Практическая работа № 24

«Профессиональная деятельность в различных сферах экономики»

Цель работы:

Познакомиться с профессиональной деятельностью в различных сферах экономики.

Материальное оснащение:

Задание для выполнения практической работы.

Краткая теория:

Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т. е. по предмету труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Согласно предмету труда принято выделять пять областей профессиональной деятельности, а именно:«человек — природа», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — человек», «человек — художественный образ».

Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли экономики и культуры.

Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности — это качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя следующие аспекты:

- физиологический (общее развитие, состояние здоровья);

- нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);

- психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т. п. — характеру труда);

- практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах.

Трудовая деятельность человека обычно мотивируется. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества) и личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей); среди личностно значимых мотивов трудовой деятельности можно особо выделить мотивы с негативной окраской, так называемые корыстные мотивы (стремление к единоличному обогащению, славе, почестям и власти — как к самоцели).

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

- аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);

- энергетическую (затрата энергии мышц и психической энергии);

- технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);

- транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

 

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Средства труда — это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства (машины, оборудование, инструменты), а также земля — всеобщее средство труда, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т. д.

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства. Схематично орудия производства можно представить следующим образом.

Поясним схему.

Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:

· энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);

· рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);

· транспортные (конвейер, автомобиль);

· подъемные (краны, лебедки);

· информационные (арифмометры, ЭВМ).

 

Оснастка — совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (например, крепление, подача заготовок и т. п.).

Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т. п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т. п.).

Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом.

Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т. п.), принципу действия (механические, электрические, оптические и т. д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т.д., регистрирующие — писцы, датчики и т. д.). Контрольно-измерительные приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называются дистанционными.

Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

К функциональным возможностям человека относятся возможности:

· рук (сила, ловкость, координация);

· органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);

· тела (пластика, мышечная сила и др.);

· психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);

· речевого аппарата, голоса и др.

Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.

Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов.

Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт — товар или услуга.

Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).

Для хранения продуктов труда (товара) создаются специальные места, помещения, склады.

Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: