Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти. 1 страница

Президентский финансовый контроль.

Президент РФ осуществляет финансовый контроль посредством ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ <1>, подписания и обнародования законов о бюджете, издания указов по вопросам финансовой деятельности; кроме того - через Контрольное управление и другие управления своей Администрации, а также через полномочных представителей в семи федеральных округах.

--------------------------------

<1> До 2013 года - также бюджетных посланий Президента РФ.

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2004 года N 400 <1> Администрация Президента РФ - это государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ и осуществляющий контроль исполнения решений Президента РФ, для чего в его структуре созданы самостоятельные подразделения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1188.

 

Контрольное управление Администрации Президента РФ наделено широкими полномочиями по осуществлению контроля во всех сферах деятельности в связи с исполнением поручений Президента РФ, включая проверку исполнения посланий Президента РФ и иных программных документов. Управление осуществляет контроль и проверку деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, организаций и их руководителей, включающей использование бюджетных средств <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 8 июня 2004 года N 729 "Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2395.

 

Работники Контрольного управления при проведении проверок и иных мероприятий по контролю имеют право прохода во все здания, занимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями.

Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, наряду с другими функциями, организует контроль исполнения в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти: федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе <1>.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112.

 

Полномочный представитель вправе: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц; направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе; привлекать сотрудников Контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях - и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа; при исполнении должностных обязанностей - иметь беспрепятственный доступ в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти.

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ.

Парламентский контроль осуществляют: палаты Федерального Собрания РФ - Совет Федерации и Государственная Дума; комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ; парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности; осуществляет парламентский контроль в отношении Центрального банка РФ, заслушивая годовые отчеты Центрального банка РФ и доклады Председателя Центрального банка РФ о деятельности Центрального банка РФ при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Формами финансово-контрольной деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы также являются: внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса); заслушивание информации членов Правительства РФ, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов РФ; проведение парламентских слушаний и парламентских расследований <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2304.

 

Контрольные функции Государственная Дума и Совет Федерации осуществляют через деятельность соответствующих комитетов и комиссий. В составе Государственной Думы образованы Комитет по бюджету и налогам, Комитет по финансовому рынку; в Совете Федерации - Комитет по бюджету и финансовым рынкам.

Палаты ФС РФ, а также созданный ими и подотчетный им постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля - Счетная палата РФ - осуществляют предварительный и последующий контроль.

Предварительный контроль проводится до утверждения закона (решения) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам в ходе рассмотрения законопроектов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. В соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

Последующий контроль осуществляется после принятия закона (решения) о бюджете, например в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для осуществления контроля исполнения федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, деятельность которой регулируется Федеральным законом "О Счетной Палате РФ" <1>, и которая наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.

 

Счетная палата - высший орган внешнего государственного аудита (контроля), формируемый Федеральным Собранием РФ (и подотчетный ему) для реализации функции парламентского контроля, действующий на постоянной основе для осуществления внешнего государственного аудита (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности. Даже в случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена.

Совет Федерации и Государственная Дума по представлению Президента РФ назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет; Председатель Счетной палаты РФ назначается Государственной Думой, заместитель Председателя - Советом Федерации.

Счетная палата осуществляет внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

Задачами Счетной палаты являются:

- организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в том числе для целей стратегического планирования в РФ;

- анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;

- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов;

- определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

- контроль законности и своевременности движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ;

- обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Счетная палата проводит экспертизу:

- проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, о внесении изменений в указанные законы, - сопровождающуюся проверкой и анализом обоснованности их показателей (подготовка и представление палатам Федерального Собрания заключений на них);

- проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в части, касающейся расходных обязательств РФ, а также государственных программ РФ;

- международных договоров РФ, документов стратегического планирования РФ, в том числе государственных программ РФ, межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ, и иных документов, затрагивающих вопросы формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, а также проблемы бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ в пределах компетенции Счетной палаты;

- осуществляет внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; проверку бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

- проводит оперативный анализ исполнения и контроля организации исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году.

Счетная палата осуществляет:

- предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в целях установления их соответствия законодательству РФ, а также определения обоснованности показателей проектов бюджетов;

- оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета в процессе исполнения федерального бюджета - анализирует полноту и своевременность поступлений доходов федерального бюджета, кассовое исполнение федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению, - ежеквартально представляя палатам Федерального Собрания оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводится анализ данных о доходах, расходах и об источниках финансирования дефицита федерального бюджета;

- последующий контроль - в ходе проверки исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ за отчетный финансовый год для определения соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующими законами о бюджете, полноты и своевременности исполнения показателей бюджета; в ходе внешней проверки годовых отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета - в целях установления законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности, эффективности использования средств бюджетов, а также в ходе проведения тематических проверок.

Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в отношении:

- федеральных государственных органов (в том числе их аппаратов);

- органов государственных внебюджетных фондов;

- Центрального банка РФ;

- федеральных государственных учреждений;

- федеральных государственных унитарных предприятий;

- государственных корпораций и государственных компаний;

- хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах;

- государственных органов субъектов РФ (в том числе их аппаратов);

- органов местного самоуправления;

- юридических лиц;

- индивидуальных предпринимателей;

- физических лиц - производителей товаров, работ, услуг в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ;

- кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета.

Для осуществления внешнего государственного аудита (контроля) Счетная палата получает необходимую информацию, документы и материалы, а также имеет постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам. Все подконтрольные субъекты, их должностные лица обязаны предоставлять Счетной палате информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) Счетной палате (ее должностному лицу), а также предоставление заведомо ложной информации должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, органы государственной безопасности, правоохранительные органы, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Центральный банк РФ, финансовые органы, налоговые органы и иные государственные органы, подразделения внутреннего аудита обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию, необходимую для выполнения ее задач и функций.

Счетная палата наделена широкими полномочиями по осуществлению контрольной, экспертно-аналитической, информационной деятельности посредством проведения проверок, ревизий, анализа, обследования, мониторинга.

Поручения Счетной палате о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оформляются постановлением Государственной Думы. Проекты постановлений о поручениях Счетной палате готовятся Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам по предложениям комитетов, комиссий, депутатов Государственной Думы <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 года N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

 

Проверка проводится для документального исследования отдельных действий (операций) или определенного направления финансовой деятельности объекта аудита (контроля) за определенный период, указанных в решении о проведении проверки.

Целью ревизии является комплексная проверка деятельности объекта аудита (контроля) - документальная и фактическая проверка законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности.

Результаты проверок и ревизий оформляются актом.

Анализ применяется в целях исследования отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта аудита (контроля) и систематизации результатов исследования.

Обследование заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта аудита (контроля).

Результаты анализа и обследования оформляются заключением.

Мониторинг осуществляется с целью сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе.

К участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата вправе привлекать государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

Счетная палата взаимодействует с контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, оказывая им организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

На основании обращений контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления Счетная палата осуществляет оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности.

О результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и учреждений.

Счетная палата направляет в Государственную Думу предложения о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля).

Государственная Дума рассматривает предложения Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля). Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам по итогам рассмотрения предложений Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) готовит заключение на указанные предложения Счетной палаты, а также проект постановления Государственной Думы о согласовании или несогласовании приостановления всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) и представляет их на рассмотрение палаты.

При рассмотрении предложений Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) Государственная Дума заслушивает доклад Председателя Счетной палаты либо заместителя Председателя Счетной палаты. Порядок рассмотрения указанных предложений устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

По итогам рассмотрения предложений Счетной палаты о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) Государственная Дума принимает постановление, которое направляется в Счетную палату <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 года N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801.

 

Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях нормативных правовых актов Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при наличии данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Правоохранительные органы обязаны предоставлять Счетной палате информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным Счетной палатой материалам.

Если в ходе контрольного мероприятия выявлены бюджетные нарушения, Счетная палата направляет органу, уполномоченному в соответствии с законодательством РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения, принятое Коллегией Счетной палаты и подписанное Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты уведомление о применении бюджетных мер принуждения.

В случае выявления данных, указывающих на признаки составов преступлений, Счетная палата передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

По вопросам эффективности использования бюджетных средств, федеральной собственности и иных ресурсов, бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ, по государственным программам РФ (федеральным целевым программам), по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов и финансово-экономическим обоснованиям к ним, по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы, а также по проектам международных договоров РФ, влекущих правовые последствия для федерального бюджета, Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения.

Заключения Счетной палаты не могут содержать политических оценок решений, принимаемых государственными органами по вопросам их ведения.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль исполнения бюджета субъекта РФ, исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 4 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

 

К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнесен контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе на осуществление контроля исполнения местных бюджетов. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления их полномочий <1>.

--------------------------------

<1> Статьи 35, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

Главы местных администраций как высшие должностные лица местного самоуправления осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью.

 

Контрольно-счетные органы субъектов РФ

и муниципальных образований

 

Контрольно-счетный орган субъекта РФ является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и образуется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования <1>.

--------------------------------

<1> Пункты 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 903.

 

Контрольно-счетный орган субъекта РФ и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или представительному органу муниципального образования.

Законодательство субъектов РФ выделяет две группы контрольно-счетных органов:

1) счетные палаты, которые самостоятельны, независимы в своей деятельности от иных государственных институтов;

2) счетные палаты, являющиеся составной частью законодательных (представительных) органов власти или подразделениями их аппаратов, не наделенных правами юридического лица.

Счетная палата РФ по обращениям контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляет оценку (анализ) деятельности этих контрольно-счетных органов и дает заключение о соответствии их деятельности законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности.

Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных отношений.

 

Финансовый контроль, осуществляемый

органами исполнительной власти

 

В целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" <1> упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор); ее функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций переданы Федеральному казначейству.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 6. Ст. 831.

 

В связи с принятием Указа Президента РФ Федеральное казначейство как правопреемник Росфиннадзора осуществляет:

- контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством РФ;

- контроль соблюдения резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

- внешний контроль качества работы аудиторских организаций;

- анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), а также направление в Министерство финансов РФ докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности указанных органов (должностных лиц) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля;

- анализ проведения главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Для реализации своих полномочий Федеральное казначейство как правопреемник Росфиннадзора имеет право:

- запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля, а также для реализации иных полномочий Казначейства в установленной сфере деятельности;

- обобщать практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносить в Министерство финансов РФ предложения по его совершенствованию;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: