Вопрос 37. Социологические методы исследования досуга

Социология досуга призвана выявлять социальную роль, специфику проявления, закономерности функционирования культуры, поведения, общение людей в досуговой сфере. Социологическое исследование досуга предполагает изучение общих закономерностей, динамики культуры и специфических форм её проявления в досуговой сфере, степени усвоения или конкретного вклада индивида той или иной социальной общности в развитие её субкультуры.

Социологические методы исследования досуга: анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос (анкетирование, социометрия, интервью), тестирование

Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных средств массовой информации и т. п. Под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации.

Существуют два основных метода анализа документов — традиционный и формализованный или контент-анализ (анализ содержания).

Традиционный анализ — совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого документа. Эффективность традиционного анализа зависит от: содержания и направленности документа; условий, целей и задач исследования; научной квалификации исследователя. Традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа.

Контент-анализ — это анализ содержания массовых совокупностей текстов с использованием наблюдения и статистических процедур в социологических целях. Специфика контент-анализа заключается в нахождении ключевых типичных признаков, черт, свойств письменных материалов и документов, отражающих существенные стороны их содержания, тех признаков, с помощью которых становятся возможными измерения, сопоставления, применение точных математических операций.

Характерные особенности контент-анализа:

нахождение и выделение в тексте определённых смысловых понятий, интересных исследователю;

выявление частоты употребления понятий в документе в зависимости от его содержания.

Приступая к процедуре контент-анализа, важно соблюдать основные методические требования. В.первую очередь необходимо точно определить тему исследования, эмпирические объекты (журналы, газеты, письма, дневники) и понятия, в соответствии с которыми будут отбираться единицы анализа. Одним из основных методов отбора информации в контент-анализе является формализованное наблюдение.

Анализ содержания журнальных и газетных текстов способствует выявлению степени теоретической разработки тех или иных сторон досуговой деятельности, а также отображению реальных событий, процессов, происходящих в досуговой сфере. Контент-анализ способствует выявлению объективной картины газетных публикаций о досуге, выявления положительного опыта, нерешенных проблем, проведению сравнительного анализа социальной значимости различных видов досуговой деятельности индивидов, групп, общностей.

 

Наблюдение используется, как правило, для сбора и обобщения первичной информации, занимает ведущее место при исследовании социальных общностей, социального поведения индивидов, отображает конкретные события в конкретных ситуациях. По итогам наблюдений можно сделать весомые выводы и о конкретной социокультурной среде, условиях и содержании досуговой деятельности.

Главной целью наблюдения является получение достоверной информации, доступной восприятию наблюдателя. В прикладной социологии используются различные виды наблюдения: полевое; лабораторное; систематическое; случайное.

По принципу взаимодействия с объектом оно подразделяется на включённое (исследователь работает и действует как рядовой полноправный член общности, проблемы которой он исследует) и не включенное (наблюдатель остаётся в позиции стороннего наблюдателя).

Для изучения досугового общения используют формализованное и неформализованное наблюдение (не имеетопределённо поставленной цели, нет записи результатов наблюдения).

Разработка программы наблюдения включает в себя 5 этапов.

1. Определение цели и задач.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.

Объект — социальные общности, группы, отдельные лица в различных ситуациях досугового общения.

Ситуации наблюдения — это комплекс условий, при наличии которых объект подлежит наблюдению.

Предмет наблюдения — признаки, свойства, факторы, формы проведения досуга индивидов, группы в определённой социокультурной ситуации, среде.

3. Определение признаков, по которым будет отслеживаться и оцениваться наблюдаемая ситуация.

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого объекта. Регистрировать можно в блокнотах, карточках регистрации, протоколах, дневниках.

5. Обработка результатов. Выводы.

Эксперимент — создание специальных условий с целью выявления особенностей личности или группы. С помощью экспериментальных исследований можно получить информацию о результатах досуговой деятельности людей в процессе воздействия на них заданных и контролируемых факторов. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинных связях социокультурных досуговых процессов, выявление наиболее существенных из них. В.ходе эксперимента создаются условия для проявления той или иной взаимосвязи явлений, получения новых данных и проверки старых на достоверность. Проведение эксперимента основывается на знаниях об объекте и предполагает выдвижение и доказательство гипотез исследования. Как правило, задачи, решаемые с помощью эксперимента, связаны с измерениями.

Характерные признаки эксперимента:

· способ формирования условий (естественные (полевые) и искусственные (лабораторные));

· цель исследования (преобразующая, констатирующая, контролирующая, поисковая);

· форма проведения (лабораторная, полевая);

· структура изучаемых объектов и явлений (простая, сложная);

· количество варьируемых факторов (однофакторные и многофакторные).

В практике социологических исследований используется более 20 типов эксперимента. Основные из них:

1. Естественный эксперимент проводят в естественных условиях существования объекта исследования (используется часто в социально-культурной деятельности, педагогики, психологии).

2. Преобразующий эксперимент предусматривает активное применение структуры и функций объекта исследования в соответствии с выдвинутой гипотезой.

3. Натурный эксперимент связан с введением в какой-то рабочий процесс преобразований.

4. Информационный эксперимент используется для изучения воздействия определённой информации на объект исследования.

5. Социометрический эксперимент эффективен при изменении существующих межличностных социально-психологических отношений в малых группах с целью их последующего совершенствования.

6. Поисковый эксперимент проводится вследствие отсутствия достаточных предварительных данных.

7. Педагогический эксперимент, в ходе которого или устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием или условием воспитания, обучения и их результатами.

8. Методический эксперимент: фиксация наличия или отсутствия определённой взаимосвязи между приёмами, формами, способами получения методической информации и степенью её использования в практической деятельности.

 

Опрос — метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе. Основное назначение опроса — получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также отражённую в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т. п. субъективных состояний отдельных лиц или их общностей.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и как убедиться в том, что можно верить полученным ответам.:

1. Подготовку к проведению опроса (информационная подготовка при таком виде опроса, как анкетирование, подготовка инструментария, планирование процедуры проведения опроса, то есть кто, каким образом и в какие сроки организует заполнение анкет или опросных листов).

2. Саму процедуру проведения опроса.

3. Мероприятия после завершения опроса

После проведения опроса итоги его должны быть доведены не только до руководителя (заказчика опроса), но и до участвующих в нем. Для того чтобы опрашиваемые и в дальнейшем были готовы к активному участию в опросах, они должны быть проинформированы о полученных результатах, а также должны видеть для себя реальную пользу от самого факта участия в опросе.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Анкетирование — один из основных видов опроса, осуществляемого путём опосредованного общения (на бумаге) социолога и респондента. Анкетёр — лицо, ведущее сбор первичной социологической информации методом анкетирования.

Анкета — опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса. Представляет собой организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами исследования.

Для контроля состава опрашиваемых по уровню осведомленности в теме опроса используют так называемые прямые фильтры и «ловушки». Объем анкеты не должен быть слишком большим. Слишком большие анкеты, заполнение которых занимает больше получаса, часто вызывают у опрашиваемых негативные эмоции, что сказывается на качестве заполнения анкет. Респонденты либо пропускают большое число вопросов, либо дают стереотипные ответы. Не следует поручать проведение анкетирования (распространение и сбор анкет) непосредственно заказчикам метода, то есть лицам, заинтересованным в результатах.

Анкета состоит из:

1. вводной части — обращение к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, инструкции по заполнению анкеты, то есть описание того, каким образом участники должны отвечать на предложенные вопросы;

2. основной части — вопросов, вытекающих из целей и задач исследования.

3. «паспортички» или демографической части, в которой указываются объективные социально-демографические и другие характеристики респондента. Для упрощения статистической обработки данные группируют определенным образом. Эта часть анкеты играет очень важную роль, так как позволяет выявить мнения, оценки, предпочтения разных категорий населения: разных возрастных групп, представителей разных специальностей и т. п.

Виды анкетирования:

· по способу общения между исследователем и опрашиваемым — прессовый (вопросник печатают в газете, журнале), почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетёр раздаёт их группе респондентов);

· по месту проведения — по месту жительства и по месту работы или учёбы; в последнем случае анкетирование может быть групповым (или аудиторным);

· по уровню стандартизации — полностью или частично стандартизированным (вопросы задают одинаковые всем или в соответствии, например, с возрастом).

Анкетирование имеет свои достоинства (оперативность, экономия средств, времени и др.) и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации и т. д.

В анкетах могут использоваться открытые и закрытые вопросы.

Открытые вопросы — вопросы без вариантов ответов. Предполагается, что открытые вопросы позволяют избежать каких-либо влияний на опрашиваемых со стороны организаторов анкетирования, респонденты высказывают свое мнение. Недостатков у открытых вопросов два:

1. полученные мнения трудно поддаются статистической обработке.

2. открытые вопросы чаще, чем закрытые, остаются без ответов.

Закрытые вопросы — вопросы с вариантами ответов. Респондент должен отметить тот вариант ответа из предложенного списка, который наиболее полно отражает его мнение. Но какая-то информация может в них теряться.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

1. Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

2. Непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Мы имеем в виду стилистику формулировки вопросов. В.данном случае те же требования касаются обшей структуры опросного листа.

3. Одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

4. Смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то блока неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым блокам.

5. Распределение вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего — завершающая паспортичка.

Социометрия — вид опроса, цель которого количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых группах и коллективах путём фиксации связей предпочтения, выявленных среди их членов в ситуации выбора. Этот метод позволяет описать структуру взаимоотношений в группе (коллективе, организации), дать оценку межличностных отношений в группе, установить место в группе того или иного человека (лидер, изолированный, отверженный).

Изучение может осуществляться при помощи наблюдения и опроса.

Объектом социометрии выступает малая контактная группа, предметом — во-первых, структура группы, во-вторых, статус отдельных её членов.

Социометрия проводится только посторонним для данной группы лицом. Для проведения социометрического исследования используются социометрические карточки — методический инструмент в виде опросного листа, анкеты, текста для сбора информации.

Беседа (интервью) является одним из наиболее простых методов социологического исследования. Поговорив с человеком, вы почти всегда можете представить его отношение к чему-либо, его мнение и т. п. Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников — интервьюер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника. В ходе беседы с опрашиваемым всю необходимую информацию вы можете получить с помощью вопросов.

Выделяют следующие типы вопросов, используемые при данном социологическом исследовании: закрытые, открытые, косвенные, наводящие, рефлексивные, альтернативные.

Закрытые вопросы — вопросы, которые предполагают однозначный ответ. При закрытых вопросах опрашиваемый вынужден ограничиваться конкретными сведениями (возраст, социальное положение, профессия). Либо ответами "да" — "нет", "не знаю", "нравится" — "не нравится", "удовлетворяет" — "не удовлетворяет" и т.п. Поэтому данный вид вопросов желательно задавать в конце беседы или сразу же после закрытого вопроса задать открытый, предполагающий развернутый ответ.

Открытые вопросы — вопросы, ответы на которые не ограничены определенными рамками. Обычно ответы на такие вопросы содержат развернутую информацию.

Косвенные (проективные) вопросы — выяснение оценок, которые опрашиваемый дает мыслям и действиям других людей. Обсуждая мотивы и поступки других людей, человек обычно это делает, исходя из собственной системы ценностей, из своих взглядов на жизнь.

Наводящие вопросы — вопросы, на которые можно получить однозначный, фактически заранее запрограммированный желательный ответ. Используя эти вопросы, вы фактически подсказываете другому человеку, какой ответ предполагаете от него услышать. Необходимо помнить, что такие вопросы могут скрыть истинное мнение опрашиваемого, но, с другой стороны, вы как бы берете обязательство со стороны собеседника, что может сыграть положительную роль в дальнейшем.

Рефлексивные вопросы — задавая такие вопросы, вы либо своими словами, либо близко к тому, что было сказано вашим собеседником, повторяете услышанное. Эти вопросы нужны для того, чтобы избежать недопонимания или неверного понимания. Кроме того, они показывают человеку, что его внимательно слушают.

Альтернативные вопросы — вопросы, в которых предлагают выбор одного из вариантов ответа. Как правило, используется союз "или".

Формулируя вопросы, обращайте внимание на следующее:

1. Старайтесь минимизировать использование закрытых и наводящих вопросов.

2. Шире используйте открытые и косвенные вопросы, дающие возможность вам получить больше информации.

3. Не надейтесь на экспромт. Старайтесь продумать заранее, какие вопросы вы зададите опрашиваемому во время беседы.

Для того чтобы использовать беседу как эффективный метод социологического исследования, необходимо не только уметь задавать вопросы и говорить, но и уметь слушать, причем активно. Можно использовать следующие приемы активного слушания:

·“да-да”, “очень интересно», “это очень важно” и т. п.;

·слушать и задавать вопросы, уточняющие услышанное;

·показать, что вы понимаете собеседника;

·делать паузы, для того чтобы высказаться собеседнику;

·время от времени подводить итог сказанному;

·делать комплименты.

Не следует делать следующего:

·НЕ притворяйтесь, что слушаете.

·НЕ перебивайте.

·НЕ делайте поспешных выводов.

·НЕ спешите возражать, если вы с чем-то не согласны.

·НЕ задавайте слишком много вопросов.

Наблюдайте за тем, какваш собеседник отвечает на вопросы. Более подробно с "языком тела" можно ознакомиться в специальной литературе по психологии.

Регистрация (запись) результатов интервью может производиться по ходу разговора с разрешения интервьюируемого. Лучше всего, если беседу ведет один человек, а регистрирует (стенографирует) — другой. Ассистент интервьюера, ведущий запись, садится так, чтобы опрашиваемый мог видеть его боковым зрением, тогда как интервьюер располагается прямо напротив респондента. Этим достигается двойная цель: внимание приковано к интервьюеру и отвлечено от ведущего протокол. В.то же время сам факт ведения протокола не скрывается, и это перестает волновать респондента. Нежелательно использовать технические средства для записи (ауди- и видеоаппаратура): обычно это стесняет опрашиваемых. Если интервьюер гарантирует анонимность беседы, они вовсе неуместны.

Ведение беседы предполагает постепенное включение в разговор с таким расчетом, чтобы, добившись более непринужденной атмосферы, поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному плану.

1. Установление первого контакта. Цель — создать благоприятную атмосферу для разговора. Вначале интервьюер называет себя и представляемую им организацию, помня, что не надо подчеркивать свою личную заинтересованность в содержании интервью: "Я — представитель такой-то организации. Меня зовут… Наша организация изучает… Для этого мы хотели бы собрать некоторые сведения у жителей. — Вы не возражаете, если я задам Вам несколько вопросов?". Проверено на практике, что люди обычно удивляются, откуда взята их фамилия, почему выбрали именно их, иногда советуют обратиться к другому лицу. Интервьюер объясняет, что отбор опрашиваемых производился "вслепую", не по их собственному желанию: "Мы стремимся отобрать опрашиваемых чисто случайно, чтобы иметь широкую и полную картину суждений и взглядов по вопросам, о которых я Вам уже сказал. Если бы мы беседовали только с желающими, у нас создалось бы однобокое представление, верно?". Эти ремарки: "Не так ли? Верно? Как Вы думаете?" и т. п. — очень полезны. Они создают атмосферу некоторой доверительности. Интервьюер как бы приглашает опрашиваемого разделить с ним ответственность за добротность информации. Возможно, что опрашиваемый продолжает отказываться вести беседу (ссылается на неинформированность, занятость). Надо ему сказать, что вопросы будут простыми: "Давайте попробуем. В.любую минуту Вы можете прервать беседу, если обнаружите, что вопросы трудны или почему-то не захотите продолжать разговор. Мой первый вопрос: "Какой Ваш любимый праздник?". Для ≪утепления≫ атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных тем: о погоде, о том, как искал дорогу, о спортивных новостях — о чем угодно, что покажется уместным для установления первого контакта.

2. Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью. На этом этапе продолжается общая разведка. Как и в анкетных опросах, первые сведения — чисто фактуальные (обычные обязанности, описание условий жизни, быта). В.этот период следует подчеркивать, что получаемая информация важна, интересна. Сомнения в компетентности опрашиваемого и другие настораживающие вопросы на первом этапе строго воспрещены.

3. Переход к основным вопросам интервью должен сопровождаться вводными словами, которые подчеркивают важность последующего разговора. Вопросы на мотивацию — наиболее трудный этап, где следует использовать все возможности косвенных, безличных и контрольных вопросов. Поощрение к ответу на сложные вопросы достигается нехитрыми приемами: внимательный взгляд, одобрительный кивок, поддакивание, частичное несогласие с опрашиваемым, встречный вопрос, сомнение в сказанном, указание на противоречие в ответах опрашиваемого, проверка путем неправильной формулировки сказанного.Всякое сомнение в компетентности опрашиваемого или несогласие с его ответами немедленно сопровождается подчеркиванием согласия и одобрения его пояснений:

4. Важный элемент искусства интервью — быстрое восстановление контакта с респондентом в случае его утраты. Опрашиваемый может почему-то отказаться отвечать на вопрос или начинает отвечать невпопад.

Причины потери контакта разнообразны:

a) Респондент не располагает нужной информацией или затрудняется вспомнить. Нужно убедиться, действительно ли мы столкнулись с некомпетентностью или забывчивостью. Можно задать несколько прямых, более детализированных вопросов. Если подозреваем респондента в забывчивости, уточняем обстановку, к которой относятся события.

b) Опрашиваемый не понял цель вопроса или характер ожидаемого ответа, не может сформулировать свою мысль: надо переспросить то же самое иными словами.

c) Респондент не хочет отвечать потому, что не расположен откровенничать на эту тему, он не думает, что интервьюер правильно его поймет и т. п. Следует поставить вопрос в косвенной, безличной форме. Один из приемов: зондирование — "эхо". Интервьюер просто повторяет последние слова опрашиваемого, подчеркивая внимание и побуждая к откровенности. Важно вовремя остановить зондирование, в момент, когда либо возобновлен контакт с респондентом, либо опрашиваемый начинает не на шутку тревожиться. В.последнем случае его надо успокоить и переходить к следующим вопросам

5. Завершение беседы. В.ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В.заключение он может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы, и просит кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется ему более важным, чем представлялось в ходе разговора.

6. Тестирование — техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, которые не поддаются непосредственному наблюдению. Теория тестирования разработана в психологии. Под тестами в психологии понимают стандартизированные испытания для выявления или оценки тех или иных психологических особенностей человека.

Часто тестирование применяется в службах занятости при переподготовке кадров. Сегодня часто тесты стали использовать аниматоры, конечно же, это шуточные игровые тесты, но благодаря им можно создать непринужденную обстановку на мероприятии.

Итак, использование социологических исследований способствует глубокому изучению социальных процессов и явлений, позволяет избежать умозрительных и поверхностных заключений и оценок в работе самых различных организаций и индивидов. Чтобы провести методически грамотное исследование, необходимо овладеть определенной суммой знаний о правилах его подготовки и проведения, уяснить, что оно в состоянии дать, а чего от него ожидать не следует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: