- Сформулируйте цель дальнейшей работы? (Найти способ подсчета большого количества предметов и записи результата.)
- Вы сказали, что по одному предмету вести подсчет неудобно. Как по другому можно считать? (По несколько штук.)
- Я предлагаю назвать урок «Укрупненные единицы счета».
Учитель открывает тему урока на доске.
- У вас на столах коробочки. Как они вам могут помочь? (Мы разложим конфеты в коробки и посмотрим, что у нас получится.)
- Разложите конфеты в коробочки так, чтобы в каждой коробке было одинаковое количество, и сделайте вывод.
Учащиеся самостоятельно собирают предметы в коробки.
- Итак, можете вы теперь ответить, сколько у вас конфет? (Две коробки.)
- Как же вы можете действовать, когда нужно считать большое количество предметов? (Мы можем считать коробками.)
- Удалось вам преодолеть затруднение? (Нет. Надо еще найти способ, как записать это.)
- Давайте придумаем, как можно с помощью геометрических фигур нарисовать коробки.
Дети предлагают разные варианты графических моделей: с помощью квадратов, кругов, треугольников. Учитель прикрепляет на доске геометрические фигуры и просит детей пояснить свой выбор.
- Что вы можете использовать для того, чтобы проверить ваши выводы? (Эталоны, учебник.)
Учитель вывешивает на доске эталон:
- Расскажите, как вы будете изображать укрупненные единицы счета графически. (С помощью квадратов.)
- Все ли конфеты поместились в коробки? (Нет.)
- Как тогда считать? (Коробками и штуками.)
- Какая графическая модель будет в этом случае? (Коробки обозначим квадратами, а отдельные конфеты - точками.)
Эталон укрупненных единиц счета дополняется (Д−18.4 или Слайд 7):
- Как вы думаете, что можно делать с укрупненными единицами счета? (Сравнивать, складывать, вычитать.)
- Выполните задание рабочей тетради задание № 3 на странице 23 (РТ) и сделайте вывод.
Дальнейшую работу можно организовать, используя рабочие тетради в парах по рядам или в группах. Пары 1 ряда – задание № 3 (а), стр. 23 (РТ), пары 2 ряда – № 3 (б), 1 задание, стр. 23 (РТ), пары 3 ряда – № 3 (б), 2 задание, стр. 23 (РТ). После выполнения задания проводится обсуждение. Пара от каждого ряда рассказывает, какое задание они выполняли и какие выводы сделали.
- Какие действия можно делать с укрупненными единицами счета? (Сравнивать, складывать, вычитать.)
- Сделайте вывод о том, как сравниваются, складываются и вычитаются укрупненные единицы счета. (При сравнении (сложении, вычитании) чисел, выраженных в укрупненных единицах счета, надо сначала сравнить (сложить, вычесть) укрупненные единицы счета, а потом отдельные предметы.)
- Что вы можно использовать для того, чтобы проверить ваши выводы? (Эталоны, учебник.)
Учитель раздает детям эталон «Единицы счета», предлагает рассмотреть его и еще раз сформулировать алгоритм действий с укрупненными единицами счета. («Построй свою математику», Э–1-2, стр.63).
- Выполняя задание в рабочей тетради, встретили ли вы другие укрупненные единицы счета? (Да, ящики).
- Какие еще укрупненные единицы вы встречали в жизни? Предложите свои варианты. (...)
- Что вам позволит новое знание? (Считать большое количество предметов, выполнять арифметические действия.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в использовании нового способа.)
Физкультминутка.
Ритмический счет через 7.