Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти. 2 страница

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- осуществлять контроль деятельности своих территориальных органов;

- организовывать проведение необходимых экспертиз (испытаний, анализов, оценок, научных исследований);

- обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении РФ ущерба, причиненного нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

При осуществлении контрольных мероприятий должностные лица Федерального казначейства как правопреемника Росфиннадзора имеют право проходить в установленном порядке на территорию объекта контроля, а также во все здания и помещения, занимаемые этим объектом, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы; в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий они могут изымать необходимые документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством РФ, оставляя акт изъятия и копии или опись изъятых документов в соответствующих делах.

В то же время при проведении ревизий и проверок должностные лица Федерального казначейства как правопреемника Росфиннадзора не должны вмешиваться в оперативную деятельность объектов контроля.

Федеральное казначейство как правопреемник Росфиннадзора контролирует своевременность и полноту устранения объектами контроля нарушений законодательства РФ и (или) возмещения причиненного такими нарушениями ущерба РФ в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство как правопреемник Росфиннадзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Кроме того, Федеральное казначейство (Казначейство России) - федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий предварительный и текущий финансовый контроль ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета <1>, проводит контроль:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 703 "О Федеральном казначействе" // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

 

- непревышения суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;

- соответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;

- наличия документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

- соответствия сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному или муниципальному контракту сведениям о данном государственном или муниципальном контракте, содержащимся в предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками.

Аналогичными полномочиями обладают финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований в отношении средств, соответственно региональных и местных бюджетов.

Федеральное казначейство является органами внешнего государственного контроля в сфере бюджетных отношений.

На уровне субъектов РФ внешний государственный контроль осуществляют органы исполнительной власти - финансовые органы субъектов РФ (должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ).

Муниципальный внешний финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно органов муниципального финансового контроля (должностных лиц местных администраций).

 

§ 5. Значение организации учетных систем

для осуществления финансового контроля

 

Для осуществления финансового контроля большое значение имеет организация учетных систем. При проведении финансового контроля именно на основании изучения и анализа учетных документов делаются выводы о законности, реальности, целесообразности и эффективности экономической деятельности контролируемого субъекта.

Учетная система - совокупность объектов учета, а также субъектов, способов организации, осуществления и регулирования учетной деятельности.

В настоящее время в РФ сложились несколько видов учетных систем:

- бухгалтерский учет;

- бюджетный учет;

- налоговый учет;

- банковский учет.

О.Н. Горбунова совершенно справедливо указывает, что "бухгалтерский учет - это реальное начало и конец всей финансовой деятельности в государстве. Ведь именно в бухгалтерском учете отражаются все операции с денежными средствами в государстве. Именно бухгалтерский учет позволяет осуществлять действенный контроль и мониторинг" <1>.

--------------------------------

<1> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России: Научно-популярная монография. М., 2012. С. 20.

 

В настоящее время происходит реформирование системы бухгалтерского учета в России, имеющее целью приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Задачами реформы являются: формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне. В рамках реформы в декабре 2011 года был принят новый Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1>, пришедший на смену действовавшему до 1 января 2013 года Федеральному закону от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

<2> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

 

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета: фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта, доходах, расходах, иных объектах, установленных федеральными стандартами, - и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. ст. 1, 3).

Под фактом хозяйственной жизни поднимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ст. 3).

Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению в валюте РФ.

Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту РФ, если иное не установлено законодательством РФ (ст. 12).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Статья 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" <1> устанавливает, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (п. 1); для некоммерческой организации - из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2). Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 4), а для Центрального банка РФ - Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" - п. 5 ст. 14 ФЗ "О бухгалтерском учете".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7344.

 

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за отчетный год), и промежуточную (за отчетный период менее отчетного года), если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения и составляется в валюте РФ.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ, если иное не установлено иными федеральными законами (ст. 13).

Бюджетный учет, в соответствии со ст. 264.1 БК РФ, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" <1> в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, государственными академиями наук, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств. Он применяется к государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. План счетов бюджетного учета применяется при формировании учетной политики субъекта учета, начиная с 2011 года.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2011. N 26.

 

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст. 313 НК РФ).

Банковский учет в обязательном порядке осуществляется кредитными организациями в соответствии с Положением N 385-П о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденным Банком России 16 июля 2012 года. Данные Правила и План счетов бухгалтерского учета, применяемые кредитными организациями, учитывают специфику их деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Положением "О правилах осуществления перевода денежных средств" (утв. Банком России 19 июня 2012 года N 383-П).

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Раздел II. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО

 

Глава VI. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РФ

 

§ 1. Понятие бюджета в материальном смысле и как правовой

категории. Виды бюджетов

 

Бюджет <1> - уникальная экономико-правовая категория, поскольку, являясь основой финансового обеспечения государства, играет определяющую роль в его экономическом и социальном развитии, служит инструментом государственного управления, с помощью которого государство решает как повседневные, неотложные, так и перспективные задачи, стоящие перед обществом.

--------------------------------

<1> От фр. budget - кошелек (см.: Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2002. С. 134).

 

Именно бюджет обеспечивает государство финансовыми ресурсами для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Легальное определение термина "бюджет" закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ <1>. Так, под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления <2>.

--------------------------------

<1> В настоящее время готовится новая редакция Бюджетного кодекса РФ, в связи с этим в сносках будет приведена терминология, представленная в проекте БК РФ, вносимого Правительством РФ // См. текст законопроекта. СПС "КонсультантПлюс".

<2> Согласно ст. 5 проекта БК РФ, бюджет бюджетной системы Российской Федерации - форма образования и использования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения полномочий Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Несмотря на то что данное определение конкретизирует цели предназначения бюджета, а именно финансовое обеспечение полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, вместе с тем думается, что за счет бюджета могут быть осуществлены расходы, не предназначенные для финансирования определенных полномочий публично-правового образования.

 

Бюджет по своей внутренней природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества. По экономической сущности бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие между государством и обществом по поводу перераспределения части национального дохода (частично национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социальной сферы, нужд обороны и государственного управления <1>.

--------------------------------

<1> Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М., 2007. С. 27.

 

Бюджет - в материальном смысле главный фонд денежных средств государства и входит вместе с внебюджетными фондами в группу централизованных денежных фондов государства <1>. С помощью такого централизованного фонда - бюджета - происходит распределение и перераспределение финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего достигается финансовое обеспечение публичных функций. Но это не просто централизованный денежный фонд, формируемый на определенной территории для обеспечения функций государства или местного самоуправления. Это фонд, который в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов <2>.

--------------------------------

<1> Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: Учебное пособие. М., 2002. С. 7.

<2> Советское финансовое право / Под ред. Е.А. Ровинского. М., 1978. С. 74.

 

Материальное воплощение бюджет получает в процессе его исполнения (реализации) на соответствующей территории, когда бюджетные средства доходят до конкретных субъектов.

Материальное содержание бюджета не является застывшей догмой, а находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических, социальных задач и т.п. Например, в 2013 году увеличены расходы на социальную политику с 28,6% в 2011 году до 33,3% в 2013 году (по состоянию на 1 марта 2013 года) <1>. Именно материальный аспект бюджета отражается в официальных источниках, определяющих финансирование какого-либо мероприятия, зачисление суммы на бюджетный счет, выдачу субсидии из бюджета и т.п.

--------------------------------

<1> См.: Официальный сайт Минфина РФ: http://info.minfin.ru/fbrash.php (дата доступа: 20 мая 2013 года).

 

Следует отметить, что, согласно ст. 214 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Таким образом, средства федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и муниципального образования составляют соответственно часть казны Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

Существует ложное мнение о том, что бюджет - это "некое денежное хранилище" <1>. На самом деле бюджет можно представить как форму оперативного направления денежных средств на определенные цели, причем форму, которой придали режим закона <2>.

--------------------------------

<1> Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Указ. соч. С. 8.

<2> Там же.

 

Бюджет как правовая категория рассматривается как основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления. Данный финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений <1>. Бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий; отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране; фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2003. С. 140.

 

Правовая форма бюджета закреплена в ст. 11 Бюджетного кодекса РФ. Так, федеральный бюджет <1> и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации <2> разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации <3> и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований <4>.

--------------------------------

<1> См., например: Федеральный закон от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499.

<2> См., например: Федеральный закон от 25 ноября 2008 года N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5509.

<3> См., например: Закон Архангельской области от 12 декабря. 2007 года N 466-23-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. 2007. N 23.

<4> См., например: Решение Воронежской городской Думы от 26 марта 2008 года N 61-11 "О бюджете городского округа г. Воронеж на 2008 год" // Воронежский курьер. 2008. N 34-ОП.

 

По этому поводу Конституционный Суд РФ <1> сформулировал следующие правовые позиции:

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 году N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 4.

 

1) бюджет представляет собой законодательный акт особого рода;

2) в ежегодный акт о бюджете включаются предписания, касающиеся доходов и расходов Российской Федерации и относящиеся к периоду, на который принимается данный закон;

3) он не может устанавливать положения, не связанные с государственными доходами и расходами;

4) ежегодный акт о бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов;

5) как таковой ежегодный акт о бюджете не порождает и не отменяет прав и обязательств;

6) ежегодный акт о бюджете не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более лишать их юридической силы.

Кроме того, в последние годы бюджет стали рассматривать в имущественном (или с позиций права собственности) <1>, организационном <2> и политическом <3> значениях.

--------------------------------

<1> См.: Омелихина Н.В. Бюджетное право Российской Федерации: Учеб. пособие. Новосибирск: Наука, 2005. С. 7 - 8; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 1999. С. 140; Карасева М.В. Бюджетное право в контексте теории права собственности // Бюджетное право Российской Федерации: Ежегодник / Под общ. ред. С.В. Запольского, Д.М. Щекина; Международная ассоциация финансового права. М.: Статут, 2007. С. 20 - 26.

<2> См.: Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Указ соч. С. 8; Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Россолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001. С. 67.

<3> Глушаченко С.Б., Фролова О.В., Фролов В.В. Правовая политика в бюджетной сфере // Финансовое право. 2003. С. 42.

 

Роль бюджета как экономической категории проявляется в его функциях. Как писал Э.А. Вознесенский, в функциях бюджета проявляется его общественное предназначение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. М., 1985. С. 117 - 118.

 

Поэтому бюджету присущи все функции, принадлежащие финансам:

- распределительная;

- контрольная.

Кроме того, важной функцией бюджета является информационная функция.

Через распределительную функцию реализуется общественное назначение бюджета - обеспечить денежными средствами общегосударственные, региональные и местные потребности, функции органов государственной власти и местного самоуправления. Объектом распределения и контроля выступает национальное богатство, валовой внутренний продукт, чистый доход, заработная плата. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство усиливает и сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

Контрольная функция бюджета отличается универсальностью и всеобъемлющим характером. Она реализуется через осуществление органами государственной власти и местного самоуправления финансового контроля. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму выражения и осуществляется по следующим направлениям: контроль за правильным и своевременным поступлением доходов в бюджетную систему, их распределением в бюджетной системе; контроль за целевым, экономным и эффективным использованием средств бюджетной системы.

Информационная функция бюджета. Финансы, а бюджет является частью финансов, - исчерпывающий источник информации о состоянии всего государственного организма <1>, так как позволяет судить о приоритетах государственной финансовой политики на текущий период и на среднесрочную перспективу. Кроме того, поскольку Закон (решение) о бюджете подлежит обязательному опубликованию, можно видеть, сколько запланировано и получено доходов, куда, в каком объеме и на какие направления будут израсходованы бюджетные средства. Закон (решение) о бюджете государства (муниципального образования), являясь основным финансовым планом, может служить и как прогноз будущей экономической ситуации в стране, так как заложенные в Законе (решение) о бюджете показатели расходов и доходов формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

--------------------------------

<1> См.: Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России: Научно-популярная монография. М., 2012. С. 14.

 

К тому же открытый подход к бюджету лежит в основе обеспечения транспарентности и прозрачности всей бюджетной деятельности государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же.

 

Различают следующие виды бюджетов.

В зависимости от структуры бюджетной системы (ст. 10 БК РФ) различают:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Федерации;

- бюджеты муниципальных образований;

- бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов <1>.

--------------------------------

<1> Однако, как отмечает большинство ученых в области финансового права, включение законодателем бюджетов внебюджетных фондов в бюджетную систему не совсем целесообразно, поскольку это самостоятельное звено финансовой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: