I. Тактические характеристики

Оглавление

 

Вопросы для зачета. 2

1. Назначение шлюпок. 3

2. Классификация шлюпок. 3

3. Основные ТТХ Ял-6. 4

4. Устройство продольного и поперечного набора шлюпки. 6

5. Обшивка корпуса яла. 8

6. Металлические и дельные детали шлюпки. 9

7. Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке. 12

8. Устройство парусов ЯЛ-6. 15

9. Назначение и устройство рангоута. 17

10. Бегучий и стоячий такелаж. 19

11. Конструкция весел. 20

12. Пригонка и уравновешивание весел. 20

13. Посадка (выход) в шлюпку. 21

14. Командные слова и действия гребцов на веслах. 21

15. Правила поведения в шлюпке. 24

16. Правила поведения в шлюпке под парусом. 24

17. Действия при опрокидывании шлюпки. 25

18. Правила безопасности на воде. 25

19. Морские узлы и их применение. 25

20. Уход, хранение, ремонт, покраска яла. 29

21. Устройство руля и его действие на шлюпку. 32

22. Наименование ветров действующих на ял. 33

23. Действия гребцов при постановке и спуске паруса. 34

24. Правила и действия гребцов при взятии рифов. 38

25. Понятие о действии ветра на парус. 38

26. Правила буксировки, меры безопасности. 42

27. Поворот оверштаг. 43

28. Поворот через фордевинд. 44

29. Оказание помощи утопающему. Доврачебная помощь. 45

Источники. 48

 


 


Вопросы для зачета

 

  1. Назначение шлюпок.
  2. Классификация шлюпок.
  3. Основные ТТХ ЯЛ-6
  4. Устройство продольного и поперечного набора шлюпки.
  5. Обшивка корпуса яла
  6. Металлические и дельные детали шлюпки
  7. Предметы снабжения, их назначение и размещение в шлюпке.
  8. Устройство парусов ЯЛ-6.
  9. Назначение и устройство рангоута.
  10. Бегучий и стоячий такелаж.
  11. Конструкция весел.
  12. Пригонка и уравновешивание весел.
  13. Посадка (выход) в шлюпку.
  14. Командные слова и действия гребцов на веслах.
  15. Правила поведения в шлюпке.
  16. Правила поведения в шлюпке под парусом.
  17. Действия при опрокидывании шлюпки.
  18. Правила безопасности на воде.
  19. Морские узлы и их применение.
  20. Уход, хранение, ремонт, покраска яла.
  21. Устройство руля и его действие на шлюпку.
  22. Наименование ветров действующих на ял.
  23. Действия гребцов при постановке и спуске паруса.
  24. Правила и действия гребцов при взятии рифов.
  25. Понятие о действии ветра на парус.
  26. Правила буксировки, меры безопасности.
  27. Поворот оверштаг.
  28. Поворот фордевинд.
  29. Оказание помощи утопающему. Доврачебная помощь.

 


 


Назначение шлюпок.

 

Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. Шлюпки имеют многоцелевое назначение.

 

С их помощью решается широкий круг задач:

 

1. подрыв плавающих/якорных мин

2. своз десанта

3. доставка разведывательных групп, высадка десанта, высадка диверсантов

4. оказание помощи терпящим бедствие судам

5. спасательные функции, в том числе спасение личного состава в случае гибели корабля

6. промерные (промер глубин), водолазные и другие работы на воде

7. завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей (примечание: на воде находится бочка, она неподвижна, к ней заводят швартовые)

8. сообщение с берегом и другими кораблями

9. транспортировка различных грузов

10. хозяйственные работы: помывка или покраска борта

11. проведение спортивных мероприятий

12. проведение шлюпочных походов

 

Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.

 

Шлюпка – лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

 

 

Классификация шлюпок

 

Морские корабельные шлюпки классифицируются по разным основаниям.

 

I. По роду движения:

1. Гребные.

2. Гребно-парусные.

3. Гребно-парусно-моторные.

 

II. По роду движителя:

1. Весельные.

2. Парусные.

3. Винтовые.

 

III. По материалу корпуса

1. Деревянные.

2. Металлические.

3. Пластмассовые/пластиковые.

4. Резиновые.

5. Композитные (набор и обшивка из разных материалов).

 

IV. По типу кормового образования корпуса

1. Транцевые (с тупой срезанной кормой – транцем)

2. Вельботного типа (с острым образованием кормы)(1);

Примечание: Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют.

 

V. По количеству рабочих весел.

1. 2-вёсельный

2. 4-вёсельный

3. 6-вёсельный

Примечание: 2-вёсельные используются на катерах и тральщиках. А 4-вёсельные используются на больших противолодочных кораблях.

 

 

В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок.

 

Катера десятивесельные предназначены для учебно-спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.

Тузики – самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы. Примечание: В отличие от вальковых вёсел распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.

Спасательные шлюпки – бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам – спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 – моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек – только моторными.

Примечание: Люгерный (рейковый) парус – разновидность косого паруса. Парус, чаще всего, в форме неправильной трапеции. Верхней шкаториной парус крепится к рейку. Нижней шкаториной крепится к гику.

 

 

Основные ТТХ Ял-6.

 

ТТХ – тактико-технические характеристики.

Одно из главных условий безопасности плавания – соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок.

 

I. Тактические характеристики

 

  1. Скорость шлюпки

а) На веслах. Зависит от гребцов, от окружающих условий, от общего времени в пути. Примерно от 5,5 км/ч до 6,5 км/ч.

б) Под парусом. Зависит от экипажа: как старшины (умение управлять шлюпкой), так и команды (шкотовые - умение управлять парусом; вся команда – крен и откренка).

в) Под мотором. Зависит от условий, от возможностей мотора.

 

  1. Пассажировместимость

а) На веслах. Минимум 7 человек. Максимум 13 человек (на закрытой акватории, при волне не более 3 баллов, при ветре не более 4 баллов). Максимум 8 человек (в открытом водоеме).

б) Под парусом. Минимум 7 человек. Максимум 8 человек.

в) Во время буксировки, под мотором. Минимум 3 человека (рационально – 4 человека). Максимум 7 человек. При ветре меньше 3 баллов под мотором – не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре больше 5 баллов запрещается.

 

  1. Радиус циркуляции (радиус поворота)

а) На веслах: длина шлюпки.

б) Под парусом: зависит от ветра, от волны, от команды, от старшины. Примерно 10 длин шлюпки, около 60 метров (при повороте оверштаг). При повороте фордевинд: чем сильнее ветер, тем меньше радиус циркуляции.

 

  1. Мореходность.

а) Волнение: 4 балла.

б) Ветер: 5 баллов

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: