Протоколы осмотра и освидетельствования составляются по общим правилам, установленным ст. 166 и 167 УПК (ст. 180 УПК)

В протоколах рассматриваемых следственных действий должны быть отражены:

1) действия в той последовательности, в какой они были произведены при осмотре или освидетельствовании;

2) все обнаруженное при осмотре и освидетельствовании в том виде, в каком оно наблюдалось в момент осмотра или освидетельствования;

3) результаты осмотра обнаруженного на момент производства этих следственных действий путем перечисления и описания объектов, изъятых при осмотре и (или) освидетельствовании;

4) время, состояние погоды, освещенность, технические средства, примененные следователем, дознавателем;

5) изъятые предметы и сведения об их упаковке, опечатывании и подписях участников процесса;

6) данные о месте направления трупа и нахождении иных объектов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

 

 

98. Следственный эксперимент: понятие и порядок производства.

Следственный эксперимент - урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в производстве опытных действий (опытов) в условиях, максимально приближенных к исследуемому явлению или искусственно изменяемых, с целью проверки и уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела (ст. 181 УПК). Материальными основаниями производства следственного эксперимента являются достаточные данные полагать, что производство опытных действий обеспечит органам предварительного расследования выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Процессуальным основанием производства следственного эксперимента выступает решение следователя или дознавателя, которое не находит своего материального выражения в каком-либо специальном уголовно-процессуальном документе. При производстве следственного эксперимента проверяется возможность: 1) восприятия каких-либо фактов или обстоятельств; 2) совершения определенных действий; 3) наступления какого-либо события; 4) определенной последовательности совершения исследуемых событий; 5) существования конкретного механизма образования изучаемых следов. Обязательными участниками следственного эксперимента являются следователь, дознаватель, лицо, производящее опытные действия, понятые. Среди факультативных участников этого следственного действия могут находиться подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, специалист, переводчик, защитник подозреваемого, обвиняемого, представитель иного участника процесса и должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Участие в следственном эксперименте подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля возможно лишь на добровольных началах. В ходе следственного эксперимента следователь, дознаватель в необходимых случаях имеют право производить измерения, фотографирование, кино- и (или) видеосъемку, составлять планы, чертежи и схемы. Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются честь и достоинство участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их жизни или здоровья. О производстве следственного эксперимента составляется протокол, содержание и форма которого должны отвечать общим требованиям (ст. 166, 167 УПК). Доказательства, полученные с помощью производства следственного эксперимента, носят, как правило, не прямой (достоверный), а косвенный (вероятный) характер.   99. Обыск: понятие и порядок производства. Обыск - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в поиске объектов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела и могущих играть роль вещественных доказательств или иных документов (ст. 182 УПК Материальными основаниями для производства обыска являются достаточные данные, дающие основание обоснованно предполагать, что в каком-то месте или у какого-то лица могут находиться объекты, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела (орудия преступления, предметы, документы, ценности, разыскиваемые лица, трупы людей, животных, зверей, птиц и т.д.). Общим процессуальным основанием производства обыска и выемки выступает мотивированное постановление следователя. Процессуальным основанием обыска и выемки в жилище при отсутствии согласия лиц, в нем проживающих, является судебное решение. Процессуальным основанием обыска и выемки в служебном помещении адвоката или адвокатского образования служит также судебное решение Обязательными участниками обыска и выемки являются следователь, дознаватель, лица, у которых производятся данные следственные действия, или их совершеннолетние члены семьи, а также понятые. При производстве обыска или выемки в организациях, учреждениях, предприятиях, общественных объединениях обязательно участие представителей их администрации. При производстве обыска следователь, дознаватель вправе: 1) вскрывать запертые помещения и хранилища, если соответствующие лица отказываются их открыть добровольно. При этом не должно быть допущено не вызываемое необходимостью повреждение запоров, дверей и другого имущества; 2) запретить лицам, находящимся в месте производства обыска или приходящим в это место, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска. При производстве обыска следователь, дознаватель обязаны: 1) принимать меры к тому, чтобы не были разглашены выявленные обстоятельства интимной и частной жизни гражданина, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц; 2) изымать только объекты, имеющие значение для дела, а также предметы и документы, изъятые из гражданского оборота физических или юридических лиц; 3) предъявлять изымаемые объекты понятым и другим присутствующим при обыске (или выемке) лицам и при необходимости упаковать и опечатать эти объекты на месте обыска или выемки, что удостоверяется подписями всех участников следственного действия; 4) принимать меры по пресечению попыток уничтожения или сокрытия подлежащих изъятию предметов, документов или ценностей. Статья 182. Основания и порядок производства обыска 4. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, - судебное решение, разрешающее его производство. 5. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. 6. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. 7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. 8. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска 9. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота. 10. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц. 11. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. 12. При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса 13. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно.Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. 14. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры 15. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации 16. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.     100. Выемка: понятие и порядок производства. Выемка- урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в изъятии точно определенного объекта, если известно, где и у кого он находится (ст. 183 УПК). Материальными основаниями для производства выемки являются достаточные данные, указывающие на точное место нахождения определенного объекта у конкретного лица или в определенном учреждении (организации, предприятии и т.д.), имеющего значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Общим процессуальным основанием производства обыска и выемки выступает мотивированное постановление следователя. Процессуальным основанием обыска и выемки в жилище при отсутствии согласия лиц, в нем проживающих, является судебное решение. Процессуальным основанием обыска и выемки в служебном помещении адвоката или адвокатского образования служит также судебное решение <Процессуальным основанием выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о счетах и вкладах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, является судебное решение, принимаемое в порядке, установленном ст. 165 УПК. Обязательными участниками обыска и выемки являются следователь, дознаватель, лица, у которых производятся данные следственные действия, или их совершеннолетние члены семьи, а также понятые. При производстве обыска или выемки в организациях, учреждениях, предприятиях, общественных объединениях обязательно участие представителей их администрации. Основания и порядок производства выемки 1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. 2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей. 3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса. 5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. 6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.     101. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка как следственное действие представляет собой акт интегративного (комплексного) характера. В этом следственном действии оптимально сочетаются одновременно меры по обеспечению получения доказательств (наложение ареста на отправления) и собственно следственные действия, направленные на получение доказательств (осмотр и выемка при необходимости). Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка - следственное действие интегративного характера, заключающееся в: 1) задержании почтово-телеграфных отправлений; 2) незамедлительном уведомлении следователя, дознавателя об их поступлении; 3) осмотре - непосредственном восприятии органами чувств полученной информации; 4) изъятии отправлений, если они имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела (ст. 185 УПК). Материальными основаниями производства наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотра и выемки являются достаточные данные полагать (предполагать), что предметы, документы или сведения, имеющие значение для дела, могут быть обнаружены в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах. Процессуальное основание производства наложения ареста на указанные отправления, их осмотра и выемки в учреждениях связи состоит в наличии судебного решения. Обязательными участниками рассматриваемого следственного действия являются следователь, дознаватель, руководитель (представитель) учреждения связи, понятые из числа работников учреждения. В качестве факультативных участников осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений могут быть привлечены переводчик, специалист, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и другие участники процесса. В постановлении следователя, дознавателя о возбуждении ходатайства о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки, направляемом в суд, должны быть указаны: 1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого подлежат задержанию; 2) основания наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, производства их осмотра и выемки; 3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту, осмотру и выемке; 4) наименование учреждения связи, обязанного подвергать задержанию почтово-телеграфные отправления. При положительном судебном решении копия постановления судьи направляется в соответствующее учреждение связи, которое должно задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом органы предварительного расследования. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем или дознавателем в соответствующем учреждении связи. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, который должен отвечать требованиям ст. 166 УПК. В данном протоколе отмечается, кем (каким должностным лицом) и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или подвергнуты задержанию и изъятию (выемке). Наложение ареста на рассматриваемые отправления отменяется постановлением следователя тогда, когда в этом отпадает необходимость, но не позднее срока окончания предварительного расследования. О принятом решении обязательно уведомляются суд, принявший решение о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, и прокурор.   102. Контроль и запись переговоров: понятие и порядок производства. Контроль и запись телефонных и иных переговоров - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в ограничении конституционного права граждан на тайну телефонных и иных переговоров путем контроля за ними и их записи в целях воспроизводства для прослушивания фонограмм по делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях (ст. 186 УПК). По мнению законодателя, контроль телефонных и иных переговоров - прослушивание и запись переговоров путем использования любых средств коммуникации, осмотр и прослушивание фонограмм (п. 14.1 ст. 5 УПК). Достоинством данного определения является то, что законодатель не пытался идти за научно-техническим прогрессом. Материальными основаниями контроля и записи переговоров являются: 1) достаточные данные, дающие основание полагать, что прослушивание переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц позволит получить информацию, имеющую значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела; 2) сведения о наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их родственников и близких лиц. Во втором случае рассматриваемое следственное действие допускается по письменному заявлению потерпевшего, свидетеля и иных, указанных в процессуальном законе лиц, а при отсутствии такого заявления - по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора. Процессуальное основание производства контроля и записи телефонных и иных переговоров заключается в наличии судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК. К обязательным участникам данного следственного действия необходимо отнести следователя, дознавателя; сотрудников государственного органа, осуществляющего технический контроль и запись телефонных и иных переговоров; понятых; лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны. Среди факультативных участников контроля и записи телефонных и иных переговоров могут быть переводчик, специалист и должностное лицо органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. При необходимости осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. В этом постановлении должны быть изложены: 1) сущность уголовного дела, производство которого обусловливает необходимость применения контроля и записи переговоров; 2) основания, указывающие на необходимость осуществления данного следственного действия; 3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи; 4) срок осуществления контроля и записи переговоров; 5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров. В целях проверки достаточности оснований для осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров судья вправе получить от следователя, дознавателя необходимые пояснения и материалы. Постановление судьи об осуществлении контроля и записи телефонных и иных переговоров направляются следователем, дознавателем в соответствующий орган для исполнения. Осуществление контроля и записи переговоров может быть установлено на срок не более чем шесть месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, дознавателя в случае, когда в них отпадает необходимость, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу. Следователь, дознаватель в течение всего срока осуществления контроля и записи переговоров вправе в любое время истребовать от органа, осуществляющего это следственное действие, фонограмму для ее осмотра и прослушивания <1>. Фонограмма передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств. Осмотр и прослушивание фонограммы производятся следователем с участием понятых и при необходимости специалиста, переводчика, а также лиц, телефонные и иные переговоры которых прослушаны и записаны. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы записи переговоров составляется протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвовавшие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или в отдельном документе изложить свои замечания к протоколу. Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя или дознавателя в качестве вещественного доказательства. Носитель информации хранится при уголовном деле в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном разбирательстве. В случае сомнения в подлинности и целостности носителя информации и фонограммы могут быть назначены фоноскопическая или судебно-техническая экспертизы. Таким образом, в результате осуществления рассмотренного следственного действия появляются два средства доказывания: 1) вещественное доказательство в виде носителя фонограммы контроля и записи телефонных и иных переговоров; 2) протокол осмотра носителя фонограммы и ее прослушивания.     103. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами: понятие и порядок производства.   1. При наличии достаточных оснований полагать, что информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами имеет значение для уголовного дела, получение следователем указанной информации допускается на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса. 2. В ходатайстве следователя о производстве следственного действия, касающегося получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, указываются: 1) уголовное дело, при производстве которого необходимо выполнить данное следственное действие; 2) основания, по которым производится данное следственное действие; 3) период, за который необходимо получить соответствующую информацию, и (или) срок производства данного следственного действия 4) наименование организации, от которой необходимо получить указанную информацию. 3. В случае принятия судом решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами его копия направляется следователем в соответствующую осуществляющую услуги связи организацию, руководитель которой обязан предоставить указанную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе информации. Указанная информация предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств   4. Получение следователем информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами может быть установлено на срок до шести месяцев.Соответствующая осуществляющая услуги связи организация в течение всего срока производства данного следственного действия обязана предоставлять следователю указанную информацию по мере ее поступления, но не реже одного раза в неделю   5. Следователь осматривает представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, с участием понятых и (при необходимости) специалиста, о чем составляет протокол, в котором должна быть указана та часть информации, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (дата, время, продолжительность соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами, номера абонентов и другие данные).Лица, присутствовавшие при составлении протокола, вправе в том же протоколе или отдельно от него изложить свои замечания 6. Представленные документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, приобщаются к материалам уголовного дела в полном объеме на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними посторонних лиц и обеспечивающих их сохранность 7. Если необходимость в производстве данного следственного действия отпадает, его производство прекращается по постановлению следователя, но не позднее окончания предварительного расследования по уголовному делу.     104. Общие правила проведения допроса. Допрос - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в общении в виде беседы следователя, дознавателя, судьи (суда) и сторон с допрашиваемым в целях установления фактических обстоятельств совершения преступления, лиц, его совершивших, и получения иных сведений, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела по существу. Беседа широко присутствует в научном познании и повседневном общении. Допрос отличается от других видов общения только тем, что порядок его производства урегулирован процессуальным законом. Материальными основаниями производства допроса являются достаточные данные, указывающие на то, что соответствующее лицо обладает информацией, имеющей значение для правильного рассмотрения и разрешения уголовного дела. Процессуальными основаниями производства допроса следует считать, по всей вероятности, повестку или иное сообщение лицу о вызове его на допрос, поскольку никакими документами данное решение в материалах уголовного дела не фиксируется. К обязательным участникам допроса относятся следователь, дознаватель, допрашиваемый и педагог при допросе потерпевшего и свидетеля, не достигшего 14 лет. В качестве допрашиваемых лиц могут выступать потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый, эксперт и специалист, законный представитель несовершеннолетнего и иного лица, который по различным причинам не может самостоятельно осуществлять право на защиту. К факультативным участникам могут быть отнесены эксперт, если ему поручено производство экспертизы, специалист, обеспечивающий применение технических средств, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, защитник, представитель участника уголовного процесса, адвокат свидетеля, переводчик и педагог (или психолог) при допросе лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Вызов потерпевшего и свидетеля на допрос осуществляется повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки к должностному лицу, осуществляющему уголовное судопроизводство, без уважительных причин. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью разнообразных средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы, учебы или иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя, дознавателя о причинах невозможности его явки по их вызову в предложенное им время. Неявка лица на допрос без уважительных причин может повлечь за собой его привод или применение к нему иных мер процессуального принуждения, предусмотренных ст. 111 УПК. Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, вызываются на допрос через администрацию следственного изолятора. В соответствии со ст. 187 УПК допрос производится по месту производства предварительного расследования. При необходимости допрос может быть произведен в месте нахождения допрашиваемого (например, в больнице в случае его болезни, в месте содержания под стражей и т.д.). Допрос любого совершеннолетнего лица не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня (законодатель, судя по всему, имеет в виду период от 6 до 22 часов) не должна превышать восьми часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача. Согласно ст. 189 УПК перед допросом следователь, дознаватель устанавливают личность допрашиваемого, разъясняют ему права, обязанности, а при необходимости - ответственность, выясняют, владеет ли он языком, на котором ведется уголовный процесс, и на каком языке лицо желает давать показания. Представляется, что данное правило следовало бы сформулировать в общих требованиях к производству следственных действий. Допрашиваемое лицо вправе при даче показаний пользоваться документами и записями. По ходатайству допрашиваемого лица или по инициативе следователя, дознавателя в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка. Указанные в процессуальном законе материалы хранятся при уголовном деле. По окончании предварительного расследования носители информации опечатываются с тем, чтобы с ними могли ознакомиться участники уголовного процесса. Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 УПК. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушении прав и законных интересов допрашиваемого. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса. Думается, что в этом случае лицо выступает не в качестве адвоката, а в качестве представителя данного лица. К нашему сожалению, отечественные законодатели не усматривают различий между понятиями "адвокат" и "защитник". Однако рассмотрение такого рода вопросов выходит за пределы учебной программы. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей заключаются в следующем (ст. 191 УПК): 1) допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя или дознавателя и допрос лица в возрасте от 14 до 18 лет проводятся с участием педагога (психолога); 2) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать их законный представитель; 3) потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, так как ответственность за эти преступления наступает с 16 лет; 4) при разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно ст. 42 и 56 УПК, им указывается на необходимость говорить только правду, так как от их показаний зависит нередко судьба человека. Специфика допроса подозреваемого заключается в следующем: 1) допрос подозреваемого осуществляется по правилам допроса потерпевших и свидетелей (ст. 92 УПК); 2) подозреваемый, задержанный в порядке, установленном ст. 91 УПК, должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ст. 46 УПК); 3) до начала допроса подозреваемому лицу по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания (беседы) с защитником может быть ограничена следователем, дознавателем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность их свидания и беседы не может быть менее двух часов. Особенности допроса обвиняемого заключаются в следующем: 1) допрос обвиняемого осуществляется по общим правилам допроса (ст. 189 УПК), за исключением положений, установленных ст. 173 УПК; 2) следователь допрашивает обвиняемого немедленно после предъявления ему обвинения с соблюдением требований п. 9 ч. 4 ст. 47 УПК и ч. 3 ст. 50 УПК; 3) в начале допроса следователь выясняет у обвиняемого, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъявленного обвинения и на каком языке; 4) в случае отказа обвиняемого от дачи показаний следователь должен сделать соответствующую запись в протоколе его допроса; 5) повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может быть проведен только по просьбе (ходатайству) самого обвиняемого <1>. Допрос можно представить в виде трех частей (ст. 189 УПК): 1) выяснения данных о личности допрашиваемого и его взаимоотношений с другими участниками уголовного процесса, в том числе разъяснения ему прав, обязанностей, а при необходимости - ответственности (условно ее можно назвать вводной); 2) свободного рассказа допрашиваемого; 3) постановки следователем, дознавателем вопросов и ответов на них допрашиваемого лица. Если в ходе допроса производились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол должен также содержать: 1) запись о проведении фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки; 2) сведения о технических средствах, об условиях фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, факте приостановления их использования, причине и длительности остановки записи показаний; 3) заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки; 4) подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющие правильность содержания протокола. В ходе допроса допрашиваемым лицом могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись. По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо он по его просьбе оглашается следователем, дознавателем, о чем в протоколе делается отметка. Ходатайство допрашиваемого лица о дополнении или об уточнении содержания протокола подлежит обязательному удовлетворению. В протоколе указываются все лица, принимавшие участие в допросе. Каждый из этих лиц должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения. Кроме того, допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола допроса. Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяются в соответствии с требованиями ст. 167 УПК. 105. Очная ставка: понятие и порядок производства. Очная ставка - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в общении в виде беседы следователя, дознавателя с двумя ранее допрошенными лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия, в целях их устранения (ст. 192 УПК). Материальными основаниями производства очной ставки являются достаточные данные, указывающие на существенные противоречия в показаниях ранее допрошенных лиц и дающие основание полагать, что ее производство позволит устранить имеющиеся в уголовном деле противоречия. Процессуальные основания производства очной ставки идентичны основаниям производства допроса. Обязательными участниками очной ставки являются следователь, дознаватель, два ранее допрошенных лица и педагог, если в очной ставке принимает участие лицо, не достигшее 14 лет. Очная ставка может быть проведена между подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями и потерпевшими в различных комбинациях. К факультативным участникам можно отнести специалиста, обеспечивающего фиксацию производства очной ставки, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, защитника, представителя участника процесса и адвоката свидетеля, переводчика и педагога, если в очной ставке принимает участие лицо в возрасте от 14 до 18 лет. Структурно очная ставка состоит из трех частей: 1) выяснения данных о личности допрашиваемых, знания ими друг друга и об их взаимоотношениях; 2) свободного рассказа этих лиц по тем обстоятельствам, для выяснения которых между ними проводится очная ставка; 3) постановки следователем, дознавателем вопросов участникам очной ставки и их ответов на поставленные вопросы. Участники очной ставки могут задавать друг другу вопросы с разрешения следователя, дознавателя, о чем делается отметка в протоколе. В ходе очной ставки следователь, дознаватель вправе предъявлять вещественные доказательства и документы. Оглашение показаний участников очной ставки, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение звукозаписи, видеозаписи или киносъемки этих показаний допускаются лишь после дачи ими показаний на очной ставке или их отказа от дачи показаний на очной ставке. В протоколе очной ставки показания допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давали их в ходе этого следственного действия. Каждый из участников очной ставки подписывает свои показания, каждую страницу протокола в отдельности и протокол в целом. Если свидетель явился на очную ставку с адвокатом, приглашенным для оказания юридической помощи, то адвокат участвует в очной ставке и пользуется правами, предусмотренными ч. 2 ст. 53 УПК. В целях установления новых или уточнения известных фактических обстоятельств совершения преступления, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, следователь, дознаватель вправе проверить ранее данные показания путем производства следственного действия, которое называется проверкой показаний на месте. 106. Предъявление для опознания: понятие и порядок производства. Предъявление для опознания - урегулированное процессуальным законом следственное действие, заключающееся в отождествлении (узнавании) определенным участником уголовного процесса ранее воспринятого объекта по сохранившемуся мысленному его образу (ст. 193 УПК). Материальными основаниями производства этого следственного действия являются достаточные данные полагать, что участник процесса может узнать соответствующий объект и, следовательно, оказать помощь в выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Процессуальные основания производства предъявления для опознания такие же, что и основания производства допроса, так как если участник не может опознать объект, то производство этого следственного действия беспредметно и бессмысленно. Обязательными участниками этого следственного действия являются следователь, опознающий, опознаваемый, лица, предъявляемые вместе с опознаваемым ("подсадные утки") <1>, педагог, если опознающий не достиг 14 лет, а также понятые. Среди опознающих и опознаваемых лиц могут быть подозреваемый, обвиняемый, потерпевший и свидетель. Факультативными участниками могут быть специалист, обеспечивающий фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемку или видеоконференцсвязь, должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, педагог, если возраст опознающего от 14 до 18 лет, переводчик, защитник, представитель участника уголовного процесса, адвокат свидетеля. Объектом опознания могут быть любые объекты материального мира (люди и их трупы; животные, птицы и их трупы; предметы и документы; участки местности и т.д.). Кроме того, процессуальный закон не запрещает производство опознания человека по голосу <1>. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они наблюдали объект, и его приметах или особенностях, по которым они могут произвести опознание объекта. Лицо, опознание которого производится, предъявляется опознающему участнику процесса вместе с другими лицами, по возможности сходными по внешности с опознаваемым. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на процедуру опознания трупа, что обусловлено прежде всего требованиями нравственности и психологии. Перед началом предъявления для опознания опознаваемому лицу предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, что отмечается в протоколе. При невозможности предъявления лица в натуре опознание может быть произведено по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, внешне сходных с опознаваемым лицом. Количество фотографий также не может быть менее трех. При наличии объективной возможности предъявления для опознания самого лица опознание по фотографии недопустимо. В противном случае результаты опознания должны быть признаны не имеющими доказательственного значения (недопустимыми). Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех. При невозможности предъявления предмета в натуральном виде его опознание проводится по фотографии, т.е. в порядке, установленном ч. 5 ст. 193 УПК. Особую сложность представляет собой опознание уникальных, раритетных, единственных в своем роде объектов. В данном случае опознание возможно, как представляется, лишь при предъявлении опознающему не менее трех близких по содержанию, форме и другим признакам фотографий. Опознающему лицу предлагается указать на лицо, предмет или документ, о котором он ранее дал показания. Наводящие вопросы при предъявлении объекта для опознания не допускаются. Если опознающий указал на один из предъявленных объектов, ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он узнал этот объект. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть произведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, о чем делается отметка в протоколе следственного действия.В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего. Процессуальный закон запрещает производство повторного опознания лица или иного объекта тем же опознающим и по тем же признакам, на которые он указал ранее. Результаты предъявления для опознания оформляются в общем порядке, т.е. протоколом в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК. В протоколе отражаются условия опознания, его результаты и по возможности дословно излагаются объяснения опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым лицом опознающего, то это обстоятельство также отмечается в протоколе следственного действия   107. Проверка показаний на месте: понятие и порядок производства. Проверка показаний на месте - урегулированное уголовно-процессуальным законом следственное действие, заключающееся в общении в виде беседы следователя с ранее допрошенным лицом на месте, связанном с исследуемым событием, и сопоставлении даваемых им показаний на месте с ранее данными показаниями и объективной обстановкой соответствующего места с целями уточнения и установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 194 УПК). Материальными основаниями производства проверки показаний на месте являются достаточные данные полагать, что в ходе этого действия будут установлены новые обстоятельства или получены новые доказательства виновности (или невиновности) конкретного лица. Процессуальные основания производства проверки показаний на месте тождественны основаниям производства допроса. Обязательными участниками этого следственного действия являются следователь, дознаватель и одно из ранее допрошенных лиц (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель), педагог, если в этом следственном действии принимают участие потерпевший, свидетель, не достигшие возраста 14 лет, а также понятые. Факультативными участниками могут быть: 1) должностные лица государственного органа, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; 2) сотрудники специальных подразделений, которые должны обеспечить безопасность участников следственного действия и предотвратить попытки подозреваемого или обвиняемого скрыться от органа расследования; 3) защитник, представитель участника уголовного процесса, адвокат свидетеля; 4) специалист и переводчик, педагог, если в следственном действии принимает участие лицо в возрасте от 14 до 18 лет. Проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут подвергнуты проверке. Проверка показаний на месте состоит в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для дела, демонстрирует определенные навыки и действия. Какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки показаний на месте и наводящие вопросы (данное требование является общим) не допускаются. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации совершенных действий могут быть заданы вопросы. Уголовно-процессуальный закон запрещает одновременную проверку на месте показаний нескольких лиц. Факт, ход и результаты проверки показаний на месте оформляются протоколом, который должен отвечать требованиям, установленным ст. 166, 167 и 190 УПК.     108. Порядок назначения судебной экспертизы. Обязательное назначение судебной экспертизы. Судебная экспертиза - урегулированное уголовно-процессуальным законом назначение экспертизы и исследование экспертом представленных ему следователем, дознавателем, судьей или судом объектов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Материальным основанием назначения и производства судебной экспертизы является необходимость использования для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, специальных знаний в области техники, науки, искусства или ремесла. Специальными признаются знания, которыми лицо владеет в силу получения специального образования, профессионального практического опыта в рамках полученной специальности или умений и навыков в определенном виде деятельности. Процессуальным основанием назначения и производства судебной экспертизы выступают постановления дознавателя, следователя, судьи или определение суда <1>. Процессуальным основанием назначения и производства судебной экспертизы в случаях, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК, может быть только судебное решение. В случае если подозреваемый или обвиняемый не содержатся под стражей, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о помещении их в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрический экспертизы. Помещение подозреваемого, обвиняемого в судебно-медицинский или судебно-психиатрический стационар, который является разновидностью медицинского учреждения, представляет собой круглосуточное нахождение этих лиц в соответствующих стационарах. В случае помещения подозреваемого в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение в соответствии со ст. 172 УПК, прерывается до получения заключения экспертов (ст. 203 УПК). В постановлении следователя, дознавателя, судьи или определении суда о назначении судебной экспертизы отражаются: 1) основания назначения судебной экспертизы; 2) фамилия, имя и отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена судебная экспертиза; 3) вопросы, поставленные перед судебным экспертом; 4) материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта или экспертного учреждения для проведения соответствующего исследования. Обязательными участниками назначения судебной экспертизы являются следователь, дознаватель, эксперт, руководитель экспертного учреждения, подозреваемый, обвиняемый или потерпевший в случаях, указанных в законе, защитники и представители потерпевшего. Факультативными участниками судебной экспертизы могут быть свидетель во всех случаях, а также потерпевший, когда его исследование не является по процессуальному закону обязательным. В этих ситуациях экспертное исследование потерпевшего и свидетеля допускается только с их письменного согласия или согласия их законных представителей, которое также должно быть дано в письменном виде. Судебная экспертиза производится судебными экспертами, работающими в государственных экспертных учреждениях <1>, и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями <2>. Следователь, дознаватель обязаны ознакомить подозреваемого, обвиняемого, их защитников с постановлением о назначении судебной экспертизы и разъяснить им права, предусмотренные ст. 198 УПК. При назначении и производстве экспертизы подозреваемый, обвиняемый и их защитники вправе: 1) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; 2) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении; 3) ходатайствовать о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; 4) ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту; 5) присутствовать с разрешения следователя, дознавателя при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 6) знакомиться с заключением эксперта или его сообщением о невозможности дачи экспертного заключения, а также с протоколом допроса эксперта. Потерпевший, свидетель, в отношении которых производилось экспертное исследование, вправе знакомиться с заключением эксперта. Кроме этого, потерпевший пользуется также правами, предусмотренными лишь п. 1 и 2 ч. 1 ст. 198 УПК, что явно не согласуется с продекларированными законодателем принципами законности, состязательности и равноправия сторон. Об ознакомлении перечисленных участников уголовного судопроизводства с постановлением о назначении судебной экспертизы и разъяснении им прав составляется протокол, который подписывается следователем и лицами, которые ознакомлены с соответствующим постановлением (ст. 195 УПК). В ряде случаев уголовно-процессуальный закон требует обязательного производства экспертизы в целях получения сведений, которые можно использовать в качестве доказательств. Согласно ст. 196 УПК назначение и производство экспертизы обязательно, если необходимо установить: 1) причины смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью <1>; 3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в их вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе; 4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела, и давать соответствующие объективной действительности показания; 5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие их возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. Следователь вправе присутствовать при производстве судебных экспертиз и получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий (исследований). Факт присутствия следователя при производстве экспертизы должен быть отражен в заключении эксперта (ст. 197 УПК). Производство экспертизы осуществляется в экспертном учреждении или вне экспертного учреждения (ст. 199 УПК). Следователь, признав необходимым производство экспертизы в экспертном учреждении, направляет его руководителю свое постановление и соответствующие материалы, необходимые для ее производства. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления следователя поручает производство экспертизы одному или нескольким экспертам из числа сотрудников данного учреждения, уведомив об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту или экспертам их права и обязанности, установленные ст. 57 УПК, и предупреждает об уголовной ответственности, которую предусматривает ст. 307 УК.     109. Комиссионная и комплексная судебная экспертиза. Комиссионная экспертиза - экспертное исследование представленных материалов группой специалистов одной специальности, количество которых не может быть менее двух. Полагаем, что специалистов должно быть не менее трех. Комиссионный характер экспертных исследований определяется следователем, дознавателем либо руководителем судебно-экспертного учреждения.Если по результатам проведенных исследований выводы экспертов по поставленным вопросам совпадают, то они составляют единое экспертное заключение. В случае возникновения разногласий по некоторым вопросам каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает по этим вопросам отдельное заключение (ст. 200 УПК). Это положение законодателя логично было бы дополнить, на мой взгляд, правилом о необходимости назначения и производства в этом случае повторной экспертизы для разрешения спорных вопросов. Комплексная экспертиза - экспертное исследование представленных материалов группой специалистов, владеющих знаниями из различных специальностей, различных областей знания. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, отражаются сведения о том, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие обстоятельства он установил и к каким выводам он пришел. Каждый из экспертов, участвовавших в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть экспертного заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за эту часть ответственность, предусмотренную законом (ст. 201 УПК). 110. Получение образцов для сравнительного исследования. Получение образцов для сравнительного исследования - урегулированное процессуальным законом следственное действие в широком смысле слова, заключающееся в отобрании у субъектов уголовного процесса объектов их жизнедеятельности с целью сравнения их с обнаруженными вещественными доказательствами (ст. 202 УПК). Уголовно-процессуальный закон упоминает в качестве образцов лишь образцы почерка. Затем законодатель указывает на то, что можно получать также "иные образцы для сравнительного исследования". Под иными образцами для сравнительного исследования законодатель понимает различные продукты жизнедеятельности человека в виде его отпечатков пальцев, крови, слюны, спермы, волос, прикуса зубов и т.д. Материальными основаниями получения образцов для сравнительного исследования являются достаточные данные, указывающие на то, что с помощью сравнительной экспертизы можно будет установить принадлежность соответствующих объектов конкретному лицу или обнаружить новые доказательства по уголовному делу. Процессуальным основанием получения образцов для сравнительного исследования служит постановление дознавателя или следователя об отобрании образцов или постановление о назначении судебной экспертизы. Последнее из них служит основанием также тогда, когда образцы для сравнительного исследования отбираются экспертом в ходе производства судебной экспертизы. Обязательными участниками получения образцов для сравнительного исследования являются следователь, дознаватель и лицо, у которого отбираются образцы. Обычно образцы для сравнительного исследования отбираются у подозреваемого или обвиняемого. К факультативным участникам рассматриваемого следственного действия относятся потерпевший, свидетель, если нужно проверить, не оставлены ли ими следы на вещественных доказательствах или в определенном месте; специалист, переводчик; защитник, представитель участника уголовного процесса, адвокат свидетеля; должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Об изъятии образцов для сравнительного исследования составляется протокол с соблюдением требований ст. 166 и 167 УПК, за исключением требования об участии понятых. Изъятие образцов экспертом отражается им в заключении. При получении образцов для сравнительного исследования не допускается применение методов, опасных для жизни или здоровья участника уголовного процесса или унижающих его честь и достоинство. В криминалистике существуют разнообразные классификации судебных экспертиз по различным критериям (основаниям). Эти экспертизы имеют непосредственное отношение к сфере уголовного процесса, в связи с чем их производство было подвергнуто правовому регулированию. В частности, при необходимости следователь, дознаватель могут назначить производство основной и дополнительной, первоначальной (основной) и повторной, единоличной и комиссионной, отраслевой и комплексной экспертиз.   111. Заключение эксперта. Допрос эксперта. Экспертное заключение - процессуальный документ, в котором эксперт (или эксперты) фиксирует факт, ход и результаты экспертного исследования. Содержание экспертного заключения состоит из трех частей: 1) вводной; 2) описательной; 3) заключительной. Во вводной части эксперт обязан отразить сведения: а) о дате, времени и месте производства экспертных исследований; б) об основаниях назначения и производства судебной экспертизы; в) о должностном лице, назначившем судебную экспертизу; г) об экспертном учреждении или об эксперте; д) о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; е) о вопросах, поставленных перед экспертом органом расследования; ж) об объектах исследования и материалах, представленных для экспертного исследования; з) о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы. Описательная часть заключения эксперта содержит описание примененных и апробированных на практике методик исследования представленных объектов и содержание экспертного исследования. Заключительная часть рассматриваемого процессуального документа включает в себя выводы эксперта по поставленным перед ним вопросам и их обоснование. Именно выводы эксперта представляют собой доказательства по уголовному делу. Если при производстве экспертного исследования судебный эксперт установит обстоятельства, имеющие, по его мнению, значение для правильного разрешения уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены соответствующие вопросы, то он вправе выйти за пределы предмета судебной экспертизы, определяемые поставленными перед ним вопросами, и указать на них в своем экспертном заключении. При этом эксперт вправе выйти за пределы предмета экспертизы, но не за пределы своей специальности. Материалы, иллюстрирующие заключение и обеспечивающие его наглядность (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к экспертному заключению и являются его составной частью (ст. 204 УПК). Одной из самых распространенных ошибок в следственной и судебной практике является то, что участники уголовного процесса изучают обычно только заключительную часть рассматриваемого уголовно-процессуального средства доказывания. При этом стороны упускают возможность опровержения выводов эксперта ссылкой на то, что он использовал устаревшие или не апробированные на практике методики исследования, что его заключение отличается противоречивостью и т.п. Из этого следует, что участники процесса должны внимательно изучать не только заключительную, но и вводную, и описательную части заключения эксперта, поскольку они, как и выводы эксперта в целом, должны отличаться непротиворечивостью. После получения заключения эксперта (или экспертов) следователь, дознаватель вправе, а в некоторых случаях обязаны совершить следующие действия. Согласно ст. 205 УПК следователь вправе по собственной инициативе или по ходатайству лиц, указанных в ч. 1 ст. 206 УПК, допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. Допрос эксперта до представления им экспертного заключения в связи с проведенными исследованиями не допускается. Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету назначенной экспертизы. Допрос судебного эксперта оформляется протоколом в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК. Следователь, дознаватель обязаны предъявить заключение эксперта, сообщение эксперта о невозможности дачи экспертного заключения и протокол допроса эксперта при его наличии подозреваемому, обвиняемому, их защитникам, которым должно быть разъяснено право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертиз. Если судебная экспертиза производилась по ходатайству потерпевшего либо в отношении потерпевшего или свидетеля, то им также предъявляется заключение эксперта (ст. 206 УПК). Таким образом, рассмотренное следственное действие, отличающееся значительным уголовно-процессуальным своеобразием, по своему содержанию состоит из четырех относительно самостоятельных блоков (частей): 1) процедуры назначения производства судебной экспертизы; 2) исследования экспертом (экспертами) представленных следователем, дознавателем объектов и иных материалов; 3) составления экспертом (экспертами) заключения; 4) комплекса действий следователя после получения им по делу заключения эксперта или экспертов. Существенными особенностями обладает оценка заключения эксперта. При его оценке необходимо обращать внимание на: 1) соблюдение процессуального закона при назначении судебной экспертизы; 2) компетентность эксперта; 3) объекты, которые были подвергнуты экспертному исследованию; 4) научность и апробированность методик исследования; 5) непротиворечивость вводной, описательной и заключительной частей экспертного исследования; 6) соответствие выводов эксперта иным доказательствам, имеющимся в уголовном деле. Таким образом, при добросовестном отношении работников органов расследования к своему труду система следственных действий, существующая в нашей стране, обеспечивает возможность достаточно эффективного контроля над состоянием преступности. 112. Дополнительная и повторная судебные экспертизы. Дополнительная экспертиза - экспертное исследование, проводимое при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта либо при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных экспертом обстоятельств. В силу того, что обоснованность выводов судебного эксперта, проводившего первоначальную (основную) экспертизу, не подвергается сомнению, процессуальный закон допускает производство дополнительной экспертизы как экспертом, ранее проводившим исследование, так и другим экспертом (ст. 207 УПК). Повторная экспертиза - экспертное исследование, назначаемое и проводимое при наличии разумных сомнений в обоснованности первоначального заключения эксперта или при обнаружении противоречий в выводах эксперта (экспертов) по одним и тем же вопросам. Повторная экспертиза, по существу, является новой, так как она назначается и производится в случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или экспертов. Поэтому процессуальный закон совершенно справедливо требует, чтобы эту экспертизу проводил другой эксперт или другие эксперты. По результатам исследований эксперт (или группа экспертов) составляет экспертное заключение.  

 

113. Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия.

 Предварительное следствие приостанавливается при наличии одного из следующих оснований:

1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

2. О приостановлении предварительного следствия следователь выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

3. Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых.

4. По основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.

5. До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Общие процессуальные условия приостановления производства по уголовному делу заключаются в:

1) доказанности оснований для приостановления производства по уголовному делу;

2) отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу и влекущих во всех случаях его прекращение (ст. 24 УПК);

3) обязанности следователя и дознавателя провести все необходимые следственные действия, которые возможно выполнить в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. Последнее условие определяется принципом публичности уголовного процесса и направлено на то, чтобы побудить органы расследования к активным и наступательным действиям, дабы воспрепятствовать уничтожению или исчезновению информации, имеющей доказательственное значение для правильного разрешения уголовного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: