Частичное эк. равновесие

Анализируя поведение обособленных экономических субъектов — производителей и потребителей на отдельных (локальных) рынках, можно сделать вывод, что стремление фирмы к максимизации прибыли, а потребителя к максимизации полезности приводит к установлению равновесия на отдельно взятых рынках.

О достижении равновесия при таком подходе мы говорим, когда поведение субъектов экономических отношений характеризуется стремлением к достижению равновесия. При этом разнонаправленные силы имеют возможность одинаково воздействовать на ту или иную ситуацию, например, взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Это равновесие может нарушаться в условиях несовершенной конкуренции, когда интересы экономических субъектов, обладающих монопольной властью, превалируют над интересами остальных участников экономического процесса. Анализ подобных ситуаций называется анализом частичного равновесия. Основы анализа частичного равновесия заложены в трудахА.Маршалла.

К частичным пропорциям относится соответствие элементов в рамках отдельных функциональных иорганизационных компонентов экономической системы. Мы рассматриваем частичные пропорции, когда

анализируем спрос и предложение на отдельных рынках товаров и услуг и на рынках факторов производства. Анализ частичного равновесия необходим, но недостаточен, если речь идет о хозяйственной системе в целом.

 

12. Модель макроэкономического равновесия AD – AS.

краткосрочный (горизонтальная) и долгосрочный (вертикальная) период

Современный макроэкономический инструментарий основан на анализе агрегированных или совокупных величин, суммирующих характеристики многих тысяч рынков, составляющих национальную экономику и позволяющих анализировать хозяйственную систему как единый рынок страны.

Среди аналогичных агрегированных величин — совокупный спрос (AD — от англ. Aggregatedemand) и совокупное предложение (AS — от англ. Aggregatesupply). Взаимодействие между ними определяется с помощью модели AD—AS, которая является исходной базовой моделью для анализа макроэкономического равновесия. С ее помощью можно не только изучать проблемы общего объема про-изводства, инфляции, экономического роста, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен (см. рис. 2.1). Иначе говоря, экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения.

Потенциальный ВВП — это ВВП, максимально достижимый при полном использовании всех имеющихся ресурсов (состояние "полной занятости"). Полная занятость допускает некоторый резерв ресурсов, в т.ч. и безработицу ("естественный уровень безработицы").
Потенциальный ВВП (Y') зависит от количества имеющихся ресурсов и технологий, но не зависит от уровня цен. Поэтому долгосрочная кривая совокупного предложения вертикальна.

Обратите внимание на то, что если рынки отдельных товаров анализируются в таких параметрах как цена и количество, то модель AD—AS строится в иных координатах. Количество — это объем выпуска, т.е. реальный валовый национальный продукт, или реальный национальный доход. Вместо цен на отдельные товары используется единая совокупная цена или, точнее, показатель среднего уровня цен всей совокупности товаров и услуг, выраженный в форме ценового индекса.

 

13. Совокупный спрос. Факторы, влияющие на совокупный спрос.

AD - это модель: описывает зависимость между уровнем цен и реальным объемом совокупного выпуска, на который предъявляется спрос при каждом значении уровня цен

Совокупный спрос — реальный объем валового внутреннего продукта, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране. AD складывается из расходов на потребление, инвестиционных расходов (AD = C + I + G + Xn), государственных расходов и чистого экспорта (экспорт минус импорт). Совокупный спрос может быть представлен как агрегированный денежный спрос на реальный валовый национальный продукт при соответствующем уровне цен. Зависимость спроса от динамики цен можно показать с помощью уравнения количественной теории денег:

Из приведенных формул следует, что связь между объемом произведенной продукции (Y) иуровнем Цен в экономике (Р) отрицательна при определенном постоянном предложении денег.

Ценовые факторы AD. При объяснении убывающего характера кривой AD указывается 3 важнейших причины. 1. Действие эффекта % ставки (эффект Кейнса). 2. Эффект богатства - уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приводит к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен. 3. Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле. Неценовые факторы AD. Смещение кривой может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и государства. Среди факторов, влияющих на сдвиг кривой AD следует отметить: увеличение денежной массы, изменение ставок налогов, инфляционные ожидания населения, увеличение государственных расходов и др.

 

14. Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.

AS - это модель: показывает зависимость между уровнем цен и реальным объемом совокупного выпуска, который производители готовы продать при каждом значении уровня цен.

Неценовые факторы: изменение издержек пр-ва (колебание цен на ресурсы, раб силу), изменение в технологии, воздействие природных катаклизмов, воздействие политических событий. 1. Изменение цен на ресурсы а)Доступность внутренних ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимат способность) б)Цены на импортные ресурсы в) Господство на рынке. 2. Изменение производительности. 3. Изменения правовых норм а)Налоги на бизнес и субсидии б)Государственное регулирование.

 

15. Потребление как составная часть совокупного спроса. Факторы, влияющие на потребление.

Спрос на потребительские товары — важнейшей составляющей совокупного спроса (С). На потребление приходится, как правило, больше 50% общей величины совокупного спроса.

Потребительский спрос определяется как платежеспособный спрос, или как сумма денег, которая тратится населением на приобретение потребительских благ. Спрос зависит от многих факторов, включая уровень цен, экономические ожидания, накопленное богатство, традиции в обществе, уровень налогообложения, политическую, а также демографическую ситуацию, привычки людей, ставки процента по потребительским кредитам, ожидания инфляции и др. Таких факторов исследователи потребительского поведения насчитывают несколько десятков. Однако со временДж.М.Кейнса определяющим фактором при анализе потребления стал доход. Структура потребления как отдельного человека, так и семьи достаточно индивидуальна. Люди тратят деньги в соответствии со своим доходом и укладом жизни. Однако есть и некоторые общие приоритеты. Так, нетрудно представить расходы любой семьи по степени их значимости, на питание, одежду, жилье, транспорт, медицину, образование. При этом расходы малоимущих семей приходятся в основном на питание и самые необходимые повседневные нужды. При росте доходов семей увеличиваются расходы на одежду, предметы длительного пользования, отдых, развлечения, сбережения и т.п.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений:

1. доход домашних хозяйств;

2. богатство, накопленное в домашнем хозяйстве;

3. уровень цен;

4. экономические ожидания;

5. величина потребительской задолженности;

6. уровень налогообложения.

 

16. Функция потребления: содержание и графическая интерпретация.

Общий уровень и динамику потребления исследуют с помощью таких инструментов, как функция потребления. Графическую интерпретация данной функции.

Функция потребления показывает зависимость потребления от располагаемого дохода. Если бы весь доход шел на потребление, то ситуация характеризовалась бы прямой под углом 45° в координатах «доходы — расходы». В реальной жизни этого не происходит.
Опираясь на логику здравого смысла, мы легко спрогнозируем, что потребитель тратит полностью весь располагаемый доход тогда, когда доход равен «прожиточному минимуму» (точка Е на рис. 2.5).
Рост дохода за пределы указанной величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (S). Уменьшение дохода ведет к тому, что приходится расходовать сбережения предыдущих периодов (отрицательные сбережения).

Функция потребления показывает планируемый или желаемый уровень потребительских расходов для каждого определенного уровня личного располагаемого дохода. С = С0 + СМР*У, где С – объем потребления; Са - автономное потребление; МРС – предельная склонность к потреблению; Yd – располагаемый доход, Yd = Y - T;

Функция потребительского спроса

С = a + MPC * Y, где a - автономное потребление,MPC - предельная склонность к потреблению, Y - совокупный доход

 

17. Предельная склонность к потреблению.

Предельная склонность к потреблению MPC показывает, на какую величину изменится объем совокупного спроса (планируемых расходов) на т/упри увеличении совокупного дохода на единицу

MPC = дельта C /Y;         0 <MPC< 1

Россия: MPC = 0,7

США: MPC = 0,9

Сумма предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MPS) для любого изменения дохода всегда равны единице:

Это дает возможность выражать один показатель посредством другого:

Показатели предельной склонности к сбережению (MPS) и предельной склонности к потреблению (МРС) не менее значимы при анализе макроэкономического равновесия, чем предельные величины в микроэкономике, в которой маржинализм стал основным методом анализа.

Так, функции потребления и сбережения с использованием показателей МРС и MPS могут быть представлены в следующем виде.

Функция потребления:

где С — автономное потребление, величина которого не зависит от размеров дохода, МРС — предельная склонность к потреблению, Y — доход, Т — налоговые отчисления.

 

18. Сбережения как составная часть дохода. Факторы, определяющие степень бережливости.

Доход – это общая сумма денег, заработанных или полученных в течение какого-либо периода времени (обычно за год).

Непотребляемую часть дохода или часть, остающуюся после осуществления всех потребительских расходов, составляют сбережения, то есть сберегаемая часть дохода.
Если представители классической школы связывали стремление населения к сбережению с величиной процентной ставки, то Кейнс отметил, что склонность населения сберегать обусловлена прежде всего изменениями в доходе. Помимо дохода стремление к сбережению формируется под влиянием большого спектра разнообразных причин — от желания обеспечить себе экономическую независимость, скопить деньги на старость, решить проблемы подрастающих детей и так далее, вплоть до элементарной скупости.
Объем национальных сбережений — важнейший показатель развития экономики. Это один из 10 агрегатов СНС наряду с таки ми как ВВП, национальный доход и проч. Он требуется не только для анализа уровня жизни, но и как один из источников финансирования инвестиций. Не случайно в развитых странах весьма бережно относятся к сбережениям граждан. Объем сбережений, как правило, превышает ВВП.
Правительства практически всех развитых стран стараются стимулировать население к сбережению, освобождая процентный доход от налога как в Японии, или выплачивая дополнительные премии по сберегательным счетам на длительный срок как в Германии. Тем самым государства пытаются способствовать росту инвестиций и в целом экономическому росту

Традиционно принято считать, что увеличение сбережений благоприятно сказывается на экономическом положении как отдельных граждан, так и страны в целом. Кейнс обратил внимание на то, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики.

Если экономика находится в состоянии неполной занятости, увеличение склонности к сбережению, естественно, означает не что иное, как уменьшение склонности к потреблению. Сокращение потребительского спроса означает невозможность для производителей товаров продать свою продукцию. Затоваренные склады никак не могут способствовать новым капиталовложениям. Производство начнет сокращаться, последуют массовые увольнения, и, следовательно, падение национального дохода (совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов) в целом и доходов различных социальных групп. Вот что станет неизбежным результатом больше сберегать. Добродетель сбережения оборачивается своей противоположностью – нация становится не богаче, а беднее.

В условиях не полной занятости “парадокс бережливости” проявляется как незапланированный результат вполне осознанных действий отдельных хозяйствующих субъектов, руководствующихся своими личными представлениями о рациональном поведении.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений:

7. доход домашних хозяйств;

8. богатство, накопленное в домашнем хозяйстве;

9. уровень цен;

10. экономические ожидания;

11. величина потребительской задолженности;

12. уровень налогообложения.

 

19. Функция сбережения: содержание и графическая интерпретация, предельная склонность к сбережению.

Общий уровень и динамику сбережений исследуют с помощью таких инструментов, как функция сбережения. Графическую интерпретация данной функции.

Графическая интерпретация функции сбережения, то есть сбережения от располагаемого дохода представляет собой как бы зеркальное отражение функции потребления. Построенная в ко ординатах «сбережения—доход», она наглядно демонстрирует описанные выше ситуации в потребительском поведении, возникающие при изменении дохода — нулевое (т. Е), отрицательное (слева от т. Е) и положительное (справа от т. Е) сбережения.

Функция сбережения:  где S — автономные сбережения, MPS — предельная склонность к сбережению, Y — доход, Т — налоговые отчисления.

Предельная склонность к сбережению (marginalpropensitytosave — MPS) – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода.     ΔS

МРS = ———–

ΔYd

где MPS – предельная склонность к сбережению; Δ S — прирост сбережений; ΔYd – прирост располагаемого дохода.

 

 

20. Инвестиции как составная часть совокупных расходов. Виды инвестиций. Факторы, влияющие на величину инвестиций.

Вторая составляющая совокупных расходов (потребление) — инвестиционные расходы, которые можно определить как денежные вложения, увеличивающие объем инвестиционных (производительных) товаров.

Инвестиционные расходы могут быть направлены как на увеличение объема капитала предприятия, так и на сохранение этого объема на прежнем уровне.

Соответственно принято различать чистые инвестиции (инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства и валовые инвестиции (инвестиции брутто), равные чистым инвестициям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизация).

Инвестиционные расходы, как правило, составляют около 20% от общего объема совокупного спроса, то есть значительно меньше расходов на потребление. Однако, поскольку от их размера зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем, значение инвестиций трудно переоценить.

Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:
• производственные инвестиции (оборудование, здания, сооружения),
• инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) (незавершенное производство, сырье, материалы, готовые изделия),
• инвестиции в жилищное строительство.

Следует различать автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, их величина не зависит от национального дохода, и стимулируемые (производные, индуцированные), вели чина которых зависит от колебаний совокупного дохода (У).
Зависимость инвестиций от национального дохода можно представить графически (рис. 2.8).
Объясняется такая зависимость тем, что рост ВНП ведет к увеличению предпринимательской прибыли и появлению стимулируемых инвестиций.

Инвестиционные расходы отличает изменчивость и динамичность. Это неудивительно, если учесть огромное количество факторов, влияющих на инвестиции.

Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента (рис. 2.9), которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента.

 

Из рис. 2.9 видно, что между ставкой процента и объемом требуемых инвестиций существует обратная связь.
Реальную ставку процента и ожидаемую норму прибыли можно отнести к основным факторам, влияющим на объем инвестиций. Изменение этих факторов графически означает движение вдоль кривой инвестиционного спроса (вверх-вниз).

Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвестиционного спроса вправо и влево), можно выделить следующие: — ожидаемый спрос на продукцию; — налоги на предпринимательскую деятельность; — изменения в технологии производства; —динамика совокупного дохода; — инфляционные ожидания; — правительственная политика.

 

 

21. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Модель «Доходы – расходы» или «Кейнсианский крест».

Модель Ad-AS может быть рассмотрена, как проблема достижения равновесия между ВВП (совокупным предложением) и совокупными расходами гос-ва, населения, фирм (совокупный спрос). Модель равновесия совокупный доход – совокупные расходы и называется кейнсианским крестом. Эта модель используется при анализе влияния макроэкономической конъюнктуры на национальные потоки доходов и расходов.
Условия равновесия в этой модели определяются исходя из того, что планируемые расходы = реальному выпуску. Графическая интерпретация:


При построении используем функции: функцию совокупных расходов Е=С+I+G+X, функцию потребления С= с + МРС(Y-T), функцию сбережения S= s+ MPS (Y-T),функцию инвестиций I= i=const, функцию гос. Расходов G=g=const.
Пусть Х = 0, а с,I,g,I – автономные величины.

Построим биссектрису к горизонтальной оси, в любой точке которой расходы = доходам. Пересечение её с линией совокупных расходов в точке Е3 показывает величину совокупного дохода, при которой устанавливается макроэкономическое равновесие. (наклон функции потребления зависит от склонности к потреблению.

Если объем пр-ва меньше равновесного, это означает, что спрос больше, чем предложение, т.е. AD>AS. Тогда фирмы начинают снижать запасы и наращивать пр-во, чтобы выровнять доходы и расходы. И наоборот, в случае превышения объемов пр-ва над расходами фирмы столкнутся с трудностями реализации продукции и начнут сокращать пр-во.

Вывод: В данной модели расходы определяют уровень пр-ва, т.е. модель иллюстрирует идею, что чем больше совокупный спрос, тем больше НД.

Вывод: состояние МЭР на рынке т/у (равенство AD и AS) совместимо с любым уровнем занятости ресурсов (полным или избыточным)

 

22. Парадокс бережливости.

Парадокс бережливости:Кейнс обратил внимание, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики. Если население увеличивает сбережения, то при прочих равных условиях потребление сокращается, т.е. сокращается совокупный спрос, что ведет к сокращению совокупного пр-ва. Это означает снижение дохода, а как следствие величина сбережений остается неизменной. Парадокс связан также с тем, что в классической концепции увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций, т.е. вести к увеличению совокупного дохода. Согласно Кейнсу часть инвестиционного спроса производна от динамики дохода. Увеличение сбережений означает сокращение потребления и продаж и приводит к сокращению совокупного дохода. Уменьшение дохода при несовпадений сбережений и инвестиций может быть достаточно большим из-за эффекта мультипликатора.

Традиционно принято считать, что увеличение сбережений благоприятно сказывается на экономическом положении как отдельных граждан, так и страны в целом. Кейнс обратил внимание на то, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики.

Если экономика находится в состоянии неполной занятости, увеличение склонности к сбережению, естественно, означает не что иное, как уменьшение склонности к потреблению. Сокращение потребительского спроса означает невозможность для производителей товаров продать свою продукцию. Затоваренные склады никак не могут способствовать новым капиталовложениям. Производство начнет сокращаться, последуют массовые увольнения, и, следовательно, падение национального дохода (совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов) в целом и доходов различных социальных групп. Вот что станет неизбежным результатом больше сберегать. Добродетель сбережения оборачивается своей противоположностью – нация становится не богаче, а беднее.

В условиях не полной занятости “парадокс бережливости” проявляется как незапланированный результат вполне осознанных действий отдельных хозяйствующих субъектов, руководствующихся своими личными представлениями о рациональном поведении.

 

23. Мультипликатор автономных расходов.

Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению совокупного дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. k = DY / DА, k = 1/ (1 - MPC) = 1 / MPS

Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении автономного спроса.
Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. На следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
Таким образом, мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к изменению любого из компонентов автономных расходов.

Величина мультипликатора будет зависеть от "утечек" и "инъекций". Утечками называют денежные средства, которые выходят из кругооборота доходов и расходов, а инъекциями – средства, которые вступают в оборот. Соответственно, к утечкам относят сбережения, налоги и импорт. С ростом этих величин значение мультипликатора уменьшается. Инъекции компенсируют утечки и представляют собой инвестиции, государственные расходы и расходы заграницы на покупку отечественных товаров (экспорт). В равновесном состоянии экономики утечки равны инъекциям.[4]
Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

 

24. Экономическая цикличность. Причины циклов. Модели циклов.

Циклические колебания - регулярные (периодические) колебания конъюнктуры (экономической активности) вокруг тренда, из этого следует ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. Экономическая цикличность — это объективная форма развития рыночной экономики. Она представляет собой волнообразное движение хозяйственной конъюнктуры (деловой активности) при регулярном чередовании ее подъемов и спадов (от кризиса до кризиса). Именно цикличность выступает в качестве одной из главных форм нарушения макроэкономического равновесия.

Считая циклы признаком макроэкономической нестабильности рынка, следует иметь в виду, что они выражаются в органическом единстве периодически повторяющихся процессов не только нарушения равновесного состояния экономики, но и его последующего естественного восстановления. Без экономических потрясений (кризисов) рыночная система не могла бы развиваться.

Теории Эк. циклов

1. Отрицание циклов - классики: закон Сэя

Но?! внешние факторы экстернальные теории цикла

2. Интернальные (экономические) теории циклов

денежные (неоклассики, монетаристы), реальные (марксизм, кейнсианство). Интернальные теории цикла, Объяснение: несовершенство (сбои) рыночного саморегулирования, дисбаланс валового выпуска и совокупного спроса, кумулятивные процессы.

Первое направление связывает экономическую цикличность с научно техническим прогрессом, с этапами научно-технической революции. В этом направлении в большей или меньшей степени выясняется по сути эволюция основных факторов производства (земли, капитала, труда и предпринимательских способностей), находящихся под воздействием различных форм самого научно-технического прогресса.

Вторым направлением выступает совокупность денежно-кредитных теорий цикла. Сюда можно отнести концепцию американского экономиста И. Фишера, который рассматривал кризис как результат нарушения равновесия между спросом на деньги и их предложением, а само регулирование денежного обращения считал главным механизмом воздействия на колебания рыночной конъюнктуры.

И, наконец, третьим направлением можно считать различные теории, опирающиеся на анализ изменений в биполярной структуре рынка, т.е. в соотношении между спросом и предложением на макроэкономическом уровне. В этих теориях (разумеется, при их очевидной взаимосвязи с концепциями первого и второго направлений) речь идет о рассмотрении динамики, с одной стороны, совокупного спроса, а с другой — совокупного предложения.

В действительности все эти причины могут быть сведены к одной. Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).

Экономический цикл принято подразделять на отдельные периоды, или фазы. Существуют две основные классификации фаз циклического развития экономики: четырехфазная и двухфазная модели.


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: