Слушать: Песня в исполнении Александра Вертинского «Последнее письмо»

Раздел учебно-тематического планирования: История авторской песни

Материал по теме: АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ЖАНР И ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ МУЗЫКИ. Часть 2

Группа: 2 год обучения

Часы по теме: 2

Некоторые музыковеды указывают на некорректность применения термина «авторская песня» к конкретному песенному жанру, так как термин не несет в себе жанровой ориентации. Иными словами – авторская песня это ЛЮБАЯ песня, написанная и исполненная одним человеком. Такое понимание авторской песни, безусловно, имеющее под собой определенные основания, значительно расширяет облик и пространство данного явления, как в российской музыке, так и за рубежом.

Итак.

Самым правильным будет считать, что «авторская песня» — это понятие, которым обозначаются два разных явления. Иными словами, термин «авторская песня» имеет два значения.

С одной стороны, авторская песня – это песенный жанр, сформировавшийся в СССР и являющийся, пожалуй, самым самобытным явлением российской музыкальной культуры.

С другой стороны, авторская песня – это определение традиции авторского песенного исполнения, преодолевающая границы жанров и явлений и оказывающая влияние на их облик.

Эти два явления можно рассматривать автономно (независимые, самостоятельные) друг от друга, но они имеют точки пересечения. В этих пересечениях и формируется пространство авторской песни как явления в истории музыкальной культуры.

Авторская песня – самобытный российский песенный жанр.

Авторская песня в привычном для русского слушателя понимании сформировалась в 60-е годы в СССР. Предтечей жанра, предшественником авторской песни, считается городской романс, а условным «прародителем» называют Александра Вертинского. Александр Николааевич Вертиинский ( 1889 -1957) русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. На жизнь себе Вертинский зарабатывал разными способами: продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играя в любительских спектаклях]; побыл он и бухгалтером гостиницы. В 1913 году Вертинский начал выступления в литературных и драматических сообществах.

Постепенно, исполняя песни, как на собственные стихи, так и на стихи поэтов Серебряного века (Марина Цветаева, Игорь Северянин, Александр Блок), Вертинский выработал собственный стиль выступления, важным элементом которого стал певучий речитатив с характерным грассированием; стиль этот позволял стихам «оставаться именно стихами на оттеняющем фоне мелодии»[9]. Вертинский и его искусство, как отмечалось, «представляли феномен почти гипнотического воздействия не только на обывательскую, но и на взыскательную элитарную аудиторию».

Основу репертуара А. Вертинского тех лет составил оригинальный материал: «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр» (три песни, посвящённые Вере Холодной), «Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Панихида хрустальная», «Дым без огня», «Безноженка», «Бал Господень», «Пес Дуглас», «О шести зеркалах», «Я маленькая балерина» (в соавторстве с Н. Грушко).

Слушать: Песня в исполнении Александра Вертинского «Последнее письмо»

Авторская песня как жанр имеет и другое название – бардовская музыка или бардовская песня, а её исполнителей называют бардами. Эти понятия считаются синонимами с той разницей, что слово «бард» и словосочетание «бардовская песня» имеют зарубежное происхождение. Бардами называли средневековых поющих поэтов. Можно сказать, что авторская песня — это закрепившееся в русской культуре название отечественной традиции бардовской музыки. В культурном пространстве XX века слово «бард» стало аутентичным советским и российским явлением, зарубежных авторов-исполнителей «бардами» никто не называет. Учитывая широту понятия «авторской песни» для российской музыкальной культуры, термины «бардовская музыка» или «бардовская песня» применительно к жанру представляются более точными.

Характерными чертами авторской песни было то, что песни исполнялись преимущественно (а чаще исключительно) под гитару, а основная ставка делалась на текст песни, а не на музыкальную составляющую. По большому счету, авторская песня – это стихи, исполненные под музыку.

Виктор Берковский. Фото взято с сайта http://korostishevsky.org

 

Несмотря на общепринятое название жанра и большую значимость текста, исполнители авторской песни далеко не всегда являлись авторами стихов. Барды часто перекладывали на музыки чужие стихи (своих друзей, коллег, знакомых) или использовали произведения классиков. Ярким примером является выдающийся представитель жанра авторской песни Виктор Берковский. Как композитор он написал более 200 песен на чужие стихи, которые сам же и исполнял. В его репертуаре есть песни на стихи Давида Самойлова, Михаила Светлова, Юрия Левитанского и других авторов, некоторые из них также получили известность как барды, выступая со своими авторскими песнями. Наиболее известны песни Берковского на стихи Дмитрия Сухарева. Вместе они написали такие песни как «Альма-матер», «Вспомните, ребята», «Песенка про Собачку Тяпу» и многие другие.

Песня в исполнении Виктора Берковского «Вспомните ребята»

Слушать: перейти по ссылке:

https://zaycev.net/pages/1479/147913.shtml?spa=true&trackId=147913

Одним из центров развития авторской песни стал Московский Педагогической Государственный Университет, в те годы носивший название МГПИ имени Ленина. Здесь учились и писали свои произведения такие выдающиеся представители этого жанра как Юрий Визбор, Юлий Ким, Вадим Егоров. Песня «Мирно засыпает родная страна», написанная на стихи Юрия Визбора, до сих пор исполняется как Гимн МПГУ.

Авторская песня возникла на пересечении студенческой самодеятельности и «походных песен». Этот жанр возник как «жанр непрофессионалов». Представители авторской песни изначально не являлись музыкантами по своей основной профессии и роду деятельности. Так, например, упомянутые выше Сухарев и Берковский занимались наукой и преподаванием в высшей школе. Со временем для некоторых представителей жанра исполнительство песен становится делом жизни.

Булат Окуджава. Фото взято с сайта http://www.sphaerez.de

 

Одним из флагманов «авторской песни» и первым «профессиональным бардом», чье творчество окончательно вписало авторскую песню в пространство советской музыкальной культуры, стал, конечно же, Булат Шалвович Окуджава. Так же как Визбор и Никитин, он был филологом по образованию, некоторое время работал учителем русского языка, но когда он состоялся не только как поэт и писатель, но и как исполнитель, он начинает жить исключительно творческими доходами. В советских социальных реалиях это означало, что он официально стал исполнителем песен, хотя никакого музыкального образования не имел.

Песня в исполнении Булата Окуджавы «Виноградную косточку»

Слушать: перейти по ссылке: https://qmusic.me/mp3/Булат+Окуджава+Виноградную+косточку

Владимир Высоцкий. Фото взято с сайта https://istihi.ru/vysockij/photos

 

Окуджава стал одной из двух знаковых фигур в истории российской авторской песни, определивших существование жанра, но при этом стоящих несколько особняком. Не сложно догадаться, что вторым является Владимир Семенович Высоцкий.

Песня в исполнении Владимира Высоцкого «Кони привередливые»

Слушать: перейти по ссылке:

https://qmusic.me/mp3/кони+привередливые+высоцкий

Окуджава и Высоцкий – очень разные исполнители и по своему облику, и по содержанию творчества, они олицетворяют собой как бы два полюса, два пути авторской песни. Среди поклонников авторской песни также наблюдается некоторая «полярность». Некоторые из тех, кто любит Окуджаву, плохо воспринимают Высоцкого и наоборот. Но это не более, чем проявление «стереотипного» мышления, которое характерно для всех меломанов. Немало и тех, кто в равной степени уважает обоих. Высоцкий по своему облику более обособлен от «классического» изначального понимания авторской песни и своим творчеством дал «бардовской традиции» мощный импульс для дальнейшего развития.

Среди «двух российских столиц» первенство в развитии авторской песни можно отдать Москве, однако нельзя не упомянуть и «петербургскую» традицию. Среди наиболее ярких исполнителей «классической авторской песни» с берегов Невы можно назвать «трех Александров» — Городницкого, Галича и нашего современника, продолжателя дела «питерских бардов» — Александра Дольского. Вообще, Санкт-Петербург станет городом, породившим несколько ярких примеров слияния традиций авторской песни с другими явлениями музыкальной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: