально разработанные приемы. Благодаря их использованию реб ставится в такие ситуации, которые побуждают его высказываться в форме сложных предложений. Составление сложносочиненных предложений по двум картинкам.Дети рассматр близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоят составляют предлож.В стар дош воз значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Реб овлад многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогич  и монологической форм речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей хар-ся большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т. е. контекстностью. Продолжается формир простых и слож предлож. Необходимо формир  у дет элементарное представ  о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые сред-ва для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь,).С целью разв синтаксической стороны речи используются дид игры, сюжетные картинки, словесные упраж, коммуникативные ситуации, худож тексты. Подбор однородных определений для согласования сущ с прилаг в роде и числе. Какая сегодня погода? (Хорошая)Разв синтаксической стороны речи осуществл и на занятиях по обучению монологической речи. Разн виды рассказов побуждают реб использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто использ простые предложения, поскольку это необходимо для хар-ки героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений. При пересказывании литерат текстов дети употребляют прямую и косвенную речь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: