Пример оформления раздела «ВВЕДЕНИЕ» ВКР

Пример оформления вводной части ВКР по биологии

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие индустриального общества и увеличение масштабов хозяйственной деятельности человека привело к тому, что к концу 20 века антропогенные факторы стали определяющими для эволюции биосферы, и одним из крайних вариантов антропогенной трансформации экосистем является урбанизация, уже давно привлекающая внимание экологов (Фёдорова, 2005).

Городская среда обитания для животных любых видов является эволюционно новой. Рост города сопровождается строительством дорог, видоизменением застройки пригородов, расширением границ города за счёт ассоциации ближайших населённых пунктов и прилегающих естественных ландшафтов. В городе создаются специфические условия обитания животных, обусловленные ограниченностью естественных ресурсов среды (Благосклонов, 1980). Сокращение естественных мест обитания приводит к расселению животных в менее подходящих биотопах, вынуждает строить гнёзда, норы в непривычных местах (Новиков, 1964). Ограниченность естественных кормов обусловливает поиск новых кормовых объектов и питание непривычной пищей (Исаева, 2001). Изменяются ритм суточной активности, поведение, характер использования территории, размеры индивидуальных участков (Галушин, 1962; Ковалев, 1996; Рахимов, 1992). Животные перестают бояться человека (Мешкова, 2000).

Среди позвоночных животных наиболее многочисленной в городском ландшафте группой животных являются птицы, которые чувствительно реагируют на возникающие в биосфере изменения трансформацией ареалов, структуры населения, экологических особенностей. Это позволяет использовать их в качестве биоиндикаторов.

Изучение орнитокомплексов городов представляет интерес с позиций выявления механизмов адаптации животных к отдельным факторам урбанизации, а также для выявления условий, способствующих сохранению биологического разнообразия – важнейшего показателя состояния надорганизменных систем и необходимого условия устойчивости экосистем.

К настоящему времени в научной литературе обзорно освящён состав орнитофауны различных городов России (Божко, 1972; Майхрук, 1975; Бабенко, 1980; Ильичев, 1987; Козлов, 1988; Рахимов, 1989, 2002; Храбрый, 1991; Шляхтин, 1999; Константинов, 2000 и др.). В ряде публикаций отражены также результаты исследований видового состава и относительной численности птиц г. Тюмени и Тюменского района (Гашев, 1997, 2011; Граждан, 1998, 2009), г. Ишима (Еливанов, 2006; Кудобаев, 2009; Левых, 2011; Крысин, 2011, 2012; Чупина, 2012). Однако для получения полного представления о современном состоянии населения птиц городов юга Тюменской области и тенденциях его изменения необходимы дополнительные исследования. Сказанное обосновывает актуальность данной работы и определяет её основную цель – изучение фауны и структуры сообществ птиц на территории города Ишима.

       Для достижения цели решали следующие задачи:

1) провести качественные и количественные учёты птиц в различных структурно-функциональных зонах города Ишима;

2) провести эколого-фаунистический анализ населения птиц на исследованной территории;

3) рассчитать индексы видового разнообразия и устойчивость исследуемых сообществ;

4) определить влияние факторов урбанизации на видовое и структурное биоразнообразие птиц.

       Объект исследования: орнитофауна г. Ишима.

       Предмет исследования: влияние урбанизации на фауну, видовое и структурное биразнообразие птиц города Ишима.

       Новизна работы обусловлена тем, что в ней представлены результаты оригинальных учётов, проведённых в 2015-2019 гг.

       Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней обобщены сведения о фауне, видовом биоразнообразии и структуре населения птиц города Ишима.

       Практическая значимость работы определяется тем, что она дополняет сведения об орнитофауне городов юга Тюменской области. Результаты работы могут использоваться в региональном мониторинге популяций и сообществ птиц. Материалы работы могут найти применение при разработке орнитологических экскурсий для школьников, а также на полевой практике по зоологии позвоночных.

       Апробация результатов исследования. Результаты работы представлялись на XV международной школе-конференции «Экология Южной Сибири и сопредельных территорий» (г. Абакан, Хакасский государственный университет, 2011 г.); XVI международной экологической студенческой конференции «Экология России и сопредельных территорий» (г. Новосибирск, Новосибирский государственный университет, 2011 г.); IV всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Полевые и экспериментальные исследования биологических систем» (г. Ишим, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2012 г.); XXVIII Всероссийской конференции обучающихся «Юность, Наука, Культура» (г. Москва, НС «Интеграция», 2011 г.); X международной конференции студентов и школьников «Современная наука глазами молодых исследователей» (г. Ишим, ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2012 г.) и опубликованы в соответствующих сборниках:

Публикации. По результатам исследования опубликовано пять работ [27–31].

Пример оформления вводной части ВКР по методике преподавания биологии

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.

В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь школы с жизнью. Одной из форм организации учебного процесса, направленной на усвоение учебного материала вне школы является экскурсия. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, и на краеведческом материале установить связь теории с практикой в процессе обучения. Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы – навыки элементарного исследования природы. Это представляется особенно значимым в настоящее время – в эпоху отчуждения человека от природы и замены натуральных живых объектов в процессе обучения биологии виртуальными моделями, которые создают упрощённые представления о реальности и лишены чувственно-эмоциональной окраски.

Преобладание у учащихся теоретических биологических и экологических знаний над практическими умениями и навыками; малый объём экскурсионных занятий в учебных программах, недостаточная разработанность методики их проведения обусловливают актуальность данной работы.

Цель работы: разработка методики проведения зоологической экскурсии на старичный водоём на краеведческом материале.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) выявить место зоологической экскурсии в процессе обучения биологии и формирования экологической культуры учащихся;

2) изучить фауну и эколого-биологические особенности беспозвоночных животных старичного водоёма;

3) с помощью обитающих в водоёме организмов оценить качество воды в нём;

4) разработать методику организации и проведения экскурсии по зоологии «Многообразие беспозвоночных животных пресного водоёма и их использование для оценки качества пресных вод»;

Объект исследования: зоологическая экскурсия на старичный водоём.

Предмет исследования: методика проведения зоологической экскурсии на пресный водоём.

Место проведения экскурсии: старица Ишимчик.

Выбор места экскурсии обусловлен, во-первых, тем, что старица Ишимчик расположена в черте города Ишима и имеет удобные подъезд и подходы; во-вторых, имеет разнообразную растительность и животный мир; в-третьих, интенсивно используется жителями города в хозяйственно-бытовых целях и представляет наглядный пример антропогенного загрязнения: на её берегах имеются локальные источники загрязнения бытовыми отходами и горюче-смазочными материалами (приложение, рисунок 1).

Научная новизна: впервые разработана методика экскурсии на пресный водоем города Ишима, учитывающая особенности экологического состояния водоёма и специфику местной фауны.

Методы исследования:

1) методы гидробиологических исследований;

2) методы биоиндикационных исследований;

3) метод педагогического моделирования.

Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы учителями в процессе обучения биологии с целью формирования знаний о многообразии беспозвоночных животных пресного водоёма, разнообразии их приспособлений к водной среде обитания, зависимости видового состава животных от степени загрязнения водоёма, знакомства с биоиндикационными методами оценки качества среды.

Апробация результатов исследования. Результаты работы были представлены на научно-практических конференциях «XX Ершовские чтения» (г. Ишим, ИПИ им. П.П. Ершова, 2010); «Студенты вузов – школе и производству» (г. Ишим, ИПИ им. П.П. Ершова, 2010).

Публикации. По результатам исследования опубликовано 3 работы [7–9].


 


Приложение 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: