Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Центральный филиал

 

Кафедра уголовного права

 

Тезисы (конспекты) лекции

По дисциплине

«Уголовное право»

 

Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления      

 

Подготовил:

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Иванченко Р.Б.

 

2020

Учебные вопросы

1 Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие должностного лица
2. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

Литература

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. – Москва: Инфра-М, 2020. – 49 с.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2020. – 134 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2020. – 156 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – Москва: Инфра-М, 2020. – 238 с.

5. Постановление Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

6.  Постановления Пленума ВС РФ от 9.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

Основная:

1. Уголовное право России. Части Общая и Особенная [Электронный ресурс]: учебник / под общ. ред. А.В. Бриллиантова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Проспект, 2015. — 1184 с.

2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная [Электронный ресурс]: учебник / под ред. А.И. Рарога. — 9-е издание. — М.: Издательство Проспект, 2017. — 895 с.

3. Уголовное право в 2-х т. Том 1. Общая часть [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / А.В. Наумов [и др.]; отв. ред. А.В. Наумов, А.Г. Кибальник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 410 с.

4. Уголовное право Российской Федерации. Общая и особенная части [Электронный ресурс]: учебник: рек. для бакалавриата / ред. А.И. Чучаев. — М.: Издательство Контракт; ИНФРА-М, 2017. — 704 с. (Высшее образование: Бакалавриат)

Дополнительная:

1. Борков В.Н. Основные признаки должностной халатности (ст. 293 УК РФ) / В.Н. Борков // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2014. – № 1 (38).

2. Гааг И.А. Проблемы квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий / И.А. Гааг, Е.Н. Разыграева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 3 (59). – Т. 1.

3. Глазырин Ф.В. Особенности квалификации взяточничества / Ф.В. Гла­ырин // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2011. – № 2 (78). – С. 76.

4. Ишигеев В.С. Квалификации должностных преступлений / В.С. Ишигеев, А.А. Христюк. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.

5. Каплин М.Н. Существенный вред как признак превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) / М.Н. Каплин, С.Д. Бражник // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – 2015. – № 1. – С. 77.

6. Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках / А.А. Храм­кин. – М.: Юриспруденция, 2011.

1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов госу­дарственной службы и службы в органах
местного самоуправления. Понятие должностно­го лица

 

В период построения демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Между тем, преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и органы местного само­управления. Ряд работников этих органов и служб поражен коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную дея­тельность органов власти и управления, зачастую срывающих и тормозящих решение важ­ных, крупномасштабных мероприятий на уровне РФ, ее субъектов, регионов, территори­альных единиц, властных, управленческих и производственных структур. Опасность пре­ступной деятельности должностных лиц заключается как в причинении материального ущерба, так и в том, что такая деятельность подрывает авторитет государства, вызывает у населения чувство недоверия к органам государственной власти, нежелание сотрудничать с ними. Поэтому преступные действия представителей государственной власти (взяточни­чество, злоупотребления служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) недопустимы и влекут уголовную ответственность.

В законе не содержится определения данной группы преступлений. Теоретически мож­но в обобщенном виде определить эту группу преступлений как предусмотренные гл. 30 УК РФ общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо соз­дающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.

Таким образом, рассматриваемые преступления отличаются от иных специфическими признаками: а) они совершаются в основном специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности), б) их совершение воз­можно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием слу­жебных полномочий, в) существенно нарушают нормальную деятельность органов вла­сти и управления (либо содержат реальную угрозу такого нарушения).

Родовой объект преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, – это государственная власть в целом, т.е. способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятель­ность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета.

Видовой объект рассматриваемой группы преступлений можно определить как сово­купность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятель­ность органов власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2013 г.)[1] государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, государственных органов субъ­ектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ. Выделяют следующие виды: государственная гражданская, военная и правоохранительная служба.

Под органами власти следует понимать все предусмотренные законодательством РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Органы местного само­управления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение во­просов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, кото­рые образуются в соответствии с федеральным законом, законами субъектов РФ и устава­ми муниципальных образований.

Непосредственный объект данных преступлений – общественные отношения, обеспе­чивающие нормальное функционирование и авторитет отдельных звеньев государственно­го аппарата, органов местного самоуправления. В некоторых случаях эти преступления могут посягать и на дополнительные объекты: на законные интересы граждан или органи­заций (ст.ст. 285, 286); здоровье (ч. 3 ст. 286); жизнь (ч.ч. 2, 3 ст. 293); собствен­ность (ст.ст. 285, 286, 293).

В отдельных преступлениях обязательным признаком является их предмет: информа­ция (документы и материалы), представляемая Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287), взятка (ст.ст. 290 и 291), официальные документы (ст. 292), бюджетные средства (ст. 2851).

Объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения законной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления.

Следует отметить, что с объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие – как действиями, так и бездействием. Только в фор­ме действий могут совершаться преступления, предусмотренные ст.ст. 2851, 2852, 286, 288­, 292 УК РФ. Деяния, содержащиеся в ст.ст. 285, 287 и 293 УК РФ, могут быть совершены и путем бездействия.

Особенность данной группы преступлений (преобладающей их части) выражается в двух специфических признаках: 1) они совершаются либо с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению, 2) вопреки (во вред) интересам службы.

Суть первого – лицо использует во зло, т.е. преступным образом, тот объем прав и пол­номочий, которым оно наделено в силу занимаемой должности, вследствие выполнения функций представителя власти или должностного лица, либо лицо может совершить дей­ствие (бездействие) только потому, что оно в силу занимаемой должности может и должно совершать конкретные служебные действия.

Суть второго признака (совершение деяния вопреки интересам службы) надо понимать как действия (бездействие), которые противоречат как в целом интересам и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного уп­равления, так и задачам и функциям, возложенным на отдельные структурные звенья орга­нов власти и управления, включая администрацию государственных организаций, пред­приятий, учреждений, нарушают их деятельность и могут причинять им существенный вред, ущемлять законные права и интересы граждан.

Одна часть преступлений, предусмотренных данной главой, по своей конструкции имеет формальные составы (ст.ст. 2851, 2852, 287, 289–292), другая – материальные (ст.ст. 285, 286, 288, 293). Для второй группы преступлений в число обязательных при­знаков входят общественно опасные последствия и причинная связь.

Субъективная сторона преступлений характеризуется, как правило, умышленной ви­ной. Преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ, совершается по неосторожности.

Для некоторых из них корыстная или иная личная заинтересованность являются обяза­тельными признаками (ст.ст. 285, 290, 292).

Субъектом рассматриваемой группы преступлений в большинстве случаев являются лица, наделенные соответствующими полномочиями по службе, работники органов вла­сти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления (кроме ст.ст. 288 и 291). Полномочия – это совокупность прав и обязанностей, которыми лицо наде­лено при осуществлении им функций представителя власти либо при выполнении органи­зационно-распорядительных и (или) административно-хозяйствен­ных функций.

В соответствии с законом (примечание к ст. 285) субъектами преступлений, преду­смотренных гл. 30 УК РФ, могут быть четыре категории работников: а) должностные лица; б) лица, занимающие государственные должности РФ; в) лица, занимающие государственные должности субъектов РФ; г) государственные и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц (закон оговаривает, что они не­сут ответственность только в случаях, предусмотренных соответствующей статьей главы 30 УК РФ); д) иностранные должностные лица и должностные лица публичной международ­ной организации (несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ).

К числу должностных лиц закон относит лиц, постоянно, временно или по специаль­ному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государ­ственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285).

В соответствии с п. 3 постановления ПВС РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»[2] к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). Одно и то же лицо может обладать как одним, так и несколькими из перечисленных признаков.

Названные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию.

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:

- лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);

- лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).

Из смысла закона следует, что выполнение обязанностей может быть как возмездным, так и безвозмездным. Лицо может быть признано должностным, если указанные в законе обязанности возложены на него в установленном законом порядке, т.е. документом, кото­рым оно назначено на должность и который предусматривает сущность должностных пол­номочий.

Для признания лица должностным существенное значение имеет содержание и харак­тер выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних ситуациях выполняют должностные, а в других – профессиональные функции (медицинские работни­ки, педагоги всех уровней и т.п.). В одних случаях они выполняют чисто профессиональ­ные обязанности (постановка врачом диагноза, проведение лечения, операции и т.п. за не­законное вознаграждение, педагог проводит дополнительные занятия с группой учащихся или студентов за особую плату). В других же случаях они наделяются (хотя бы временно) организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностя­ми: педагог является членом приемной, аттестационной комиссии; врач устанавливает не­трудоспособность здорового пациента и выдает ему больничный лист, является членом медико-социальной экспертной комиссии или военно-врачебной комиссии и неоснова­тельно определяет инвалидность и т.п. В первой ситуации названные и другие работники, выполняя только свои профессиональные либо производственные функции, не могут быть признаны должностными лицами и отвечать за должностные преступления (получение взятки, злоупотребление служебными полномочиями и др.). И, наоборот, при наделении этих лиц служебно-должностными обязанностями и полномочиями они становятся долж­ностными лицами и субъектами преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ.

Факт возложения на работника материальной ответственности не превращает его в должностное лицо. В судебной практике не раз отмечалось, что заключение работником договора ответственности за сохранность вверенных ему ценностей не является основани­ем для признания его субъектом должностного преступления. Не признаются субъектами указанных преступлений лица, выполняющие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях. Уголовная ответственность данной категории лиц предусмотрена в гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов служ­бы в коммерческих и иных организациях».

Помимо этого, следует разграничивать понятие выполнения вышеперечисленных функций в государственных учреждениях от аналогичной деятельности в ряде государст­венных предприятий. Так, в соответствии со ст. 120 ГК РФ государственное учреждение отно­сится к некоммерческим организациям, а унитарные государственные предприятия (про­изводственные объединения) могут быть коммерческими организациями и действия их ра­ботников, совершивших преступление, надлежит квалифицировать в соответствии с гл. 23 УК РФ (по ст.ст. 201 или 204).

Вторую категорию субъектов рассматриваемой группы преступлений образуют лица, занимающие государственные должности РФ. Эти должности устанавливаются Конститу­цией, ФКЗ и ФЗ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Перечень государственных должностей дается в Сводном перечне государственных должностей РФ[3].

К этой категории закон, в частности, относит должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального собрания РФ, депутатов Государ­ственной Думы, членов Совета Федерации РФ и др.

Государственная должность означает должность в федеральных органах государствен­ной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государствен­ных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленным кругом обя­занностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу основных обязанностей лиц, находящихся на государственной службе, отно­сятся такие, как обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конститу­ции, реализация ФЗ и законов субъектов РФ; добросовестное исполнение должностных обязанностей; обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководите­лей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; при­нятие в пределах компетенции обращений граждан и органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обя­занностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

К четвертой категории субъектов закон относит государственных служащих и муниципальных служащих, не относящихся к числу должностных лиц. Для наличия такого исключения (поскольку первые три категории субъектов вне зависимости от рангов и служебного положения обладают полномочиями должностных лиц) в законе указаны два условия: 1) лицо должно находиться на государственной или муниципальной службе, то есть заниматься профессиональной дея­тельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов или муниципальных образований, получая денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета и 2) не обладать полномочиями должностного лица. Эта категория лиц может нести ответствен­ность по статьям рассматриваемой главы только в случаях, предусмотренных соответст­вующими нормами (например, по ст.ст. 288, 292).

Исследованию преступлений против государственной власти, интересов государствен­ной службы и службы в органах местного самоуправления посвящали свои труды такие ученые, как Б.В. Волженкин, Н.А. Егорова, Б.В. Здравомыслов, А.И. Кирпичников, Н.И. Коржанский, Ю.И. Ляпунов, П.С. Яни и некоторые другие.

 

2. Виды преступлений против государственной власти,
интересов государственной службы и службы в органах
местного самоуправления

 




Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также Вооруженным Силам РФ, другим войскам и воинским формированиям РФ по охране прав и законных интересов граждан.

С объективной стороны суть этого преступления состоит в использовании должност­ным лицом своих служебных полномочий во вред интересам службы, что приводит к су­щественному нарушению названных в статье прав и законных интересов.

Объективная сторона включает три обязательных признака: 1) использование винов­ным своих должностных полномочий во вред интересам службы; 2) наступление общест­венно опасного последствия – существенного нарушения указанных в законе интересов; 3) наличие причинной связи между использованием служебных полномочий и наступлением означенных в законе последствий.

Использование служебных полномочий – это совершение виновным действия (бездей­ствия) по службе, формально находящегося в его служебной компетенции. Судебная Кол­легия по уголовным делам ВС РФ обратила внимание судов на то, что ст. 285 УК РФ преду­сматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава рассматриваемого преступления необходимо устанавливать круг и характер его служебных прав и обязанностей, закреп­ленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д.

Следующий для рассматриваемого преступления признак – это совершение деяния во­преки интересам службы, т.е. не вызванного служебной необходимостью, – для должност­ного злоупотребления имеет особенно существенное значение.

Преступные последствия определяются законом как существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов обще­ства и государства. Признак этот относится к числу оценочных. Вред может выражаться не только в материальном ущербе, но и в ином вреде: нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных ор­ганизаций, нарушении штатно-финансовой дисциплины, обмане контролирующих органов, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка и т.д. Критериями признания вреда существенным могут служить: сте­пень отрицательного влияния деяния на работу предприятия (учреждения, организации), характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тя­жесть причиненного им материального или физического вреда.

Так как существенный вред – это оценочное понятие, то в обвинительных документах органов предварительного следствия и приговоре суда такая оценка последствий должна быть достаточно мотивирована.

Данное преступление имеет материальный состав. Следовательно, преступление признается совер­шенным с момента существенного нарушения хотя бы одного из названных в законе благ.

Когда злоупотребление должностными полномочиями происходит с целью хищения материальных средств, деяние квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ и соответствующей статьей, устанавливающей ответственность за хищение с использованием служебного положения.

Субъективная сторона выражается виной в форме прямого умысла. Обязательными субъективными признаками преступления за­кон считает мотив – корыстную или иную личную заинтересованность.

Корыстная заинтересованность означает стремление лица получить имущественную выгоду, обогатиться, избавиться от затрат без незаконного изъятия чужо­го имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу или собственность других лиц. Иная личная заинтересованность состоит в стремлении виновного извлечь путем ис­пользования должностных полномочий выгоду неимущественного характера (протекцио­низм, карьеризм, семейственность, получение взаимной услуги и т.п.).

При предъявлении обвинения и вынесении приговора в обязательном порядке должен указываться мотив преступления, отсутствие в действиях должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности означает отсутствие состава данного преступления.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, признаки которого были рассмотрены ранее. Частное лицо, действовавшее с должностным, выполнившим элементы объективной стороны, будет нести ответственность как соучастник (организатор, подстрекатель, пособник).

Квалифицированный вид должностного злоупотребления образуется при наличии та­кого же деяния, совершенного лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285).

Особо квалифицированный вид должностного злоупотребления образует деяние, пре­дусмотренное ч.ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285).

Так же как и существенное нарушение, тяжкие последствия являются категорией оце­ночной и их наличие определяется обстоятельствами конкретного уголовного дела (на­пример, крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного про­цесса, на­несение государству ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или нанесение тяжкого вреда здоровью).

Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ)

Непосредственный объ­ект – отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уров­ней бюджетной системы. Предмет преступления – средства бюджета соответствующего уровня.

Объективная сторона преступления представлена действием – расходованием бюд­жетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) расходование бюджетных средств – это про­цедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физиче­ских и юридических лиц.

Необходимым условием списания денежных средств является подтверждение бюджет­ного обязательства в виде разрешительной надписи, осуществляемой Федеральным казна­чейством и финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Поэтому расходование бюджетных средств состоит из трех этапов: принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа; подтверждение обязательства и списание денежных средств со счета.

В общем виде формы расходов бюджетов определены в ст. 69 БК РФ, например: ассигнования на содержание бюджетных учреждений, трансферты населению. Нецелевым является расходование, которое не соответствует условиям получения бюд­жетных средств, например: финансирование расходов, не включенных в смету, либо фи­нансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов.

Состав преступления – формальный. Оно признается оконченным с момента списания бюджетных средств со счета. Крупным размером израсходованных бюджетных средств, признается их сумма, превышающая 1,5 млн. рублей.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления – специальный, т.е. должностное лицо получателя бюджетных средств (бюджетного учреждения или иной организации, имеющей на это право).

В ч. 2 предусмотрены два квалифицирующих признака – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере.

Последним признается сумма бюджетных средств, превышающая 7,5 млн. рублей.

Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 2852 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – отношения, возникающие в процессе осу­ществления расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов. К ним относят­ся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования.

Предмет преступления – денежные средства, находящиеся во внебюджетных фондах.

Объективная сторона характеризуется действием – расходованием указанных средств на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством. Например, не­целевым расходованием средств Пенсионного фонда является размещение временно сво­бодных средств резерва в ценные бумаги.

Состав преступления – формальный.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

Субъект преступления – должностное лицо, обладающее статусом распорядителя средств.

Понятия крупного и особо крупного размера, а также квалифицирующих признаков в ч. 2 данной статьи аналогичны рассмотренным ранее при анализе ст. 2851 УК РФ.

Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 2853 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – отношения, связанные с едиными государственными реестрами РФ и документами, послужившими основаниями для внесения в них сведений. К единым государственным реестрам РФ относятся реестры, содержащие сведения по различным направлениям деятельности.

Рассматриваемая статья содержит в себе два альтернативных предмета преступления.

К первому следует относить единые государственные реестры, представляющие собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ. В таких случаях для установления предмета следует в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.

Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с диспозицией статьи предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством РФ.

Вторым предметом рассматриваемого преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Следовательно, законодателем выделяется два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в анализируемой статье, должны являться основанием внесения записей в единые государственные реестры, а также данные документы должны подлежать обязательному хранению на основании действующего законодательства.

Объективная сторона преступления выражается в действии. Стоит отметить, что ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.

В первом случае объективная сторона преступления может заключаться во внесении недостоверных сведений в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством РФ, а во втором – в уничтожении, подлоге документов, которые подлежат обязательному хранению.

Недостоверными следует признавать сведения, которые не соответствуют действительности либо искажены. Внесение сведений может осуществляться посредством записи или помещения информации на электронном носителе.

Уничтожение документов предполагает их физическую ликвидацию (сжигание, разрывание и т.д.). Подлог документов возможен путем как их подмены, так и внесения ложных сведений, пометок, подчисток и т.п.

Обязательность хранения документов определяется соответствующими нормативными актами.

Состав преступления является формальным.

Преступление окончено с момента внесения недостоверных сведений, уничтожения или подлога документов.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления – специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в единые государственные реестры может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный или муниципальный служащий, не являющиеся должностными лицами.

Понятия квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков в ч. 2, 3 данной статьи аналогичны рассмотренным ранее при анализе ст. 285, 2851 УК РФ.

Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (ст. 285 4 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – отношения складывающиеся в сфере выполнения государственного оборонного заказа.

Правовой основой регламентации отношений в указанной сфере является Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Под государственным оборонным заказом следует понимать установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ "О государственном оборонном заказе" сторонами государственного контракта на выполнение гособоронзаказа выступают государственный заказчик, головной исполнитель и исполнитель.

Государственный заказчик - федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

К деяниям, входящим в объективную сторону злоупотреблений должностных лиц государственного заказчика (ст. 2854 УК РФ), могут быть отнесены, например: — нарушение требования об использовании для расчетов по государственному контракту только отдельного счета в уполномоченном банке; — нарушение условий государственных контрактов об авансировании и оплате поставок продукции; — нарушения при осуществлении контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных средств или за обеспечением исполнителями поставок продукции по гособоронзаказу; — нарушения при осуществлении контроля качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, а также приемке продукции (см. ст. 7 ФЗ о ГОЗ)

К деяниям лиц, выполняющих управленческие функции в головном исполнителе, квалифицируемым по статье 2854 УК РФ, могут быть (при наличии всех признаков состава) отнесены: — нарушения режима использования отдельного банковского счета; — нарушения при принятии мер по исполнению контрактов; — нарушения при обеспечении поставок продукции по гособоронзаказу в соответствии с условиями государственного контракта; — нарушения при обеспечении соответствия продукции обязательным требованиям; — нарушения при предоставлении государственному заказчику обоснований, необходимых для изменения цены государственного контракта (ч. 1 ст. 8 ФЗ о ГОЗ).

Злоупотребления должностных лиц контролирующего органа, связанные с нарушениями статьи 152 ФЗ о ГОЗ, могут квалифицироваться по статье 2854 УК РФ, если такие нарушения имели место при выполнении гособоронзаказа (например, при возбуждении и рассмотрении дел о нарушениях законодательства в сфере гособоронзаказа; выдаче участникам данных правоотношений обязательных предписаний; проведении проверок соблюдения законодательства в сфере гособоронзаказа — см. ст. 154 —1510; и др.).

Последствиями в основном составе анализируемого злоупотребления по службе является «существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа» (ч. 1 ст. 2854 УК РФ).

«Тяжкие последствия» в пункте «б» части 2 ст. 2854 УК РФ по буквальному смыслу закона могут выходить за рамки общественных отношений, возникающих в связи с выполнением государственного оборонного заказа, то есть оснований для квалификации по совокупности со статьей 285 УК РФ не имеется. В диспозиции ч. 1 статьи 2854 УК РФ не конкретизируются виды должностных лиц. С учетом содержания ФЗ о ГОЗ есть основания полагать, что субъект этого состава — узкоспециальный, то есть это должностные лица, выступающие непосредственными участниками общественных отношений по выполнению государственного оборонного заказа.

К субъектам данного преступления относятся (ст. 3 ФЗ о ГОЗ):

— должностные лица федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (то есть должностные лица государственных заказчиков государственного оборонного заказа) (ст. 2854 УК РФ);

— лица, указанные в примечании 1 к статье 285, осуществляющие управленческие функции в организации — головном исполнителе поставок продукции по государственному оборонному заказу, которой может быть «юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу»;

— лица, указанные в примечании 1 к статье 285 УК РФ, осуществляющие управленческие функции в организации-исполнителе, участвующей в поставках продукции по государственному оборонному заказу, входящей в кооперацию головного исполнителя и заключившей контракт с головным исполнителем или исполнителем;

— лица, выполняющие управленческие функции в уполномоченном банке, то есть банке, выбранном головным исполнителем в соответствии с ФЗ о ГОЗ и созданном в соответствии с законодательством РФ;

— должностные лица органа финансового мониторинга, то есть федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— должностные лица федерального органа в области обороны, то есть федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, уполномоченного на ведение и сопровождение единой информационной системы государственного оборонного заказа;

— должностные лица контролирующего органа, то есть федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа.

 Из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» следует, что злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) — преступление умышленное (как основной, так и квалифицированные его виды). Исходя из этого, есть основания предполагать, что субъективная сторона состава ст. 2854 носит умышленный характер служебных злоупотреблений при выполнении гособоронзаказа, причем мыслимы как прямой, так и косвенный умысел. Едва ли как-то иначе, чем в пункте 16 указанного Постановления Пленума ВС, следует понимать и содержание корыстной или иной личной заинтересованности в части 1 статьи 2854 УК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: