Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти. 4 страница

Общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства (муниципального образования), т.е. по формированию, распределению и использованию централизованного денежного фонда государства (муниципального образования) - бюджета, урегулированные нормами бюджетного права, принято именовать бюджетными правоотношениями.

Бюджетные правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому им свойственны все признаки финансовых правоотношений:

- возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципального образования;

- носят всегда имущественный, публичный характер;

- обязательным субъектом финансовых правоотношений выступает публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование) в лице соответствующих органов.

Кроме того, бюджетным правоотношениям присуще и свои признаки:

- бюджетные правоотношения возникают в процессе бюджетной деятельности государства (муниципального образования);

- являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона (решения) о бюджете на очередной год;

- объектом выступает бюджет;

- права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2008. С. 198.

 

В процессе бюджетной деятельности государства (муниципального образования) возникают довольно разнообразные бюджетные правоотношения, которые можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от содержания бюджетные правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные бюджетные правоотношения закрепляют материальное содержание бюджета и регулируют: а) отношения, связанные с формированием бюджета (отношения по доходам бюджетов); б) отношения, связанные с использованием бюджета (отношения по расходам).

Процессуальные бюджетные правоотношения возникают в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения бюджета, контроля за исполнением бюджета и т.п.

В ст. 1 БК РФ перечислены виды общественных отношений, регулируемых бюджетным законодательством.

К бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Также БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Разновидностью бюджетных отношений выступают также межбюджетные отношения.

Бюджетные правоотношения, как и любые другие правоотношения, имеет структуру: субъект, объект и содержание.

Носителями юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию (формированию) бюджетов всех уровней, распределению и использованию сосредоточенных в них средств являются субъектами бюджетного права. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2008. С. 198.

 

Субъектами бюджетного правоотношения являются:

- публично-правовые образования (Российская Федерация в целом, субъекты Федерации, муниципальные образования, закрытые административно-правовые образования);

- органы государственной власти и местного самоуправления;

- кредитные организации;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Объектом бюджетных правоотношений выступают разнообразные материальные блага - денежные средства бюджетов, а также нематериальные блага, например публичный правопорядок в бюджетной сфере <1>.

--------------------------------

<1> См.: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Комментарий к бюджетному кодексу РФ постатейный. М., 2006. С. 29.

 

Содержание бюджетных правоотношений выражается в субъективных правах и обязанностях субъектов бюджетных правоотношений.

Основным материальным правом является право на бюджет, которое принадлежит соответственно публично-правовому образованию.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает полномочия (права и обязанности) субъектов бюджетного правоотношения. Так, ст. ст. 7, 8, 9 БК РФ устанавливают соответственно полномочия Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований в бюджетной сфере.

Главы 18, 19 БК РФ - соответственно полномочия участников бюджетного процесса и полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня.

 

§ 5. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система,

ее состав и структура, принципы построения

 

Бюджетное устройство, категория свойственная государствам, имеющим бюджет и отражающая организацию бюджетной системы государства и ее внутренние взаимосвязи. Бюджетное устройство основывается на государственном устройстве. Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей <1>. В зависимости от того, как организована территория государства, из каких частей государство состоит, каково их правовое положение и на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест <2>, государства бывают унитарные и федеративные, конфедеративные. Таким образом, бюджетное устройство <3> позволяет получить представление о том, как организована бюджетная система, какова ее структура и организационно-правовые принципы взаимосвязи между отдельными уровнями бюджетной системы по линии доходов и расходов, какими бюджетными полномочиями обладают органы власти и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001. С. 86.

<2> Там же.

<3> Несмотря на то что в мае 2014 года была защищена докторская диссертация Х.В. Пешковой на тему "Российская правовая концепция бюджетного устройства государства" в современном бюджетном праве России вопрос о соотношении категорий бюджетное устройство и бюджетная система является дискуссионным. Существует два подхода: 1) традиционный - бюджетное устройство, являясь базовой категорией, включает бюджетную систему как неотъемлемый элемент, отражает ее организацию, внутренние взаимосвязи ее частей, принципы на которых бюджетная система строится, другие элементы. Данной точки зрения придерживаются большинство ученых, например, см.: Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. С. 26; Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 1996. С. 153; Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2000. С. 44; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2000. С. 45; Крохина Ю.А. Финансовое право. М., 2008. С. 205, и др.; 2) бюджетная система рассматривается как понятие более широкое по отношению к бюджетному устройству, т.е. включает его. См.: Селюков А.Д. Принцип системности в бюджетном праве // Финансовое право. 2012. С. 19 - 23; СПС "КонсультантПлюс"; Бельский К.С. Финансовое право. М., 1994. С. 17. Так трактует и законодатель в части 2 Бюджетного кодекса РФ.

 

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующие на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2008. С. 204.

 

Таким образом, бюджетное устройство <1> - это основанная на правовых нормах организационная форма построения бюджетной системы, основанная на государственном устройстве, определяющая структуру, принципы, взаимосвязи входящих в бюджетную систему бюджетов по доходам и расходам.

--------------------------------

<1> Стоит отметить, что легальное определение "бюджетное устройство" отсутствует в законодательстве, тем не менее Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит раздел, именуемый "Бюджетное устройство Российской Федерации". Отсутствие в БК РФ определения бюджетного устройства свидетельствует о недооценке и недопонимании взаимосвязи бюджетных категорий.

 

Взаимосвязи бюджетов по линии доходов и расходов проявляются в рамках межбюджетных отношений, т.е. взаимоотношений между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ).

Все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрист, 1999. С. 152.

 

В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юрист, 2003. С. 176.

 

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Так, система США включает федеральный бюджет и бюджеты более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.) <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

В конфедеративном (союзном) государстве, которое представляет собой постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей, бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств.

В ст. 6 БК РФ бюджетная система РФ определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов <1>.

--------------------------------

<1> Согласно ст. 5 проекта БК РФ, бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов, участников бюджетного процесса и бюджетных правоотношений. Как представляется, данная формулировка бюджетной системы РФ, несмотря на то что более подробно характеризует элементы системы, но вместе с тем не раскрывает сущностного взаимодействия этих элементов.

 

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ имеет следующую структуру:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов <1>;

--------------------------------

<1> Многие ученые высказывали мнение о нецелесообразности включения бюджетов государственных внебюджетных фондов в бюджетную систему, которые составляют самостоятельный институт финансового права. Так, Н.И. Химичева указывает на то, что "такое объединение является условным, поскольку внебюджетные фонды отличаются от государственного и местного бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием, правовым режимом". См.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н.И. Химичева. М., 2005. С. 177 - 178; Ковалева Т.М. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации: Монография. М., 2000. С. 29; и др.

 

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

К местным бюджетам относятся и бюджеты закрытых административно-территориальных образований <1> и бюджеты наукоградов <2>, т.е. муниципальных образований с особым правовым режимом.

--------------------------------

<1> См.: Статья 5 Закона РФ от 14 июля 1992 года "О закрытом административно-территориальном образовании" // ВВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915; изм. и доп. СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5503; 1998. N 31. Ст. 3822; 1999. N 14. Ст. 1665; 2000. N 1. Ст. 10; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 53 (ч. 1). Ст. 5030.

<2> Федеральный закон от 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 15. Ст. 1750; 2007. N 43. Ст. 5084.

 

В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция, с одной стороны, создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой - при наличии центрального звена - федерального бюджета сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности бюджетной системы, БК РФ (ст. 28) определено, что бюджетная система основана на определенных принципах.

Принцип построения бюджетной системы может быть определен как исходное положение (идея), лежащее в основе бюджетной системы государства, предопределяющее возможность норм права, устанавливающее связи между ними и формирующее различные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов <1>.

--------------------------------

<1> Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 201.

 

Так, согласно ст. 28 БК РФ бюджетная система строится на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и др. (гл. 5 БК РФ).

Для того чтобы исключить возможность разного толкования принципов, лежащих в основе бюджетной системы, законодатель дает определение каждого из них. Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований <1>.

--------------------------------

<1> Следует отметить, что бюджетные системы различных стран строятся на тех же принципах, что и бюджетная система Российской Федерации. Например, согласно ст. 8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах: единства; полноты отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированности бюджетов; гласности; самостоятельности бюджетов; эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; достоверности бюджетов; адресности и целевого назначения бюджетных средств; ответственности участников бюджетного процесса. См.: Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. N 412-3 // http://www.pravoby.net/laws/text_53/7; в соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса Украины, бюджетная система Украины основывается на: принципе единства, принципе сбалансированности; принципе самостоятельности; принципе полноты; принципе реальности; принципе эффективности; принципе целевой направленности бюджетных расходов; принципе справедливости и непредубежденности; принципе субсидиарности; принципе публичности и прозрачности; принципе ответственности участников бюджетного процесса. См.: Вiдомостi  Ради. 2001. N 37 - 38. Ст. 189.

 

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в Российской Федерации, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы.

Данный принцип согласно ст. 29 БК РФ означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

- недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

- недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - это определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета проявляется в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

- добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

- расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

- расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

- отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Принцип прозрачности (открытости) предусматривает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета выражает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

§ 6. Бюджетная классификация:

понятие, состав, значение в организации бюджетной системы

 

Основными характеристиками (частями) бюджета являются доходы бюджета, расходы, а в случае нарушения баланса доходов и расходов и дефицит (профицит) бюджета. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета многочисленны и разнообразны по источникам, целевому направлению и другим признакам, поэтому одним из элементов проявления их единства и соответственно единства бюджетной системы является бюджетная классификация. Бюджетная классификация является методологическим документом, согласно которому классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и объединяются в соответствующие группы. Бюджетная классификация является единой для всех бюджетов бюджетной системы и используется участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Она отражает внутреннее содержание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Цель применения бюджетной классификации состоит в обеспечении сопоставимости показателей доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета с однородными признаками. То есть с помощью бюджетной классификации достигается возможность:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: