Процессуальная деятельность судебных органов ограничена пределами государственной территории. Однако очень часто возникает необходимость осуществления подобной деятельности за рубежом. В подобных случаях необходимо получить согласие иностранного государства на производство на его территории процессуальных действий другого государства.
Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства.
Судебное поручение – это вид правовой помощи, обязанность оказания которой фиксируется в международных соглашениях и национальных законах.
Основные формы правовой помощи, предоставляемой в порядке выполнения иностранных судебных поручений: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов и иных лиц для целей судопроизводства; сообщение информации о действующем праве.
|
|
Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:
1) непосредственные сношения судов;
2) дипломатический и консульский путь – обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;
3) использование специально назначенных уполномоченных;
4) передача поручений через центральные органы юстиции.
Поручение иностранного суда не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей).
Исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, производится на территории государства, суд которого его постановил. Вместе с тем, в некоторых случаях, предусмотренных международными соглашениями и договорами об оказании правовой помощи, оно может быть исполнено и на территории иностранного государства.
Для того чтобы российский суд мог приступить к исполнению решения иностранного суда или арбитража, они должны быть предъявлены в течение трех лет со дня их вступления в законную силу.
По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ в порядке международных договоров и федеральных законов РФ.
В производстве по признанию и приведению в исполнение иностранного судебного решения не допускается его пересмотр по существу: российский суд не вправе проверять правильность установления иностранным судом фактических обстоятельств, правильность квалификации доказательств, обстоятельств и правоотношений. Его задача - определить, допустимо ли признание и исполнение решения иностранного суда с точки зрения принципов российского права и тех критериев, которые прямо закреплены законом или международным договором.
|
|
Приведение в исполнение решения иностранного суда всегда требует судебного производства, которое возбуждается по ходатайству взыскателя о принудительном исполнении решения.
Судебные решения могут предполагать только их признание. Простое признание - по общему правилу - не требует судебного производства. К таковым относятся решения о признании, которые не нуждаются в принудительном исполнении (о расторжении или признании недействительным брака). Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения.
Основания отказа в признании иностранных судебных и арбитражных решений:
· решение не вступило в законную силу;
· сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения дела;
· дело относится к исключительной подсудности правоприменительных органов РФ;
· по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ;
· признание решения противоречит публичному порядку РФ.