Сущность управленческого решения в менеджменте

З.Я. ВИРЬЯНСКИЙ

 

 

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

2012

УДК 004.432

ББК 65.9(2)21

    В52

 

Вирьянский З.Я. Методы принятия управленческих решений: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 

 

 

Содержит основные сведения об управленческих решениях, теории, методологии и технологии их принятия. Основное внимание уделено рассмотрению инструментария анализа и выбора оптимальных вариантов управленческих решений. Предназначено для студентов, обучающихся по программе бакалавриата направлений «Менеджмент» и «Управление качеством», а также технических направлений.

 

 

Рецензенты: кафедра вычислительных систем и информатики Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций; ген. директор ЗАО НПП ЭПРО канд. техн. наук З.К. Хосидов.

     

 

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

ISBN                                                             Ó СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012

Введение

Управленческие решения - это основные операции, проходящие в организациях. Можно утверждать, что организации, добивающиеся успеха, превосходят своих менее удачливых конкурентов, по крайней мере, в следующих трех аспектах: они принимают более правильные решения; они принимают решения быстрее; и они более успешно реализуют принятые решения. Принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в организациях всех типов и на любом уровне, их основной заботой и обязанностью. Это тот самый вид деятельности, который лучше всего характеризует поведение менеджеров и который отличает менеджмент от другой социальной деятельности человека.

Принятие решений, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Процесс принятия решений – гармоничное сочетание искусства и науки. В нем большую роль играет и интуиция принимающего решение, и его опыт, и знания квалифицированных специалистов-экспертов, привлекаемых им для помощи и совета. Но огромную пользу принимающий решение человек может извлечь для себя и от овладения принципами и методами, разработанными современной теорией принятия решений.

Менеджер, занимающийся управлением инновационной деятельностью, должен, безусловно, обладать всеми знаниями, умениями и навыками, которыми владеет менеджер, занятый в традиционном бизнесе. Но инновационный менеджер отличается тем, что он взаимодействует с людьми творческими, создателями новшеств, обладающими повышенными креативными и эвристическими способностями. В соответствии с известным законом необходимого разнообразия, орган управления (менеджмент) должен обладать не меньшими возможностями, чем управляемый объект – работники, обеспечивающие реализацию инновационного проекта. Особая роль принадлежит инновационному менеджеру на важнейшем этапе жизненного цикла инновации – этапе научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР). Именно менеджеры, а не исследователи, проектанты, конструкторы или технологи принимают решения о целесообразности продолжения работ по результатам очередного цикла НИОКР, о выборе направления дальнейших работ, о ресурсном, в том числе кадровом, обеспечении, и т.д.

Таким образом, инновационный менеджер должен владеть очень широким арсеналом методов и средств, разнообразнейшим инструментарием для принятия управленческих решений. К сожалению, нарождающийся в настоящее время в России и еще очень тонкий слой инновационных менеджеров в свое время не сумел получить необходимую подготовку, особенно в части инструментария принятия решений.

 Конечно, наука о принятии УР, как и теория инновационного менеджмента в целом, сами по себе творческого управленца не порождают. Однако они позволят новому поколению менеджеров овладеть более мощным и совершенным инструментарием для своей деятельности, быстрее «встать на крыло».

В настоящем пособии в сжатом виде излагаются основы научной методологии принятия УР и описываются некоторые инструменты, которые, по мнению автора, должны быть в арсенале менеджеров, занимающихся управлением качества, инновациями и инвестициями. Автор, как и многие его коллеги по написанию учебно-практических пособий очень ограниченного объема, должен был принять решение о том, по какому пути идти: написать очень мало по многим вопросам или много (в пределах ограничений по объему), но лишь по нескольким вопросам.

 

1. Менеджмент как среда принятия управленческих решений

Сущность управленческого решения в менеджменте

Термин «Управленческое решение» является, с одной стороны, часто употребляемым, с другой – формально неопределенным. В зависимости от контекста и ряда других факторов в этот термин может быть вложен самый разный смысл. Если же термин расширить и говорить о принятии УР, то в этом случае возможных вариантов трактовки еще больше. Например, если речь идет, прежде всего, о менеджменте, то основное внимание уделяется самому процессу принятия решений; если подчеркивается окружающая рабочая среда, то внимание уделяется контексту принимаемых решений; а если в фокус попадает организация, то тогда основное внимание направляется на «внутреннее место» принятия решений. 

Различают по крайней мере два взгляда на УР. В соответствии с одним из них УР рассматривается как динамический и внутренне взаимосвязанный

 

 



Рисунок 1.1. Процесс принятия УР

 

процесс, состоящий из 6 функций принятия решений ( рис.1.1 ).

Конечно, можно говорить, что принятие УР является только одной из обязанностей менеджера и обычно занимает лишь небольшую часть его времени. Однако, рассматривая весь процесс принятия УР в том виде, как он показан на рис.1.1, можно утверждать, что вся деятельность менеджера составляет этапы этого процесса.

Поэтому существует и более узкая точка зрения на процесс принятия УР, трактующая его лишь как процесс выбора лучшей (превалирующей, оптимальной) в некотором смысле альтернативы (варианта). Такое рассмотрение характерно для теории принятия решений, интересующейся, главным образом, тем, как ЛПР в различных ситуациях осуществляет выбор. Однако рассмотрение процедуры выбора вне связи с этапами поиска (генерирования) возможных вариантов УР и их оценки оказывается недостаточным, т.к. при выборе необходимо учитывать свойства вариантов, их число и методы оценки.

Рассматривая процесс принятия УР именно с таких позиций, введем понятие «ситуации принятия УР», которую можно представить как кортеж <ЛПР, П, А>, где ЛПР – лицо, принимающее решение, П – проблема, возникшая у ЛПР и для разрешения которой ему необходимо принять УР, А – множество возможных (допустимых) альтернатив решения проблемы, т.е. вариантов УР.

Рассматривать таким образом процесс принятия УР можно в том случае, когда сформулированы возможности (компетенция) ЛПР, определена проблема и описаны исчерпывающим образом альтернативы. В различных ситуациях принятия УР возможности ЛПР, описание проблемы и свойства альтернатив могут существенно отличаться. Это делает целесообразным и возможным рассмотрение процесса принятия УР применительно к различным видам менеджмента (качества, инновационному, финансовому, стратегическому и т.д.). При этом, конечно, необходимо рассматривать, изучать и учитывать особенности каждого вида менеджмента как среды принятия УР.

УР, как любой объект изучения, может быть описан набором некоторых параметров. Эти параметры представлены на рис.1.2. Рассмотрим их более подробно.

 

Организация. Место принятия УР – формальные бизнес-организации. УР принимаются профессиональными менеджерами, которые  стремятся выпол-

 

Рисунок 1.2. Параметры УР



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: