Учебная группа: 317МСХ
Дата: 26.03.2020
Номер урока в соответствии с рабочей программой: 31,32
Тема урока: «Технология диагностирования АКБ»
Цели урока:
1.Формирование у обучающихся новых знаний о технологии диагностирования АКБ.
2. Повторить устройство АКБ
3. Изучить неисправности АКБ
Инструкция.
Изучить прилагаемый теоретический материал.
Ответить на вопросы в конце теоретического материала и выполнить контрольные задания.
Ответы присылать в личные сообщения Вконтакте в виде текстового файла Word или в виде фотографий (если ответы написаны от руки в тетради) в комментарии под соответствующей темой.
Теоретическая часть
Устройство и назначение АКБ.
Назначение. Аккумуляторная батарея (АКБ) обеспечивает током стартер при пуске двигателя и приборы электрооборудования, когда генератор не работает или мощности генератора оказывается недостаточно (при малых оборотах коленчатого вала двигателя или при включении большого числа потребителей).
|
|
АКБ обычно расположена в моторном отсеке автомобиля и крепится на специальной полке. «Минус» аккумуляторной батареи соединен с «массой» (кузовом) автомобиля, а плюс соединяется с электрической цепью потребителей тока с помощью проводников. Аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторов, объединенных в одном корпусе и соединенных между собой последовательно в единую электрическую цепь. Поскольку каждый аккумулятор в результате протекающих в нем электрохимических процессов выдает по 2 В, то в сумме на полюсных штырях батарея имеет напряжение 12 В постоянного тока.
Устройство. АКБ представляет собой батарею аккумуляторов, размещенных в едином корпусе. АКБ состоит из следующих элементов (рис. 1): корпус (аккумуляторный бак) с крышкой;
отрицательные пластины, собранные в полублок; положительные пластины, собранные в полублок;
сепараторы; баретки, связывающие пластины в полублоки; положительный и отрицательный выводные штыри (клеммы); заливные пробки; электролит (раствор серной кислоты и дистиллированной воды).
Рис. 1. Аккумуляторная батарея: 1 – корпус; 2 – крышка; 3 – «плюсовая» клемма; 4 – один из шести аккумуляторов; 5 – «минусовая» клемма; 6 – пробка; 7 – заливное отверстие; 8 – пластины аккумулятора
Отрицательные и положительные пластины выполнены в виде решетки. Решетка заполнена пористым активным материалом. Активный материал: в отрицательных пластинах – губчатый свинец (серого цвета); в положительных пластинах – диоксид свинца (темно-коричневого цвета). Полублоки пластин вставлены друг в друга таким образом, что разнознаковые пластины чередуются. Во избежание замыкания пластины разделены сепараторами. Полость бака заполнена электролитом.
|
|
Принцип действия. Пластины, опущенные в электролит, в результате химической реакции приобретают определенный электрический потенциал по отношению к электролиту и становятся положительными и отрицательными электродами. Потенциалы электродов имеет разные значения, и при их соединении проводником через него течет электрический ток. При разряде АКБ ток течет от отрицательного электрода к положительному. При заряде АКБ ток от постороннего источника потечет от положительного электрода к отрицательному.
Эксплуатационные параметры АКБ.
1. Напряжение батареи.
2. Плотность электролита (при нормальных условиях – 1,27…1,28 г/см3).
3. Емкость АКБ (количество электричества, которое АКБ отдает при разряде до наименьшего допустимого значения).
4. Зарядный ток (~10 % от емкости).
Маркировка АКБ.
Рассмотрим на примере батареи 6СТ-75 ЭМСЗ.
В марке АКБ указывается: 6 – число аккумуляторов в батарее; СТ – батарея стартерная; 75 – номинальная емкость; Э – материал бака (эбонит); МС – материал сепараторов (микропористая пластмасса со стекловолокном);
З – сухозаряженная батарея.
Неисправности АКБ.
Неисправности аккумуляторной батареи: короткое замыкание между электродами батареи; повреждение пластин аккумулятора; трещины в корпусе аккумулятора; окисление клемм аккумулятора. Основные причины указанных неисправностей: производственные дефекты, нарушение правил эксплуатации, предельный срок службы.
Нарушения правил эксплуатации аккумуляторных батарей: работа с неисправным генератором (приводит к перезаряду или разряжению батареи); слабый контакт на клеммах батареи (приводит к окислению и разрушению контактов); частые запуски двигателя или длительная работа стартера (приводит к глубокому разряду аккумулятора); слабое крепление аккумулятора в двигательном отсеке (приводит к механическим повреждениям аккумулятора и проводов).
Аккумуляторная батарея может эффективно эксплуатироваться определенное время. Средний срок службы батареи составляет 3–4 года. При интенсивной эксплуатации, а также эксплуатации в суровых климатических условиях срок службы значительно сокращается.