Находясь в шлюпке, гребцы обязаны соблюдать следующие правила поведения:
- при посадке и высадке не ходить по банкам;
- не входить на шлюпку в грязной обуви;
- при температуре воздуха +14° С и выше снимать обувь;
- не облокачиваться на планширь и не выставлять рук за борт;
- следить, чтобы за бортом шлюпки не было посторонних предметов;
- не разговаривать, внимательно слушать команды, быстро и четко их выполнять;
- соблюдать установленную форму одежды;
- не переговариваться с проходящими мимо шлюпками;
- не перемещаться в шлюпке без разрешения;
- не купаться с борта шлюпки;
- курить только с разрешения старшины шлюпки; при нахождении шлюпки у борта корабля или у пирса курить запрещается.
Правила поведения в шлюпке под парусом.
Общие правила поведения к шлюпке:
· при посадке и высадке не ходить по банкам;
· не входить на шлюпку в грязной обуви;
· при температуре воздуха +14° С и выше снимать обувь;
· не облокачиваться на планширь и не выставлять рук за борт;
· следить, чтобы за бортом шлюпки не было посторонних предметов;
· не разговаривать, внимательно слушать команды, быстро и четко их выполнять;
· соблюдать установленную форму одежды;
· не переговариваться с проходящими мимо шлюпками;
· не перемещаться в шлюпке без разрешения;
· не купаться с борта шлюпки;
· курить только с разрешения старшины шлюпки; при нахождении шлюпки у борта корабля или у пирса курить запрещается.
В дополнение к общим правилам поведения, на шлюпке под парусами должны выполняться следующие правила:
· весь личный состав должен надеть индивидуальные спасательные средства;
· при подъёме и спуске парусов гребцы должны следить за рейком, чтобы в случае обрыва фала уклониться от удара;
· во время движения гребцы, за исключением впередсмотрящего, должны сидеть на рыбинах лицом к парусу (в случае опрокидывания шлюпки парус может накрыть людей).
После постановки рангоута и подъема парусов запрещается:
· вставать на банки;
· сидеть на кницах между транцевой и заспинной досками;
· залезать на мачту (для устранения неисправности мачту нужно срубить);
· крепить шкоты за утки и банки, а также наматывать на руки (при внезапном порыве ветра шкоты должны быть немедленно раздернуты);
· использовать для движения весла.
Движение шлюпки на веслах с неубранным рангоутом допускается лишь в случаях, связанных с предупреждением аварии или гибели людей.
Действия при опрокидывании шлюпки.
Оказавшись в воде после опрокидывания шлюпки, старшина и все гребцы должны, прежде всего, осмотреться – не нужна ли кому помощь, а затем ухватиться за борт шлюпки, плавающие весла или анкерки, с тем чтобы до прибытия помощи продержаться на поверхности. В случае отсутствия кого-либо из команды старшина должен немедленно организовать его поиск.
В первую очередь помощь понадобится тому, кто запутался в снастях или оказался накрытым парусом. От паруса можно освободиться, погрузившись в воду, а затем вынырнув на чистой воде. Плыть следует вдоль швов паруса (вдоль короткой стороны).
До подхода спасающих плавсредств команда должна находиться у шлюпки с подветренного борта. Самовольно оставлять опрокинутую шлюпку и плыть к подходящим плавсредствам, кораблям или берегу запрещается.
Если позволяет обстановка, следует плавающие предметы шлюпочного снабжения с помощью штертов прикрепить к корпусу или рангоуту шлюпки.
При подходе плавсредств нужно быть внимательным, чтобы не попасть под форштевень или винты. Опасно находиться между бортами двух шлюпок. Подплывать к плавсредствам надо с подветренной стороны, иначе подхваченный волной человек может удариться о борт и получить серьезную травму.
Когда помощь не ожидается, старшина действует по обстановке. Если берег недалеко, команда организованно добирается до него вплавь. При этом обувь и лишняя одежда снимаются. Используются любые спасательные средства. Всеми возможными мерами оказывается помощь нуждающимся.
Вдали от берега снимают со шлюпки рангоут и паруса, а затем принимают меры, чтобы ее выровнять. С уменьшением ветра и волны отливают воду и приводят шлюпку в состояние, пригодное для движения на веслах или под парусами.
Особенно опасно опрокидывание шлюпки в темное время суток и в холодную погоду. В темное время шлюпка может остаться незамеченной и, следовательно, без своевременной помощи. В холодную погоду личный состав скорее теряет силы и способность бороться за жизнь. По этим причинам хождение на шлюпках под парусами в ночное время запрещается, а при плавании под парусами в холодную погоду рекомендуется соблюдать особую осторожность.
Правила безопасности на воде.
Соблюдение правил безопасности в шлюпке – обеспечивает и безопасность на воде.
Отдельно можно добавить:
· Внимательно смотреть за окружающей обстановкой (другие плавсредства, навигационные знаки, мели, топляки и так далее) и сразу докладывать старшине (командиру) о возникновении внештатных ситуаций.
· Смотреть за погодными условиями и при необходимости уйти в безопасное место.
· Береговая линия должна быть на расстоянии не более 5 километров.
· Следить за месторасположением яла: по карте и на местности.
· Держать в зоне видимости места для укрытия (в случае внештатных ситуаций – погодные условия, неустраняемые на воде поломки)
· При перемещении нескольких бортов (особенно при движении под парусом) держаться в зоне видимости. Один человек должен быть ответственным за «отслеживание» месторасположения других бортов.
· При необходимости быть готовым немедленно оказать помощь терпящим бедствие.
Морские узлы и их применение.






