Получение взятки (ст. 290 УК РФ)

Непосредственный объект – законная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Понятие «взяточничество» охватывает четыре преступления: получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 2911), мелкое взяточничество (ст. 2912).

Получение взятки – самое тяжкое из анализируемой группы преступлений. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрыва­ет авторитет государственной власти, престиж государственной службы, создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и, прежде всего, те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.

УК РФ определяет это преступление как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290).

Необходимым признаком преступления является предмет преступления – взятка.

В общем виде взятка – любая незаконная выгода имущественного характера. В УК РФ раскрыва­ется содержание взятки – деньги, ценные бумаги, выраженные как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги, иное имущество, незаконно оказываемые услуги имущественного характера, иные имущественные права.

Согласно п. 9 Постановления ПВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предметом взяточничества (статьи 290, 291, 2911, 2912) и коммерческого подкупа (статьи 204, 204.1, 204.2 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Кроме того, предметом взяточничества может быть и имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда виновные несут ответ­ственность по совокупности и за незаконный оборот этих предметов (например, по ст.ст. 290 и 191; ст.ст. 2281, 290 и 228).

В уголовном праве различают взятку за дей­ствие должностного лица, взятку за его бездействие, за покровительство и взятку – вымогательство.

Если имущественные выгоды в виде денег, ценных бумаг, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Выделяют две основные формы получения взяток: открытую и завуалированную. В первой ситуации взяткодатель лично или через посредника непосредственно передает взяткополучателю предмет взятки. Вторая ситуация, как правило, облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии).

Закон ничего не говорит о размере взятки – стоимости имущества или размере выгоды имущественного характера, которые получает должностное лицо. Законодатель в приме­чании к ст. 290 УК РФ устанавливает значительный, крупный и особо крупный размер взятки – это суммы денег, стои­мость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышаю­щие соответственно 25 тыс. руб., 150 тыс. рублей и 1 млн. руб. При этом нижний предел не определяется, однако во всех случаях стоимость или размер выгоды должны быть определены, исходя из стоимости имущества или услуги, бывших предметом взятки.

Согласно ст. 575 ГК РФ лицам, замещающим государственные должности РФ, государст­венные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служа­щим, муниципальным служащим, служащим Банка России разрешено принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает три тысячи рублей. Исходя из этого положе­ния, С.Г. Келина и ряд других ученых сделали вывод о том, что уголовно наказуемой взят­кой может признаваться лишь подношение должностному лицу стоимостью более указанной в законе стоимости подарка[5]. Однако их мнение подвержено справедливой критике. Счита­ем, что указанный «обычный подарок» отличается от взятки в следующих случаях: если имело место вымогательство вознаграждения, если вознаграждение имело характер подку­па и обуславливало соответствующее поведение должностного лица, если вознаграждение передавалось за незаконное действие (бездействие). Кроме того, как справедливо отмечает Г. Мишин, особенностью правового понятия подарка является его безвозмездность, о чем говорится в ст. 572 ГК РФ, предусматривающей, что «при наличии встречной передачи вещи или права, либо встречного обязательства договор не признается дарением»[6]. Таким обра­зом, взяточничество всегда имеет характер сделки.

Объективная сторона данного преступления заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки (содержание ее раскрыто выше) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В законе говорится о получении виновным взятки лично или через посредника. В последнем случае (а делается это обычно для маскировки) должно быть доказано, что имуществен­ную выгоду, предоставляемую через посредника, должностное лицо воспринимает именно как исходящую от взяткодателя, действующего через посредника.

Использование лицом служебного положения выражается в одной из трех форм: а) действия (бездействия), входящего в круг его служебных полномочий, б) способствования таким действиям (очевидно, со стороны иных должностных лиц) и в) общего покровитель­ства или попустительства по службе.

Типичной является первая форма. Суть ее заключается в получении виновным взятки за действия (бездействие), входящие в круг его прав и полномочий (решение кадровых вопросов, рас­поряжение денежными средствами и кредитами, взыскания и поощрения, непроведение инвентаризаций и ревизий, сокрытие недостачи у подчиненных материальных ценностей и т.п.).

Для второй формы характерно использование должностных полномочий в широком смысле слова, т.е. возможностей воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение (связей, авторитета, взаимных услуг).

Третью форму использования должностных полномочий составляет общее покрови­тельство или попустительство по службе. Такой способ злоупотребле­ния полномочиями составит признак данного преступления, если покровительство (или протекционизм) принимает конкретные формы (незаслуженные премии и другие поощре­ния, продвижение по службе, отпуск конкретным организациям и фирмам дефицитных то­варов и т.п.). Попустительство также должно носить конкретный характер (непринятие мер по фактам недостач материальных ценностей, не реагирование на правонарушения, прогу­лы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.).

Г., государственный инспектор федеральной государственной гражданской службы Межрегионального отдела оперативного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, являясь должностным лицом, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, осознавая противоправность своих действий, реализуя преступный умысел, используя свои служебные полномочия, получил взятку в виде денег в сумме 10000 рублей за общее покровительство Ф. при ловле рыбы.

Приговором Красноармейского районного суда Краснодарского края Г. осужден по ч. 1 ст. 290 УК РФ [7] .

В УК РФ нет указаний на необходимость установления обусловленности взяткой исполь­зования лицом своих служебных полномочий, хотя первая форма их использования дает для этого основания. Не говорит закон и о необходимости предварительного соглашения между взяткополучателем и взяткодателем, так же как и о времени дачи взятки (до или по­сле совершения действий).

Действительно, время получения взятки, как указано и в п. 8 постановления ПВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24, для наличия состава данного преступления значения не имеет.

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Не образует состава получения взятки принятие должностным лицом презентов, по­дарков, сувениров и т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий и т.п.

В законе сказано о получении взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Таким образом, преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет (организации, учреждения, близкие люди). Действующий УК РФ дает основания полагать, что анализируемый состав предполагает совершение за взятку конкретного дей­ствия (или бездействия). Даже если она дается за покровительство либо попустительство, то и другое выражается в конкретных формах.

Получение взятки сконструировано как преступление с формальным составом. Оно окончено, когда должностное лицо получает обусловленную взятку. Если взятка не полу­чена по причинам, не зависящим от взяткополучателя, хотя предпринимались меры для ее вручения, содеянное образует покушение на получение взятки.

Получение взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что получает незаконную имущественную выгоду (взятку) за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, либо воз­действует на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попуститель­ство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку. Коры­стный мотив вытекает из сути данного преступления.

Субъектом преступления является должностное лицо, признаки которого рассматрива­лись ранее при характеристике субъекта преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, а также иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

Ч. 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение взятки в значительном размере, то есть в сумме, превышающей 25 тысяч рублей. Получение и дача взятки, а равно посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо – получить взятку в значительном, крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в значительном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 290 УК РФ.

Одним из квалифицированных видов получения взятки УК РФ считает ее получение за не­законные действия (бездействие) (ч. 3). Этот признак повышает опасность преступления за счет того, что виновный получает взятку за действия (бездействие), которые сами по себе являются незаконными и должны быть пресечены. Суть этого признака может выражаться двояко: а) взятка получается виновным за неправомерные действия, не составляющие пре­ступления (внеочередное неосновательное получение квартиры, сокрытие прогулов, явка на работу в состоянии опьянения, нереагирование на допущенные проступки и т.п.), и б) за взятку виновный совершает преступные действия (служебный подлог, соучастие в хи­щении, сокрытие преступления). Во втором случае налицо совокупность преступлений.

В ч. 4 ст. 290 УК РФ квалифицирующим признаком данного преступления закон признает получение взятки (как за правомерные, так и за незаконные действия) лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Опасность взяточничества повышается здесь за счет особо ответственного положения взяткополучателя, наделенного значительно боль­шим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами, а, следова­тельно, и большей ответственностью.

В части 5 ст. 290 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки при наличии следующих признаков: а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере.

Суть первого признака заключается в том, что получение взятки совершено группой лиц, образующих одну из форм соучастия. При этом получение взятки по предваритель­ному сговору группой лиц будет налицо при следующих условиях: а) в получении взятки должно участвовать не менее двух должностных лиц; б) между ними должно быть достиг­нуто соглашение о получении взятки до ее получения; в) каждый участник группы должен совершить хотя бы часть действий в пользу взяткодателя с использованием служебных полномочий и г) каждый из участников должен получить какую-то часть взятки (или взя­ток).

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 УК РФ, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (ст. 2911).

В соответствии с законом, дающим определение организованной группы (ч. 3 ст. 35), для наличия этого признака виновные должностные лица должны заранее объеди­ниться для получения взятки (или взяток) в устойчивую преступную группу. Условия от­ветственности за эту форму группового получения взятки (или взяток) по сути не отлича­ются от условий ответственности за данный квалифицирующий признак применительно к группе по предварительному сговору. Особенностью этой формы является то, что лицо, создавшее организованную группу взяточников либо руководившее ею, отвечает за все преступления, совершенные участниками группы (в данном случае получение взяток), ес­ли они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35).

В организованную группу, помимо одного или нескольких должностных лиц, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Суть второго признака – вымогательства взятки – состоит либо в требовании должност­ного лица дать взятку под угрозой ущемить (нарушить) правоохраняемые интересы взят­кодателя, либо в поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов. Так, на­пример, как вымогательство взятки расценивается требование взятки под угрозой привле­чения к уголовной ответственности и ареста за мнимое преступление.

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угро­жая совершить законные действия в отношении взяткодателя (уволить за систематические нарушения трудовой дисциплины, передать материал о преступлении в прокуратуру и т.п.). Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкре­пляя это угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

Для квалификации содеянного по п. «б» части 5 статьи 290 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

По пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ следует квалифицировать получение взятки и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки либо предмета коммерческого подкупа. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующей части статьи 2911УК РФ.

Третий признак – крупный размер взятки – непосредственно раскрывается в примеча­нии к ст. 290 УК РФ. В соответствии с законом крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая 150 тыс. рублей.

Частью шестой ст. 290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение взятки в особо крупном размере, то есть в сумме, превышающей 1 млн. рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: