TOGAF состоит из четырёх

архитектурных доменов:

1. бизнес-архитектура (описывает ключевые бизнес-процессы, стратегию развития бизнеса и принципы управления);

2. архитектура уровня приложений (описывает интерфейсы приложений и способы их применения в терминах бизнес-сервисов);

3. архитектура уровня данных (определяет логическую и физическую структуру данных в организации);

4. технологическая архитектура (определяет программную, аппаратную и сетевую инфраструктуры).

Главными составными частями TOGAF являются:

ADM -методика, описывающая процесс разработки архитектуры;

руководства и методики проектирования для ADM;

фреймворк архитектурного описания, являющийся детально проработанной моделью результатов разработки;

фреймворк, описывающий структуру

организации, её персонал, требуемые роли и уровни ответственности;

В соответствии с методикойописания процесса разработки архитектуры (ADM) архитектурный процесс можно разбить на девять фаз.

ADM представляет из себя итерационный процесс, происходящий на двух уровнях.

На верхнем уровне каждой итерации повторяются общие для каждой из фаз действия.

Нижний уровень описывает итерации внутри каждой фазы.

Решения принимаются на основании существующих требований бизнеса и существующих решений.

 

12. Фреймворк DoDAF.

 

На практике находят применение и другие средства описания архитектуры предприятия. Могут быть полезными многочисленные примеры как шаблонов, так и готовых документов, определенные в методиках TEAF и С4ISR.

•.

• С декабря 2003 года ее заменила так называемая рамочная архитектура Министерства Обороны или DoDAF (Department of Defence Architecture Framework).

В соответствии с методикой DoDAF  три различных представления организации в совокупности описывают всю её архитектуру:

ü операционное представление,

ü системное представление,

ü представление технических стандартов.

Каждое из них используется для отражения различных архитектурных характеристик и атрибутов, хотя между ними есть определенные пересечения.

Считается, что наиболее полезным описанием архитектуры является "интегрированное", т.е. сочетающее различные представления в описании систем.

DoDAF состоит из трёх основных элементов: модели (models), виды (views) и точки зрения (viewpoints).

Этот набор позволяется отражать взгляды всех заинтересованных сторон.

Несмотря на военное назначение, DoDAF является свободно распространяемым.

На его базе были сформированы фремворки НАТО, фреймворк Министерства Обороны Великобритании и множество других.

Главная особенность DoDAF – ориентация на данные, что подразумевает повышенную важность сохранности данных и повторного их использования.

Основным классом систем, которые проектируются при помощи этого фреймворка, являются системы сбора, хранения и анализа данных для поддержки принятия решений (СППР).

DoDAF определяет модели, как шаблоны для

сбора данных и подразделяет их на классы:

• таблицы;

• графические изображения структурных аспектов архитектурного решения;

• отображения, определяющие взаимосвязь

• между типами информации;

• онтологии;

• картинки в свободном формате;

• временные диаграммы.

Виды определяются способами представления для пользователя связанного набора данных.

К видам данных можно отнести документы, таблицы, графики, диаграммы и т.д.

Точки зрен ия представляют собой упорядоченное множество видов.

Вторая версия DoDAF содержит

восемь точек зрения:

обобщенная (All Viewpoint): интегрирует все точки зрения для создания архитектурного контекста;

определяющая потенциальные возможности (Capability Viewpoint): обучение персонала, сроки поставок и т.д.;

определяющая данные и информацию (Data and Information Viewpoint): определяет способы представления и структуры данных;

операционная (Operational Viewpoint): рассматривает сценарии работы и активности системы;

проектная (Project Viewpoint): рассматривает требуемые характеристики и возможности системы;

сервисная (Service Viewpoint): рассматривает совокупность сервисов;

учитывающая стандарты (Standards Viewpoint): рассматривает технические стандарты, ограничения, методики, руководства и т.д.;

системная (System Viewpoint): рассматривает совокупность взаимодействующих систем и их взаимодействие.

 

• DoDAF использует мета-модель данных (DM2), которая является онтологией, составленной из уровней, отражающих особенности представления информации для конкретных групп пользователей. DM2 может быть расширена.

В ней определены три уровня:

Концептуальная модель данных (Conceptual Data Model) – описывает архитектуру в тетехнических терминах.

Логическая модель данных (Logical Data Model) – расширение концептуальной модели путём добавления атрибутов.

Спецификация обмена данными на физическом уровне (Physical Exchange Specification) – средство, обеспечива-ющее обмен информации между моделями.

Существует восемь базовых принципов, руководствуясь которыми, можно успешно применять DoDAF:

1. Архитектурное описание должно быть чётко ориентировано на провозглашённые цели.

2. Архитектурное описание должно быть по возможности простым и понятным, но не упрощённым.

3. Архитектурное описание должно облегчать, а не затруднять процесс принятия решений.

4. Архитектурное описание должно быть составлено таким образом, чтобы его можно было использовать для сравнения различных архитектур.

5. При составлении архитектурного описания должны в максимальной степени использоваться стандартные типы данных, определяемые в DM2.

6. Архитектурное описание должно выполняться в терминах самих данных, а не инструментальных средств работы с данными.

7. Архитектурные данные должны быть организованы в виде, удобном для групповой работы.

8. Архитектурное описание должно быть построено таким образом, чтобы его можно было использовать в сетевой среде.

DoDAF предназначен для составления

архитектурного описания системы. Результатом его применения будет являться набор документов, а не информационная система.

 

 

13. Фреймворк FEA.

Архитектура федеральной организации (Federal Enterprise Architecture - FEA) призвана привести множество агентств к единой архитектуре.

Фреймворк FEA можно считать наиболее полной методологией из всех рассматриваемых. Он включает и проработанную таксономию (модель Захмана), и архитектурный процесс (фреймворк TOGAF).

FEA включает набор из пяти эталонных моделей:

1. модель бизнеса;

2. модель обслуживания;

3. модель компонентов;

4. технологическая модель;

5. модель данных.

Полное описание FEA состоит из:

• точки зрения на архитектуры;

• эталонных моделей, описывающих различные точки зрения;

• процесса создания архитектуры;

• процесса перехода от старой архитектуры к новой;

• таксономия для классификации активов;

• методика оценки успешности применения.

В соответствии с FEA, архитектура состоит из сегментов, представляющих главные аспекты бизнеса.

Сегменты бывают двух типов:

базовый – аспект деятельности в границах политико-административного деления (здоровье является базовым сегментом для Министерства здравоохранения США);

служебный – сегмент, являющийся фундаментальным, для большинства организаций (управление финансами является служебным сегментом для всех федеральных агентств).

Пять эталонных моделей FEA созданы, чтобы упростить совместную работу и обмен данными в федеральном правительстве:

1. эталонная модель бизнеса (BRM) дает бизнес-представление различных функций федерального правительства.

2. эталонная модель компонентов (CRM) дает ИТ-представление систем, поддерживающих бизнес.

3. техническая эталонная модель (TRM) определяет различные технологии и стандарты, используемые при построении ИТ-систем.

4. эталонная модель данных (DRM) определяет стандартные способы описания данных.

5. эталонная модель производительности (PRM) определяет стандартные способы описания полезности, обеспечиваемой архитектурами предприятий.

Процесс проектирования в FEA сфокусирован

на создание архитектуры сегмента для общей

архитектуры.

Процесс разработки архитектуры сегмента состоит из четырёх этапов:

1. Анализ архитектуры: формирование представления сегмента, учитывая план организации.

2. Архитектурное определение: указание требуемого состояния сегмента, документирование показателей производительности, рассмотрение альтернатив и разработка архитектуры предприятия для сегмента (бизнеса, данных, служб, технологической).

3. Стратегия инвестиций и финансирования: анализ способов финансирования проекта.

4. План управления программой и реализация проектов: создание плана управления проектом, его реализации (контрольные точки, показатели производительности).

Уровень соответствия федеральных агентств критериям FEA оценивается по трем категориям:

завершенность архитектуры — уровень готовности архитектуры;

использование архитектуры — эффективность использования архитектуры при принятии решений;

результаты использования архитектуры — преимущества, достигнутые благодаря использованию архитектуры.

 

 

14.   ФреймворкGartner.

Данная методология архитектуры предприятия была впервые представлена в 2006 г., когда произошло слияние компаний Gartner и Meta. Суть данной методологии состоит в том, что архитектурный процесс представляется как последовательность шагов без четкой детализации самого процесса создания архитектуры предприятия. Констатируется, что в рамках архитектурного процесса компания должна ответить на следующие вопросы:

• Куда движется компания?

• Как достичь поставленных целей?

Методология Gartner представляет собой набор рекомендаций по построению архитектуры предприятия компании.

Согласно Gartner, архитектура представляет собой непрерывный процесс создания, сопровождения и использования инфраструктуры предприятия.

Методология Gartner подразумевает определение четырех взаимосвязанных уровней, среди которых:

1) среда бизнес-взаимодействия (модель взаимодей-ствия между компаниями);

2) стили бизнес-процессов (принципы выполнения основных функций компании);

3) шаблоны (основные модели и алгоритмы программно-аппаратного обеспечения);

4) «строительные блоки» (уровень технологической архитектуры).

Все перечисленные элементы в методологии Gartner связаны с двумя другими слоями архитектуры

(информационной — данные, приложения, интеграция, доступ и технической — инфраструктура, системное управление, безопасность).

 

Архитектура предприятия призвана объединить

три группы профессионалов: владельцев бизнеса, ИТ-специалистов и специалистов по внедрению технологий.

Архитектура предприятия должна начинаться

с постановки целей, которые организация желает достичь, а не с анализа текущего положения дел.

 

Gartner рекомендует начать работу с написания рассказа о стратегическом направлении развития организации и бизнес-факторах, на которые необходимо реагировать.

Рассказ должен быть написан простым языком, без использования аббревиатур, специальной терминологии и технических рассуждений. Рассказ должен быть всем понятен и направлен на формирование у всех единого представления.

После того как в организации будет сформировано единое представление о будущем, можно будет рассмотреть влияние этого представления на архитектуру бизнеса, технологическую архитектуру, информационную архитектуру и архитектуру решений.

Общее представление о будущем определяет изменения, которые необходимо внести во все перечисленные выше архитектуры, приоритеты этих изменений и привязку этих изменений к ценности бизнеса.

Архитектура предприятия, согласно представлению Gartner, связана со стратегией, а не с технической реализацией.

 

           Процесс проектирования архитектуры

   в методологии Gartner можно представить в виде следующих этапов:

1. Изложить стратегическое представление о будущем компании на языке бизнеса без упоминания технологий.

2. Составить перечень необходимых к решению задач.

3. Выбрать для реализации задачу из сформированного перечня.

4. Составить список требований к решению выбранной задачи.

5. Сформировать рабочую команду.

6. Разработать целевую архитектуру бизнеса, для выбранной задачи.

7. Создать спецификации будущей системы.

8. Изучить существующую архитектуру и определить, какие изменения необходимо внести.

9. Разработают технологическую архитектуру для ИТ-систем, которые будут поддерживать новую архитектуру бизнеса.

10. Изучить существующие архитектуры на предмет возможности повторного использования имеющихся технологических активов.

Подход компании Gartner заключается в создании высокоуровневой архитектуры, ориентированной на бизнес; детали рассмат-риваются только тогда, когда это необходимо.

Роль методологии Gartner заключается не в создании архитектуры предприятия, а в создании процесса, позволяющего развивать архитектуру предприятия в соответствии с бизнес-стратегией.

 

 

15. Архитектура Web-приложений (Web-сервисов).

Передачу с сервера на рабочую станцию объектов по запросам, поступающим от навигатора, обеспечивает функционирующая на сервере программа, называемая Web-сервисом.

Web-сервис – приложение, доступное через Internet и предоставляющее некоторые услуги, форма которых не зависит от поставщика (т.к. используется универсальный формат данных - XML).

В основе Web-сервисов лежат открытые стандарты и протоколы:

Ø SOAP

Ø UDDI

Ø WSDL

 

16. Открытые стандарты и протоколы, лежащие в основе Web-сервисов.

SOAP – разработан консорциумом всемирной паутины WЗС, определяет формат запросов к Web-сервисам. Сообщения между Web-сервисом и его пользователем пакуется в SOAP-конверты (XML-конверты).

  UDDI – протокол поиска Web-сервисов в Интернет. Это бизнес-реестр, в котором провайдеры Web-сервисов регистрируют службы, а разработчики находят необходимые сервисы для включения в свои приложения.

WSDL. Интерфейс Web-сервиса описывается в WSDL-документах (подмножество XML). Перед развёртыванием службы разработчик составляет её описание на языке WSDL- языка описания Web-сервисов, указывает адрес Web-сервиса, поддерживаемы протоколы, перечень допустимых операций, форматы запросов и ответов.

 

17. Технологии, поддерживающие концепцию распределённых объектных систем. EJB.

Основная идея, лежащая в разработке технологии EJB – создать такую инфраструктуру для компонентов, что бы они могли бы легко «вставляться» и удаляться из серверов, тем самым повышая или снижая функциональность сервера.

Эта технология создаёт новый компонент из уже существующих, готовых и настроенных.

EJB-спецификация определяет следующие цели:

1. Облегчить разработчикам создание приложений, избавив их от необходимости реализовывать такие сервисы, как транзакции, загрузки, хранение данных, безопасность приложения и другие.

2. Описать основные структуры EJB-системы, описав при этом интерфейсы взаимодействия между её компонентами.

3. 3. EJB преследует цель стать стандартом для разработки клиент-серверных приложений на Java.

4. Серверные компоненты EJB от различных производителей могут быть использованы вместе, они должны работать на любом EJB-совместимом сервере даже без перекомпиляции.

5. 4. EJB совместима с Java API, может взаимодействовать и с другими приложениями.

6. Разработчику не нужно самому реализовывать EJB-объект. Этот класс создаётся специальным кодогенератором, поставляемым вместе с EJB-контейнером. EJB-объект (созданный с помощью сервисов контейнера) и EJB-компонента (созданная разработчиком) реализуют один и тот же интерфейс.

Когда приложение-клиент хочет вызвать метод у EJB-компоненты, то сначала вызывается аналогичный (по имени) метод у EJB-объекта, что находится на стороне клиента, а тот в свою очередь, связывается с удалённой EJB-компонентой и вызывает у неё этот метод (с теми же аргументами).

Достоинства EJB:

• быстрое и простое создание;

• Java-оптимизация;

• динамическая загрузка компонент-переходников (когда заранее не знаем сколько их будет);

• возможность передачи объектов по назначению;

• встроенная безопасность.

КОМПОНЕНТЫ EJB:

Сервер приложений является одним из главных компонентов EJB
и предоставляет остальным компонентам соответствующую среду: права доступа, сервис именования компонентов, выполняет функции координатора транзакций и контейнера, в котором хранятся компоненты EJB.

• Внутри сервера приложений работает 4 службы (1-находит компоненты, 2- предоставляет услуги транзакций, т.е. методы, изменяющие состояние компонентов, 3- обеспечивает ограничение удалённого доступа к компонентам EJB, 4- обеспечивает доставку и хранение очередей сообщений) и контейнер (предоставляет среду, в которой могут функционировать компоненты EJB.

 

18. Технологии, поддерживающие концепцию распределённых объектных систем. DCOM.

Программная архитектура, разработанная компанией Microsoft для распределения приложений между несколькими компьютерами в сети.

Программный компонент на одной из машин может использовать технологию DCOM для передачи сообщения (его называют удалённым вызовом процедуры) к компоненту другой машины.

DCOM автоматически устанавливает соединение, передаёт сообщение и возвращает ответ удалённого компонента.

Для того, что бы различные фрагменты сложного приложения могли работать вместе через Интернет, необходимо обеспечить между ними надёжные и защищённые соединения, а так же создать специальную систему, которая направляет программный трафик.

Большая часть реальных распределенных приложений имеют один или более критический компонент, который участвует в большинстве операций. Это могут быть, например, компоненты БД, доступ к которым должен осуществляться постоянно.

Компоненты такого типа не могут дублироваться, поскольку их предназначение заключается в организации единственной точки синхронизации среди всех пользователей приложения. Для увеличения быстродействия распределенного приложения в целом такие компоненты, создающие «узкие места», должны перераспределяться на специально выделенный мощный сервер.

DCOM помогает выявить такие критические компоненты на ранних этапах проектирования. Технология DCOM позволяет первоначально разместить все компоненты на одной машине, а затем перенести критические компоненты на отдельные машины.

Технология программирования DCOM облегчает схемы перераспределения по мере разрастания приложения. Первоначально машина сервера может содержать все компоненты. По мере увеличения потребностей можно добавить другие машины с перераспределением компонентов на эти машины без всякого изменения кода.

Таким образом, технология DCOM характеризует такое свойство COM технологий, как масштабируемость.

При реализации COM технологии, в зависимости от местоположения клиента и сервера возможны три варианта:

Во-первых, клиент и сервер располагаются на одной машине и запускаются в одном процессе.

Во-вторых, клиент и сервер располагаются на одной машине, но запускаются в разных процессах (например, таблицы Excel вставлены в документ Word). В этом случае, сервер представляет собой программу;

В-третьих, клиент и сервер располагаются на разных машинах. В данном случае используется распределенный вариант COM, т.е. DCOM

Способность DCOM связывать компоненты позволила Microsoft наделить Windows рядом важных дополнительных возможностей, в частности, реализовать сервер, отвечающий за выполнение транзакций баз данных через Интернет.

Но как только в системе возникает необходимость работать с архитектурой, отличной от Windows, DCOM перестаёт быть оптимальным решением проблемы.

 

Недостатки:

• Ориентация на системы Microsoft, зависимость от платформы

• Архитектура предусматривает использование для поиска компонентов в сети сетевой службы каталогов, которая появилась в версии Windows2000. В более ранних версиях DCOM должна использовать локальные списки компонентов, что совершенно не приемлемо для приложений большого масштаба.

• Сложность реализации

• Нет проверки безопасности

Достоинства:

• Независимость от языка

• Динамическое нахождение объектов (заранее не знаем сколько их будет)

• Динамический/статистический вызов (вызов метода, о котором пока ничего не известно)

• Масштабируемость

• Множественность Windows-программистов

 

19. Технологии, поддерживающие концепцию распределённых объектных систем. CORBA.

Технология CORBA создана для поддержки разработки и развёртывания сложных объектно-ориентированных прикладных систем.

CORBA является механизмом в программном обеспечении для осуществления интеграции изолированных систем, который даёт возможность программам, написанным на разных языках программирования, работающим в разных узлах сети, взаимодействовать друг с другом так же просто, как если бы они находились в адресном пространстве одного процесса.

Определяет механизмы взаимодействия объектов в разнородной сети.

Она позволяет рассматривать все приложения в распределённой системе как объекты. Причём объекты могут одновременно играть роль и клиента и сервера. Роль клиента, если объект является инициатором вызова метода у другого объекта; роль сервера, если другой объект вызывает на нём какой-нибудь метод.

 

Большинство объектов одновременно используют роль и клиентов, и серверов, попеременно вызывая методы на других объектах и отвечая на вызовы извне.

Объекты-серверы называются «реализацией объектов».

Использование CORBA позволяет строить гораздо более гибкие системы, чем системы «клиент-сервер», основанные на двухуровневой и трёхуровневой архитектурах.

Достоинства:

• Платформенная независимость

• Языковая независимость

• Динамические вызовы

• Масштабируемость

• Широкая индустриальная поддержка

• Динамическое обнаружение объектов

 

 

20. Информационная система корпорации (КИС). Состав, базовые модели.

 

Информационная система корпорации (КИС) состоит из двух относительно независимых составляющих.

Первая представляет собой собственно компьютерную инфраструктуру корпорации (сетевая, телекоммуникационная, программная, информационная, организационная инфраструктура) и отражает системно-техническую структурную сторону любой ИС.

Вторая составляющая – взаимосвязанные функциональные подсистемы, обеспечивающие решение задач корпорации и достижение ее целей и относится к прикладной области и сильно зависит от специфики задач корпорации и ее целей.

Базовые модели КИС:

    MRP (Material Requirement Planning) – планирование потребностей в материалах и ресурсах.

    ERP (Enterprise Resource Planning) – система планирования ресурсов организации. Цель ERP - управлять всеми ресурсами предприятия.

    CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) – планирование ресурсов организации, синхронизированное на потребителя.

    Подробнее на сайте: https://studopedia.ru/7_188994_bazovie-standarti-kis-MRP-MRP-II-ERP-ERP-II-i-dr.html

В состав КИС должны входить программные продукты, по крайней мере трех классов:

- комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений);

- системы электронного документооборота;

- продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. Сюда же можно отнести системы класса АСУТП и САПР, продукты интеллектуального анализа данных.

 

21. Объектно-ориентированная модель предприятия.

 При создании корпоративных систем в качестве основы для описания проектных решений настройки предлагается использовать объектно-ориентированную модель предприятия.

Основу такой модели составляет спецификация классов предметной области. Именно в понятиях этой модели требуется описать модель конкретного предприятия.

Преимущества объектно-ориентированного подхода к проектированию ИС: Поскольку данные по сравнению с процессами являются более стабильной и относительно редко изменяющейся частью системы, применение объектно- ориентированного подхода к проектированию позволяет сделать системы более открытыми и легче поддающимися внесению изменений. Это дает возможность постепенного развития системы и не приводит к полной ее переработке даже в случае существенных изменений требований. Объектная декомпозиция позволяет создавать модели меньшего размера путем использования общих механизмов, обеспечивающих необходимую экономию выразительных средств. Использование объектно-ориентированного подхода существенно повышает уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования не только программного обеспечения, но и проектов, что, в конце концов, ведет к сборочному созданию ИС. Объектная декомпозиция уменьшает риск создания сложных ИС, поскольку она предполагает эволюционный путь развития системы на базе относительно небольших подсистем. Процесс интеграции системы растягивается на все время разработки, а не превращается в единовременное событие.

Основные недостатки объектно-ориентированного подхода: 1. Не позволяет оценить степень соответствия разработанной модели ИСУ стратегическим целям развития предприятия. 2. Модели, разработанный с помощью нотаций, поддерживающих данный подход, менее понятны людям, не являющимся специалистами в области ИТ. 10 3. ИС, разработанные на основе объектно-ориентированного подхода, несколько теряют в производительности. Однако этот фактор в связи с ростом производительности вычислительной техники фактически потерял актуальность.

Подробнее: http://www.stgau.ru/company/personal/user/7635/files/lib/ОЧНАЯ%20%20ФОРМА%20ОБУЧЕНИЯ/Комплексные%20системы%20управления%20в%20структуре%20архитектуры%20предприятия%20и%20бизнеса_Бизнес-информатика%20(38.03.05)/Фондовые%20лекции/8%20семестр/Лекция%20№8_КСУвСАПиБ.pdf

22. Основные абстрактные модели для моделирования в инструментальной подсистеме.

В качестве основных для моделирования в инструментальной подсистеме рассмотрим следующие абстрактные модели:

- Статическая модель объектного представления предметной области;

Модель называется статической когда входные и выходные воздействия постоянны во времени.

Статическая модель отражает строение и параметры объекта, поэтому ее называет структурной

Построение статической модели предметной области - это структурное представление информационные аспектов системы.

 

- Организационно-функциональная модель предприятия (ОФМ) – это документ, описывающий организационную структуру (с определенной детализацией) и функции, выполняемые подразделениями предприятия.

 

- Модель деталей операций – это отображение процессов функционирования управляемой системы в рамках поведения операции. В зависимости от исследуемой операции будет изменяться и модель.

 

- Модель функциональных семантических сетей; семантическая сеть – это ориентированный граф, вершинами которого сопоставляются объекты (понятия, события, процессы и т д), а дугам – отношения между объектами. Построение сети способствует осмыслению инф-ии и знаний, поскольку позволяет установить противоречивые ситуации, недостаточность имеющейся инф-ии.

 

- Модель состояний отображает динамику состояния объектов системы и их поведения. Она выражает описание ЖЦ объекта, его поведения. На основе этих моделей представляются события и действия;

 

- Модель коопераций;

 

23. Каркасы проектирования.

Каркас – набор взаимодействующих классов, составляющих повторно используемый дизайн для конкретного класса программ. Каркас диктует определенную структуру приложения. В каркасе аккумулированы проектные решения, общие для данной предметной области. Акцент на повторное использование дизайна, а не кода.

При работе с каркасом повторно используют тело и пишут код, который оно вызывает. В результате приложение создается быстрее.

С помощью каркасов объектно-ориентированные системы можно использовать повторно в максимальной степени. Крупные объектно-ориентированные приложения составляются из слоев, взаимодействующих друг с другом каркасов.

Дизайн и код приложения в значительной мере определяются каркасами, которые применялись при его создании.

Каркасы воплощают теорию проблемных доменов(областей) и всегда являются результатом анализа этих доменов.

Каркас может быть адресован всей архитектуре приложения или только ее части.

Для подгонки архитектурных вариаций и обеспечения настраиваемости реализаций часто применяется параметризация.

Могут также применяться и другие механизмы расширения: наследование классов и интерфейсов, переопределение методов и делегирование.

Эти механизмы составляют точки изменчивости каркаса.

 

24. Различия между паттернами и каркасами.

· Паттерны проектирования более абстрактны, чем каркасы. В код

могут быть включены целые каркасы, но только экземпляры

паттернов. Каркасы можно писать на разных языках

программирования и не только изучать, но и непосредственно

исполнять и повторно использовать. В противоположность этому

паттерны проектирования необходимо реализовывать всякий

  раз, когда в них возникает необходимость. Паттерны объясняют

намерения проектировщика, компромиссы и последствия

выбранного дизайна.

 

· Как архитектурные элементы паттерны проектирования мельче, чем каркасы. Типичный каркас содержит несколько паттернов. Обратное утверждение неверно.

 

· Паттерны проектирования менее специализированы, чем каркасы. Каркас всегда создается для конкретной предметной области. В принципе каркас графического редактора можно использовать для моделирования работы фабрики, но его никогда не спутаешь с каркасом, предназначенным специально для моделирования. Напротив, паттерны разрешается использовать в приложениях почти любого вида.

 

25. Слои каркасов, обеспечивающих описание и реализацию проектных решений КИС в терминах базовых метамоделей предметной области.

· Мета-модель позволяет описать конкретные модели, используемые при проектировании ИС. Каркас описания метамоделей обеспечивает разработку и сопровождение базовых моделей, используемых при проектировании ИС.

· Проектные решения описываются в соответствии с правилами выбранных мета-моделей языков спецификаций. Компоненты каркаса работы с базовыми моделями предоставляют необходимые сервисы для фиксации и исполнения проектных решений.

· Базовые модели бизнеса описываются в терминах выбранных языков спецификаций. Каждая такая модель должна иметь необходимый набор точек расширения для конкретизации модели конкретного бизнеса.

· Модель конкретного бизнеса отражает результаты конкретного проекта внедрения приложения.

 

26. Варианты моделей спецификации.

-Текстовое представление на специализированном языке;

Разработка специализированного языка для описания проектных решений для проблемного домена является сложным и дорогостоящим решением. Однако наличие соответствующих каркасов позволит не отвлекаться в спецификации на ключевые решения, принятые при реализации каркаса, а сосредоточиться на проблемах использования сервисов каркаса и конкретизации его точек расширения средствами специализированного языка.

При этом компоненты высокоуровневой модели каркасов должны быть явно вплетены в синтаксис и семантику соответствующего языка.

Вопрос о внутреннем хранении спецификации требуется решать отдельно.

 

-Графическое представление;

Графическое представление высокоуровневых спецификаций (например, на языке UML) обладает рядом преимуществ по сравнению со специализированными доменными языками. Прежде всего, спецификация используемых каркасов представляется в наглядной и понятной форме. Большинство точек расширения связано с конкретизацией абстрактных классов каркаса.

Поэтому конкретизация в большинстве случаев также может быть выражена графическими средствами в контексте абстрактной спецификации каркаса.

Вопрос о внутреннем хранении спецификаций может быть решен с использованием XML-форматов. UML-спецификация может быть трансформирована в XML-спецификацию.

 

 

-XML-Представление;

Язык спецификации структур XML является универсальным средством для описания любых структурных моделей.

Инструменты, поддерживающих работу с XML-спецификациями, достаточно развиты и представляют все необходимые возможности манипулирования и исполнения высокоуровневых спецификаций.

Для эффективного использования спецификации каркасов должны быть описаны средствами XML, что обеспечит их правильное использование при конкретизации проектных решений.

XML-представление можно трансформировать в ER-представление, и наоборот.

 

-Реляционное представление.

Реляционное представление – универсальна как для спецификации разнообразных информационных структур (метаданных), так и для ведения конкретных данных в соответствии с этими метаданными.

Реляционная модель поддержана развитыми средствами спецификации и доступа к данным. Особо следует отметить высокое качество поддержки целостности данных, обеспечиваемое всеми производителями реляционных СУБД.

 

 

27. Иерархическая структура каркасов для решения задач управления ЖЦИ.

На примере проблемного домена информационной поддержки жизненного цикла изделия (ЖЦИ):

· Разработка высокоуровневых каркасов, поддерживающих метамодели проектирования ИС управления жизненным циклом изделий (ЖЦИ).

· Выделение проблемных домен, покрывающих область ЖЦИ.

· Разработка системы взаимосвязанных каркасов, реализующих выделенные проблемные домены.

· Разработка инструментов работы с точками расширения каркасов.

 

28. Пятиуровневая архитектура  приложения КИС.

 

 

 

29. Сервисно-ориентированная архитектура (SOA).

 


30. Основополагающие условия для моделирования SOA. Преимущества внедрения архитектуры SOA.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: