Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти. 3 страница

 

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

В рамках бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов обеспечивается исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Все указанные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления соответственно.

В зависимости от территориального деления выделяют:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ;

- бюджеты муниципальных образований.

Кроме того, ст. 32 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года "О создании Союзного государства" <1> предусмотрен бюджет Союзного государства, который призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов. Бюджет Союзного государства формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств - участников.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.

 

Также с определенной долей условности можно к данному основанию отнести и бюджет Евразийского экономического союза, поскольку, согласно ч. 2 ст. 1 Договора о Евразийском союзе <1>, Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Так, согласно Положению о бюджете Евразийского экономического союза <2>, бюджет Союза форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функционирования Союза.

--------------------------------

<1> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 5 июня 2014 года).

<2> Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 13 октября 2014 года).

 

В зависимости от целевого назначения рассматривают:

- бюджет как фонд общего назначения, предназначенного для решения всех поставленных в государстве задач (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты муниципальных образований);

- бюджеты, формируемые для реализации социальных гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования).

В зависимости от срока <1>, на который принимается бюджет, различают:

--------------------------------

<1> См.: Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2006. Т. 1; СПС "КонсультантПлюс".

 

- бюджеты годовые;

- многолетние. Гораздо реже встречаются так называемые дробные бюджеты, принимаемые на период менее одного года (например, на квартал, полугодие).

Такие бюджеты принимались в России в начале 1990-х гг., что было обусловлено в первую очередь высокими темпами инфляции и неустойчивостью российского рубля в тот период <1> (см., например, Законы РФ от 6 февраля 1992 года N 2296-1 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на I квартал 1992 года" <2> и от 26 июня 1992 года N 3126-1 "О бюджете Федерального дорожного фонда Российской Федерации на II полугодие 1992 и 1992 годы" <3>). Начиная с 2008 года, бюджеты в Российской Федерации принимаются сроком на один или три года, т.е. на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии со ст. 169 БК РФ проекты федерального бюджета и проекты федеральных бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период (два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом). Бюджет на очередной год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год трехлетнего финансового документа. Проекты бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на год или на три года в соответствии с законами субъектов РФ (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

--------------------------------

<1> Там же.

<2> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 466.

<3> ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 32. Ст. 1863.

 

При этом бюджетным законодательством установлена норма, что в случае, если проект бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) составляется и утверждается только на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В зависимости от сбалансированности доходной и расходной частей бюджета выделяют:

- дефицитный бюджет - когда расходы превышают доходы;

- профицитный бюджет - когда доходы превышают расходы;

- сбалансированный - когда доходы и расходы бюджета равны.

Для расчетов и экономического анализа статистических данных составляется консолидированный бюджет.

Впервые термин консолидированный <1> бюджет был введен Законом РСФСР 10 октября 1991 года N 1734-1 "О основах бюджетного устройства и бюджетном процессе в Российской Федерации" <2>, в связи с изменением бюджетного устройства России и упразднением единого государственного бюджета. В статье 8 этого Закона было сказано, что единство бюджетной системы обеспечивается... предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов РСФСР и территорий.

--------------------------------

<1> Консолидация (позднелат. consolidation, от consolido - укрепляю) - укрепление, упрочение чего-либо; объединение чего-либо // Советский энциклопедический словарь. 1980. С. 628.

<2> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 46. Ст. 1543.

 

В настоящее время правовую основу консолидированного бюджета составляют Бюджетный кодекс РФ, Постановление Правительства от 12 августа 2002 года N 579 "Об утверждении Положения о распределении и расходовании дотаций на стабилизацию доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации и повышением тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" <1>, Приказ Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (в ред. от 26 октября 2012 года) <2>, нормативные правовые акты субъектов РФ <3> и муниципальных районов <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 33. Ст. 3223.

<2> Российская газета. 2011. 5 марта.

<3> См., например: Постановление Губернатора Ленинградской области от 25 июня 2008 года N 130-пг (ред. от 22 апреля 2009 года) "Об утверждении Методики расчета потенциала доходов консолидированного бюджета Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период" // Вестник Правительства Ленинградской области. 2008. N 36; Постановление Правительства Хабаровского края от 26 марта 2009 года N 98-пр "О закреплении вида доходов консолидированного бюджета Хабаровского края" // Собрание законодательства Хабаровского края. 2009. N 3; и др.

<4> См., например: Постановление администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края от 20 апреля 2012 года N 692 "О мерах по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края по муниципальному образованию Темрюкский район в 2012 году" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 12 апреля 2013 года); Постановление Администрации Амурского муниципального района от 23 апреля 2012 года N 240 "Об утверждении показателей по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Амурского муниципального района на 2012 год" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 12 апреля 2013 года), и др.

 

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БК РФ). Другими словами в консолидированном бюджете не учитываются межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) между этими бюджетами и не включаются бюджеты государственных внебюджетных фондов <1>.

--------------------------------

<1> Вместе с тем в проекте БК РФ (ст. 5) консолидированный бюджет - это свод бюджетов на соответствующей территории с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов между указанными бюджетами. То есть, таким образом, консолидированный бюджет включает в себя все бюджеты, формируемые на территории РФ.

 

Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза осуществляет согласно ст. 165 БК РФ Министерство финансов РФ. Составление консолидированных бюджетов субъектов РФ и муниципальных районов и разработка их прогнозов возложены на соответствующие финансовые органы. При этом консолидированный бюджет разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных районов не имеют правовой формы, т.е. не утверждаются органами законодательной (представительной) власти. Они составляются и применяются в первую очередь для расчетов и анализа финансового состояния соответствующей территории, для перераспределения доходов и расходов в бюджетной системе.

Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах Российской Федерации в целом, или отдельных ее частей, субъектов Федерации или муниципальных районов. Кроме того, количественные характеристики предназначены для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Показатели консолидированного бюджета также используются и при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, субъектов РФ, муниципальных образований, и при разработке сводного финансового баланса Российской Федерации, среднесрочных финансовых планов субъектов РФ (муниципальных образований), планировании бюджета, т.е. на стадии планирования бюджета.

В Российской Федерации составляются и исполняются следующие виды консолидированных бюджетов: консолидированный бюджет Российской Федерации; консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации; консолидированные бюджеты муниципальных районов, консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

Консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). То есть консолидированный бюджет Российской Федерации составляют все бюджеты, формируемые и исполняемые на территории Российской Федерации. В консолидированный бюджет Российской Федерации не включаются бюджеты государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Например, консолидированный бюджет г. Москвы составляют бюджет города и свод 146 бюджетов муниципальных образований <1> без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами <2>.

--------------------------------

<1> Согласно Закону г. Москвы от 15 октября 2003 года N 59 (ред. от 11 апреля 2012 года) "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2003. N 10. Ст. 266.

<2> См.: Статья 3 Закона г. Москвы от 10 сентября 2008 года N 39 (ред. от 23 мая 2012 года) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2008. N 10. Ст. 183.

 

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района. Например, в состав консолидированного бюджета муниципального образования Городищенский район Волгоградской области включается бюджет Городищенского района, бюджеты трех городских поселений (Городищенское, Ерзовское, Новорогачинское) и бюджеты 15 сельских поселений <1> (Вертячинское, Грачевское, Каменское, Карповское, Котлубанское, Краснопахаревское, Кузьмичевское, Новожизненское, Новонадеждинское, Орловское Паньшинское, Песковатское, Россошинское, Самофаловское, Царицынское).

--------------------------------

<1> См.: Статья 5 Устава Городищенского муниципального района Волгоградской области (ред. от 7 сентября 2012 года) // Междуречье. 2005. N 76 - 77.

 

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы <1> доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

--------------------------------

<1> Смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, - утвержденный органом местного самоуправления городского, сельского поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией городского, сельского поселения осуществлять в данном населенном пункте (на другой территории), входящем (входящей) в состав территории городского, сельского поселения, отдельные функции местной администрации (ст. 6 БК РФ).

 

§ 2. Понятие бюджетного права.

Предмет и метод правового регулирования

 

Становление бюджета, как никакого другого финансового института, связано с правом, что нашло свое отражение в развитии бюджетного права <1>. Бюджетная деятельность государства невозможна без правовой регламентации прав и обязанностей, участвующих в ней субъектов. Правовое нормы, регулирующие бюджетные отношения, в своей совокупности образуют подотрасль финансового права - бюджетное право.

--------------------------------

<1> См.: Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2007. С. 49.

 

Бюджетное право как подотрасль финансового права регулирует отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, т.е. складывающиеся по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципального образования - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов.

Однако такое понятие не определяет с достаточной четкостью пределы регулирования бюджетного права. Оно позволяет трактовать его очень широко и отнести к бюджетному праву не только собственно бюджетные, но и другие, связанные с бюджетом, отношения (например, касающиеся налоговых платежей в бюджет, расходования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями и др.). Избежать этого можно путем введения в определение понятия бюджетного права уточняющих признаков, основанных на конкретизации его предмета <1>, поскольку определение предмета бюджетного права обусловлено не только теоретической необходимостью, но и более всего потребностями практического характера <2>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2003. С. 146.

<2> См.: Цинделиани И.А. О системе финансового права: современное состояние научных исследований. М., 2011. С. 136.

 

Так, отношения, составляющие предмет бюджетного права, можно классифицировать по функциональному признаку, субъектному составу.

По функциональному признаку к предмету бюджетного права относятся следующие отношения:

- касающиеся бюджетного устройства и бюджетной системы;

- связанные с определением структуры и перечня доходов и расходов бюджета и их распределением в бюджетной системе;

- складывающиеся в процессе составления, рассмотрения и утверждения, исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности;

- по поводу разграничения, прав и обязанностей между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями в бюджетной сфере;

- складывающиеся в процессе осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- относительно организации и осуществления контроля за всеми стадиями бюджетного процесса.

По субъектному составу отношения, составляющие предмет бюджетного права, складываются:

- между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образования по вопросам бюджетного регулирования (межбюджетных отношений);

- между представительными (законодательными) органами власти и исполнительными органами власти по вопросам организации и осуществления бюджетного процесса;

- на федеральном уровне между Государственной Думой и Советом Федерации; между Федеральным Собранием и Президентом РФ;

- на региональном уровне между законодательным органом и главой субъекта Федерации; на местном - между представительным органом и главой муниципального образования;

- органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы и органами, осуществляющими контроль за исполнением бюджета;

- между получателями бюджетных средств и органами исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия в бюджетном процессе.

Перечисленные группы отношений по функциональному и субъектному составу тесно взаимосвязаны как внутри групп, так и между группами.

Таким образом, бюджетное право (как подотрасль финансового права) - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетной компетенции (предмет ведения и полномочия) государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2008. С. 195.

 

Имея свой предмет регулирования общественных отношений, который является составной частью предмета финансового права, бюджетное право обладает и методом правового регулирования общественных отношений. Метод правового регулирования бюджетного права, по сути, является отражением метода правового регулирования финансового права. Основной метод правового регулирования бюджетных отношений - императивный метод. Данный метод имеет специфику в своем конкретном содержании, а также круге органов, уполномоченных государством на властные действия <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 43.

 

По содержанию эти предписания касаются порядка составления проекта закона (решения), предоставления исполнительным органом им на рассмотрение и утверждение представительного (законодательного) органа проекта закона (решения о бюджете) на соответствующий год, порядка исполнения бюджета по расходам с использованием средств, строго по целевому назначению в соответствии государственными (муниципальными) программами и т.д.

Особенности метода правового регулирования в бюджетном праве также проявляются и круге органов, устанавливающих предписания участникам бюджетных отношений. Такие предписания устанавливаются Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством и др. Кроме того, с развитием бюджетных отношений стали выделять метод дозволений или договорной метод. При этом в бюджетном праве можно выделить несколько видов таких договоров: 1) между публично-правовыми образованиями или их органами; 2) между публично-правовыми образованиями, с одной стороны, и юридическим лицом, с другой стороны. Например: бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете (ст. 93.2 БК РФ).

Кроме того, методом правового регулирования бюджетного права выступают методы рекомендаций и согласований.

 

§ 3. Источники бюджетного права

 

Источники бюджетного права - правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы бюджетного права. Федеративные отношения обусловили трехзвенную систему источников бюджетного права, поскольку бюджет как основной финансовый план формируется на всех уровнях территориального деления Российской Федерации и закрепляет распределение бюджетной компетенции между органами власти. Источники бюджетного права включают федеральный, региональный и местный уровни.

К источникам бюджетного права относятся Конституция РФ. Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон о федеральном бюджете, федеральные законы, содержащие нормы бюджетного права, например Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", "О Счетной палате Российской Федерации", правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетные отношения, международные договоры по вопросам бюджетной сферы.

Конституция РФ содержит основные начала регулирования бюджетных отношений, устанавливая как нормы общего характера бюджетной деятельности государства (органов местного самоуправления), так и нормы, закрепляющие специальные предписания в данной области. Так, ст. ст. 71, 72 Конституции РФ определяют компетенцию РФ и предметы совместного ведения РФ, ее субъектов; ст. 132 закрепляет положения о бюджетной компетенции органов местного самоуправления; ст. ст. 101, 104, 106, 114 - основные положения, касающиеся порядка разработки, утверждения бюджета и контроля за его исполнением; ст. 124 - устанавливает основы финансирования судов в Российской Федерации за счет средств федерального бюджет и др. Кроме того, нормы Конституции РФ определяют основные принципы и формы взаимоотношений государства и административно-территориальных образований в области бюджета, устанавливают средства защиты прав и законных интересов субъектов бюджетной деятельности.

Главным источником регулирования бюджетных отношений выступает Бюджетный кодекс РФ, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 2 БК РФ закрепляет структуру бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ.

Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

К источникам бюджетного права относятся: указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения в пределах своей компетенции. Однако данные нормативные правовые акты не входят в понятие бюджетного законодательства и не должны противоречить его нормам. Особое место среди нормативных правовых актов занимают акты Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся практической организации бюджетной деятельности (порядка учета, отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы, и др.).

Источником бюджетного права являются и международные договоры Российской Федерации, которые применяются непосредственно к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда международным договором предусмотрено, что для его применения требуется издание внутригосударственных актов. Если же международным договором установлены иные правила по сравнению с бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

В сфере бюджетного регулирования за последние годы стали применяться различные международные нормы и правила. Так, Россия перешла на единую бюджетную классификацию, применяемую в странах Европейского союза. Счетная палата Российской Федерации вошла в Европейскую ассоциацию парламентских органов контроля, создан единый портал бюджетной системы в соответствии с международными критериями Open Budget Index, определяет состав и устанавливает порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок его создания и ведения Министерство финансов РФ.

 

§ 4. Бюджетные правоотношения: понятия, особенности, виды

 

Бюджет публично-правового образования предназначен, как было отмечено, для исполнения расходных обязательств государства (муниципального образования). Именно за счет бюджета государство (муниципальное образование) осуществляет финансирование возложенных на него задач и функций. Но для того, чтобы государство или муниципальное образование исполняли свои обязательства перед обществом, необходимо обеспечить их достаточными финансовыми ресурсами, что достигается в результате бюджетной деятельности государства (муниципального образования).

Бюджетная деятельность государства (муниципального образования) - это деятельность в лице уполномоченных органов по образованию (формированию), распределению и использованию централизованного денежного фонда государства (муниципального образования) - бюджета.

В процессе осуществления Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием своей бюджетной деятельности возникает особая разновидность общественных отношений, которые именуются бюджетными отношениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: