Методы получения эвристической информации

ЭИП основаны на способности человека оценивать степень выраженности различных свойств объектов, последствия тех или иных событий, в том числе действий человека, используя свои психофизиологические и интеллектуальные способности. В зависимости от того, на какие способности человека ориентирована ЭИП, их можно разделить на две группы. К первой относят большую группу методов, получивших название психометрических. Эти методы основаны на способности человека в той или иной шкале оценить оказываемые на него физические, психологические, эмоциональные воздействия (силу тяжести, громкость звука, эстетические ощущения, степень утомления и т.п.). Вторая группа методов ориентирована главным образом на интеллектуальные способности человека (построение гипотез, обобщение опыта и т.д.). Первую группу применяют для оценки свойств реально существующих объектов или реально протекающих процессов. Вторая группа методов используется для оценки свойств объектов и процессов виртуальных, т. е. проектируемых, планируемых, возможных, инструментально не наблюдаемых. Заметим, что именно для обозначения этих методов часто используется термин «экспертные оценки». ЭИП, применяемые в процессе принятия УР, используются методы обеих групп, поэтому в настоящей работе термин «экспертные оценки» не используется.

Использование ЭИП в процессе анализа вариантов УР, особенно оперативных, имеет существенные отличия от использования подобных процедур в процессе анализа вариантов проектных и плановых решений. Прежде всего, эти различия вызваны малыми ресурсами времени, что позволяет привлечь очень ограниченное число ИИ и использовать «быстрые» методы обработки полученной от них информации. Во-вторых, привлекаемые для анализа вариантов УР специалисты часто не имеют опыта участия в ЭИП, что сказывается на сроках их проведения и качестве получаемой информации. Очень важным моментом при проведении ЭИП является то, что высококвалифицированные специалисты очень загружены, и для участия в ЭИП им удается выделить чрезвычайно мало времени. Все это означает, что ЭИП должна быть очень хорошо подготовлена.

Важнейшим этапом любой ЭИП является получение сведений от специалистов, привлекаемых в качестве ИИ. Важнейшим условием достоверности и точности эвристической информации является учет реальных возможностей человека как источника этой информации. В рассмотренных в предыдущих разделах методах ИИ – специалисты выполняют некоторые стандартные операции, которые можно разделить на три группы: операции с названиями свойств (показателей, параметров и т.п.); операции со значениями показателями; операции с комплексными показателями. Очевидно, можно ожидать тем большей достоверности результатов ЭИП, чем более простые операции используются для получения исходной информации.

При оценке операций надо учитывать тип шкалы, число градаций, количество оцениваемых объектов и др. Исходя из возможностей человека по выполнению различных измерительных операций, можно ввести следующие понятия:

- сложные операции, при выполнении которых человек испытывает значительные затруднения, допускает противоречия, прибегает к упрощениям и т.п.;

- допустимые, выполняемые человеком с малым числом противоречий, без упрощений, т.е. являются для данного человека типичными;

- неопределенные, для отнесения которых к одной из двух предыдущих нет оснований.

Из операций, используемых в ЭИП, к допустимым можно отнести операции сравнения полезности свойств или показателей, полезности значений двух значений одного показателя и сравнения полезности значений двух разных показателей. Операция количественной оценки значения показателя, в том числе их вероятностных значений является весьма сложной. К этой группе следует отнести и операцию по определению количественного изменения значения одного показателя, эквивалентное фиксированному изменению другого, используемую в методе взаимных уступок. Однако назначение удовлетворительного значения показателей, смысл которых не вызывает сомнений, можно считать допустимой операцией.

Приведенные оценки элементарных операций по получению ЭИ служат основой для построения ЭИП, прежде всего для организации процедур опроса специалистов – ИИ. Методы опроса наиболее полно разработаны применительно к задачам, решаемых в социологии, и достаточно широко используются в других приложениях, в том числе и для принятия УР. Вместе с тем, в процессе принятия УР возникает много ситуаций, которые существенно отличаются от рассматриваемых в социологии как по задачам, так и по составу участников. Это привело к разработке специальных методов опроса специалистов. Наиболее известным из них является метод Дельфи, название которого восходит к известному древнегреческому мифу о дельфийском оракуле.

Метод Дельфи представляет собой многотуровую процедуру анкетирования. В первом туре опроса участники дают ответы на предложенные вопросы без предоставления какой-либо аргументации. Полученные от участников ответы обрабатываются. В зависимости от используемых шкал измерения определяются соответствующие средние величины (например, медиана) и характеристики рассеяния. При наличии оценок, значительно отклоняющихся от средних, результаты сообщаются участникам с просьбой аргументировать свои мнения или изменить оценку. Результатами второго тура являются аргументированные частично измененные оценки. Эти оценки опять обрабатываются, и процедура повторяется. Обычно после третьего – четвертого тура оценки участников стабилизируются, что и является признаком окончания процедуры. Конечно, при таком опросе наличие конформизма у некоторых участников может заставить их изменить свое мнение, и это надо учитывать, сохраняя, в частности, анонимность участников. Целью подобных методов является не только получение согласованных оценок, но и стремление выявить наличие устойчивых различий в оценках специалистов, если эти различия имеются. Получение такого результата является для ЛПР признаком необходимости проведения дополнительных исследований или показателем того, что по обсуждаемым вопросам существует значительная неопределенность, которую надо учитывать при принятии УР. Отметим, что при в методе Дельфи могут быть использованы различные виды анкет и шкал измерения. Большим достоинством является и то, что опрос производится заочно – это позволяет очень занятым специалистам лучше планировать свое участие в процедуре, привлечь к участию в ней своих сотрудников (при сохранении личной ответственности за результат) и т.д. Для сбора информации также может быть использован опрос в виде интервью, но такой вид опроса требует, как правило, достаточно быстрого ответа на вопросы. Поэтому метод интервью применяют при жестком лимите времени на анализ вариантов УР, учитывая ограниченность времени экспертов на обдумывание ответа.

 

Список литературы

1. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2009.

2. Башкатова Ю.И. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: МЭСИ,

2005.

3. Вирьянский З.Я. Управленческие решения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2002.

4. Вирьянский З.Я., Пиневский Н.М. Стратегия проектирования систем управления. – Л.: Судостроение, 1979.

5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в волшебных странах: Учебник для вузов.- М.: Логос, 2002.

6. Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов – М.: Дело, 2004.

7. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. –М.:Машиностроение, 1988.

8. Смирнов Э.А. Управленческие решения. –М.:ИНФРА-М, 2001.-264 с.

9. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2005.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………….……………………………………….3

1. Инновационный менеджмент как среда принятия УР……………………..5

1.1. Сущность управленческого решения в инновационном менеджменте..5

1.2. Объект управления инновационного менеджмента……………………..9

1.3. Инновационный менеджмент как процесс принятия решений…….…..11

2. Ситуация принятия УР в инновационном менеджменте…………………13

2.1.Зачем принимаются УР………………………………………………….….13

2.2. Основные требования к УР………………………………………………..16

2.3. Какие бывают УР…………………………………………………………..17

2.4. Кто принимает УР…………………………………………………………..20

2.5. Условия принятия УР ………………………………………………………23

2.6. Из чего выбирают решение………………………………………………24

2.7. Как принимают решение ………………………………………………… 26

3. Отношения и принятие решений ……………………………………………28

3.1. Проблема выявления и описания отношений в принятии УР……………28

3.2. Отношения, их представление и свойства…………………………………30

3.3. Выявление отношений для принятия УР……………………...…………..35

4. Реализация и анализ процедуры выбора……………………………………..38

4.1. Механизм выбора…………………………………………………………….38

4.2. Функции выбора …………………………………………………………….41

4.3. Принятие УР в условиях риска и неопределенности ………………….44

4.4. Коллективное принятие УР………………………………………………49

5. Информационное обеспечение процесса выбора…………………………50

5.1. Основная схема принятия управленческого решения ………………….50

5.2. Шкалы для проведения ЭИП ……………………………………………53

5.3. Реализация и анализ результатов ЭИП …………………………………55

5.4. Оценка полезности свойств и показателей…………………..…………61

5.5. Точность и достоверность ЭИП …………………………………………63

5.6. Методы получения эвристической информации……………………….66

Список литературы…………………….………………………………………77

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: