Один из важных показателей деятельности менеджера — его способность своевременно принимать правильные управленческие решения. Управленческие решения — основная форма управленческой деятельности — занимают центральное место в системе менеджмента на предприятиях. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действии, обеспечивающих реализацию управленческих задач. Объектом управленческого решения всегда является какая-нибудь проблема, т.е. сложный теоретический вопрос или практическая ситуация. Выявление проблемной ситуации — исходный пункт подготовки и принятия управленческого решения. Конечным результатом процесса принятия управленческого решения является программа действий, варианты способов действий, планы работы.
Управленческое решение можно рассматривать как один из видов мыслительной деятельности и проявление воли менеджера. Оно имеет следующие признаки: - возможность выбора одного варианта из множества; если нет вариантов, то нет и выбора и, следовательно, нет и управленческого решения; - наличие цели: бесцельный выбор не может рассматриваться как управленческое решение; - необходимость волевого акта менеджера при выборе управленческого решения, так как он формулирует его через борьбу мотивов и мнений. Разработка управленческого решения включает этапы его подготовки, принятия и реализации. Подготовка управленческого решения — это сбор, обработка и формирование информации, необходимой для нахождения запланированного результата. Под принятием управленческого решения понимается выбор по определенным критериям лучшего варианта, его утверждение менеджером и документальное оформление. Реализация — это система действий, связанная с осуществлением управляющего воздействия по определенному организационному плану.
Одна из важнейших характеристик управленческого решения — его эффективность. Под эффективностью управленческого решения понимают отношение степени достижения поставленных целей к совокупности временных, людских, денежных и других ресурсов, затраченных на его принятие и реализацию. Эффективность управленческого решения возрастает, если увеличивается степень достижения целей и уменьшаются затраты ресурсов.
Главные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
- четкая целевая направленность; - актуальность, т.е. потребность в конкретном управленческом решении в данный момент времени в связи с наличием определенной проблемной ситуации; - оперативность — своевременность разработки и реализации управленческого воздействия; - точность — степень предвидения результата достижения цели; - результативность — степень достижения намеченного результата; - обоснованность, т.е. достоверность полученной информации и реальность выполнения управленческого решения. Низкое качество принимаемых управленческих решений — одна из причин их невыполнения.
Виды управленческих решений. Управленческие решения весьма разнообразны по форме и содержанию. Они могут быть классифицированы по ряду признаков. По содержанию различают следующие управленческие решения:- научно-технические; - экономические (разработка нового положения о премировании); - организационные (создание отдела маркетинга).
По характеру можно отметить следующие управленческие решения: - оперативно-распорядительные (принимаются на уровне производственного цеха или отдела); - хозяйственно-руководящие (принимаются на уровне директора или его заместителей).
Схема подготовки, принятия и реализации управленческих решений представлена ниже:
1. Выявление и анализ проблемной ситуации. 2. Формирование и выбор целей. 3. Выявление полного перечня вариантов. 4. Прогнозирование последствий вариантов управленческого решения. 5. Оценка менеджером вариантов УР. 6. Принятие УР (выбор лучшего варианта). 7. Разработка планов реализации УР. 8. Обеспечение работ по выполнению УР. 9. Организация выполнения УР.
1. Выявление и анализ проблемной ситуации. Собирается и анализируется информация о состоянии объекта управления и внешней среды, исследуется правовая сторона проблемы, изучается нормативная информация, отечественный и зарубежный опыт, данные науки по этому вопросу. Это необходимо, чтобы правильно ориентироваться в процессе принятия управленческого решения, знать, что уже достигнуто другими, какие встречались трудности при проведении в жизнь подобных решений и какие результаты получены. Объективность решения в том, что оно будет основано на всестороннем учете возможностей для его выполнения. Полезно также получить советы консультантов, хорошо знающих данный вопрос.
2. Формулирование и выбор целей. Требуется выразить основные направления решения проблем, потребности, интересы, желания, задачи менеджера в виде четких, точных формулировок и определить главные направления его действий для достижения этих целей. Четко сформулированная цель является масштабом для оценки достигнутого, а также стимулирующим деятельность исполнителей. При правильно сформулированной цели становится ясно, в каком направлении двигаться, что нужно делать, на каких работах сконцентрировать внимание, усилия, ресурсы и каким должен быть конечный результат. В зависимости от внешних и внутренних условий цели могут изменяться. Поэтому необходимо проводить периодические оценки соответствия поставленных целей современным условиям.
3. Выявление полного перечня вариантов. На этом этапе определяется как можно больше вариантов решения поставленной задачи. Большинство менеджеров рассматривают два-три варианта, и нередко среди них нет наилучшего. Конечный результат этой работы — набор вариантов, удовлетворяющих наложенным ограничениям.
4. Прогнозирование последствий вариантов решения. На основе собранной исходной информации, а также данных о перспективах развития объекта управления и внешней среды разрабатываются прогнозы экономических, социальных, экологических, технических и других последствии вариантов управленческих решений.
5. Оценка менеджером вариантов управленческих решений. Проводится детальный анализ вариантов с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации управленческих решений и прогнозов их последствий. На основе полученной информации выбирается наилучший вариант решения.
6. Принятие управленческого решения (выбор лучшего варианта). Выбор оптимального варианта осуществляется менеджером по результатам анализа имеющихся вариантов. Оптимальным следует считать наилучший вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на практике любой из вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых соответствуют свои критерии оптимальности. Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его возможных положительных и отрицательных последствий. Выбор оптимального варианта управленческого решения утверждает руководитель. После этого оно формулируется и оформляется.
7. Разработка планов реализации управленческого решения. Конкретным результатом работ на этом этапе должно быть составление планов работ по реализации принятого решения.
8. Обеспечение работ по выполнению управленческого решения. Осуществляется доведение заданий до исполнителей, обеспечение исполни-тетей всем необходимым, выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, разъяснение исполнителям целей решения и их конкретной роли в его реализации, определение методов стимулирования эффективного выполнения управленческого решения.
9. Организация выполнения управленческого решения. Организация выполнения управленческого решения включает оформление решения в виде приказа или распоряжения. В приказе или распоряжении должен быть намечен план (программа) действий для выполнения данного решения с конкретным указанием: что, кому, каким образом, когда, в каких условиях, какими силами и средствами, к какому сроку и с какими показателями нужно сделать, а также кто, когда и как контролирует выполнение решения.
Исходя из этого можно выделять два основных направления работы менеджера по организации исполнения управленческого решения: - доведение задач, вытекающих из принятого управленческого решения, до исполнителей; - побуждение (мобилизация) исполнителей на выполнение поставленных им задач. Эти направления организации исполнения тесно взаимосвязаны друг с другом и зачастую реализуются одновременно.
Оптимальный вариант — примерно такая последовательность: рассказ, показ, пробные действия самого обучаемого, устный анализ этих действий, проводимый обучающим, показ ошибок и образца выполнения, снова проба и т.д. Формирование навыка требует достаточного количества подобных повторений и длительного времени.
КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Контроль — одна из важнейших функций менеджмента. С помощью контроля, правильной проверки исполнения можно активно влиять на все сферы деятельности. Главная цель контроля не столько найти недостатки, сколько выявить резервы и поправить вовремя ход реализации управленческих решений. Контроль позволяет глубже видеть и осмысливать результаты работы, своевременно предупреждать и устранять возможные просчеты, диспропорции, а также своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку.
Важнейшие принципы рациональной организации контроля исполнения решений: - систематичность и регулярность; - комплексность, т.е. охват всех подразделений и всех сторон работы каждого из них; - предупредительность, т.е. предупреждение посредством контроля возможных отклонений от исполнительской деятельности; - тщательность, глубокое и всестороннее изучение существа проверяемого процесса; - результативность, которая состоит не только в обнаружении недостатков в исполнительской деятельности, но и в разработке мероприятий по их устранению. Различают три основных этапа контроля: - установление фактического состояния дела на основе данных учета (статистического, оперативного, бухгалтерского); - оценка фактического состояния выполнения решения; - рекомендации по
Очень важен выбор форм контроля. Менеджер более высокого уровня должен уметь выбрать ряд главных обобщающих критериев, с помощью которых он, не затрачивая много времени и сил, сможет с достаточной степенью точности оценивать реализацию.