II. Технические характеристики

 

Длина шлюпки (наибольшая) 6,1 м
Ширина шлюпки (наибольшая) 1,85 м
Высота борта на миделе (от киля до планширя) 0,91 м
Осадка при полном водоизмещении (с полным комплектом, но без людей) (от киля до пересечения с водой) 0,48» 0,5 м
Грузоподъемность (жидких и сыпучих грузов) 2,5 т
Вес со снабжением и запасом 910 кг
Полное водоизмещение 1,92 т» 2000 л = 2 куба
Площадь парусов (общая площадь; тип - разрезной фок) 20,4 кв.м.
Площадь фока 14,6 кв.м.
Площадь кливера 5,8 кв.м.
Масса дрека (якоря) 20 кг
Длина дректова 10 длин шлюпки» 60 м
Объем анкера (анкерка) 25 литров
Количество анкеров 2 шт
Длина весла 3,9 м
Масса весла 12 кг (сосна); 16 кг (бук)
Длина носового фалиня 12 м
Длина кормового фалиня 8 м
Длина отпорного крюка. Длинный отпорный крюк через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет, используется для промера глубин. Короткий – не окрашивается. 2,5 м (длинный) 1,5 м (короткий)
Длина мачты 5,5 м
Толщина мачты в районе наметки 10 cм
Толщина мачты в районе топа 6 см
Длина фала 11 м (две длины мачты)
Длина рейка 4,3 м
Количество шпангоутов 25 штук

 

 

Устройство продольного и поперечного набора шлюпки.

 

Остовом корпуса служит набор, состоящий из продольных и поперечных дубовых или ясеневых брусьев. Набор придает корпусу необходимую форму и обеспечивает его прочность.

 

Продольный набор

(киль, форштевень, ахтерштевень, привальный брус, подлегарс)

 

Основная часть набора – киль.

Киль – это сплошной дубовый или клеенный из двух дубовых и трех сосновых досок прямолинейный брус, проходящий по всей длине шлюпки. В носовой части с помощью латунных болтов с килем скреплен форштевень – криволинейный брус, клеенный из нескольких дубовых досок. Он образует носовую оконечность шлюпки. С наружной стороны шлюпки киль и форштевень защищены от повреждений металлической подкильной полосой. Также форштевень и киль могут крепиться друг к другу при помощи кнопа.

Кормовую оконечность шлюпки образует врезанный в киль под углом около 100° прямоугольный клеенный из дубовых досок брус – ахтерштевень. Ахтерштевень надежно скреплен с килем стальной оцинкованной кницей на латунных болтах.

 

Конструкция киля

К килю сверху оцинкованными гвоздями прикреплен резен-киль – дубовая доска, придающая килю дополнительную прочность.

По всей длине киля с обеих части вырезаны пазы (шпунты) первого пояса обшивки (шпунтового пояса).

 

На рисунке:

1 – резен-киль; 2 – шпунт; 3 – киль; 4 – подкильная полоса.

 

 

Внутри шлюпки устанавливаются две системы продольных брусьев. Нижняя называется подлегарсами, а верхняя – привальными брусьями. Привальные брусья и подлегарсы служат для обеспечения продольной прочности шлюпки и являются опорой для шпангоутов. Подлегарсы придают шлюпке форму.

 

Верхние концы всех шпангоутов скреплены двумя дубовыми изогнутыми по форме борта привальными брусьями. Носовые концы привальных брусьев врезаны в форштевень и прочно скреплены с ним и между собой брештуком – стальной горизонтальной кницей с деревянной накладкой (накладка не входит в набор).

Кормовые концы привальных брусьев скреплены металлическими (стальными) кницами с транцевым брусом. То есть в корме каждая ветвь привального бруса подходит вплотную к транцу и прочно крепится на болтах с помощью металлических транцевых угольников к верхнему транцевому брусу.

 

Подлегарсы устанавливаются по обоим бортам на такой высоте, чтобы они одновременно служили опорой для банок (сидений для гребцов). Также на подлегарсы опирается кормовое сиденье. Изготавливаются подлегарсы из дуба. Обе ветви подлегарсов закрепляются на форштевне, а в корме – к обвязке транца.

 

 

Рис. Крепление привальных брусьев:


1 – форштевень;

2 – гак для крепления кливер-галса;

3 – стальная кница;

4 – деревянная накладка (брештук);

5 – носовой рым;

6 – шпангоут;

7 – привальный брус;

8 – ширстрек


 

 



Поперечный набор

(шпангоуты, транцевый брус, транцевая обвязка)

 

К резен-килю стальными оцинкованными шурупами прикреплены шпангоуты – поперечные ребра из твердых пород дерева (дуб), выгнутые по форме обводов шлюпки. На шестивесельном яле 25 шпангоутов. В носу и в корме они нецеликовые. Начиная с четвертого – целиковые.

Рис. Крепление шпангоутов:


1 – кильсон;

2 – шпангоут;

3 – гвоздь с шайбой;

4 – обшивка;

5 – резен-киль;

6 – шуруп;

7 – киль


 

Аналогична шпангоутом – транцевая обвязка. Сверху концы транцевой обвязки соединены транцевым брусом.

 

 

Рис. Транцевая обвязка

1 – транцевый брус; 2 – транцевая обвязка

 

 

В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска (транец), изготовленная из двух-трех дубовых досок. С внутренней стороны по периметру к транцу крепится деревянный ободок – транцевый брус.

 

На рисунке:


1 – гак для крепления кливер-галса (галсовый гак);

2 – форштевень;

3, 9, 10 – болты;

4 – подкладка;

5 – кница;

6 – кормовой рым;

7 – ахтерштевень;

8 – транцевая доска;

11 – киль;

12 – подкильная полоса.


 

 

Рисунок «Крепление форштевня и киля при помощи кнопа»:

1 – киль; 2 – кноп; 3 – форштевень.

 

 





Обшивка корпуса яла

 

Издавна сформировалось две основные технологии обшивки корпуса кораблей.

Первый, самый древний способ обшивки наборного корпуса, применявшийся судостроителими ещё с третьего тысячелетия до нашей эры в древнем Египте и Финикии – так называемая обшивка «внакрой» или, иначе, клинкерная обшивка. Когда один, как правило, верхний пояс обшивочных досок своим краем заходит на соседний, нижний, и скрепляется с ним гвоздями, забиваемыми снаружи, проходящими сквозь обе доски, и загибаемыми изнутри.

Таким образом, обшивали практически все корабли вплоть до конца XV века.

В наше время клинкерная обшивка до сих пор применяется на шлюпках и других подобных мелких деревянных судах.

 

Второй способ – обшивка "вгладь".

Здесь доски обшивки располагаются в одной плоскости, плотно прилегая друг к другу. Щели между досками конопатились просмолённой пеньковой паклей.

Этот тип обшивки, хотя и более сложный в изготовлении, но как более технологичный и имеющий лучшие мореходные качества, практически полностью вытеснил клинкерную обшивку на крупных кораблях уже в первой половине XVI века.

Обшивка вгладь различалась и по числу слоёв обшивочных досок.

На относительно небольших судах применялась однослойная обшивка, а на более крупных – двухслойная, при которой швы наружного слоя были смещены относительно швов внутреннего. Такая обшивка придавала корпусу дополнительную жёсткость, и позволяла проводить ремонт повреждённых эллементов подводной части корабля без полной замены всей обшивки.

 

 

Весельный ял

К набору яла оцинкованными или медными гвоздями прибита обшивка из сосновых и дубовых досок. Носовые концы обшивки утоплены в вырезанный шпунт на форштевне, а кормовые – скреплены с ахтерштевнем ободком транца и транцевой доской. Обшивка состоит из 14 поясов.

Первый пояс – шпунтовый изготовлен из 16-мм дубовых досок (толщина остальных досок–12 мм). Верхний пояс обшивки – ширстрек тоже изготовлен из дубовых досок. Между ширстреком и привальными брусьями – деревянный заполнитель. Остальные пояса из сосны.

Пояса обшивки яла уложены внакрой (рисунок слева).

Рис. 6. Обшивка:

а – внакрой; б – вгладь;


1 – планширь;

2 – буртики;

3 – доски обшивки;

4 – гвозди с шайбами;

5 –шпангоут;

6 – подлегарс;

7 – банка;

8 – штапик;

9 – привальный брус


 

Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки ширстрека закрыты сверху дубовой доской – планширем.

Два буртика – полукруглые дубовые или ясеневые бруски – защищают борта шлюпки от ударов при швартовке. Верхний буртик прикрывает паз между планширем и ширстреком. Нижний буртик находится на поясе, который ниже ширстрека. Буртики крепятся к обшивке латунными шурупами, что дает возможность быстро заменить их. В планшире и деревянном заполнителе имеются отверстия для уключин (по три на каждом борту).

 

 

Транец изготовляется из трех дубовых досок, обвязанных по периметру дубовыми брусьями сечением 40X40 мм.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: