Экзаменационный билет № 22

1. Методика исследования конкурентоспособности предприятия.

 

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.

Процесс исследования конкурентоспособности включает следующие этапы:

1 этап. Определение круга всех действующих и потенциальных конкурентов,, которые осуществляют производство и реализацию товаров номенклатуры данной фирмы. На этом этапе происходит формирование стратегических групп конкурентов.

Предприятия могут быть включены в одну стратегическую группу, если выполняется одно из следующих условий:

- одинаковая структура ассортимента товаров;

- использование одной и той же системы распределения;

- одинаковый тип и степень вертикальной интеграции;

- предложение покупателями аналогичных услуг;

- удовлетворение потребностей покупателей, которые требуют одинаковых особенностей в изделиях;

- использование подобных приемов к средствам рекламы; одинаковое поведение на рынке.

Разные отрасли могут иметь разное количество стратегических групп. Важно четко определить необходимые параметры для характеристики стратегических групп отрасли, которые бы отображали специфические характеристики предприятий вообще, и отличия одной стратегической группы от другой в пределах одного рынка.

2 этап. Сбор информации о деятельности предприятий конкурентов. Источниками информации о конкурентах могут быть:

- опубликованные результаты исследований научно-экономических организаций;

- результаты исследований консультативно-исследовательских фирм;

- результаты почтового опроса клиентов, посредников;

- беседы с покупателями, покупательные конференции;

- данные государственной статистики;

- коммерческая периодика;

- местные газеты;

- личные визиты и посещения предприятий конкурентов.

3 этап. Выявление наиболее активных конкурентов.

Данный этап допускает оценку деятельности действующих и потенциальных конкурентов по ограниченному кругу показателей и выявления наиболее активных конкурентов, деятельности которых изучается более глубоко. Оценка деятельности конкурентов осуществляется с помощью определения количества баллов (от 1 до 10) по ограниченному кругу показателей:

- рыночная частица;

- рентабельности деятельности;

- широта ассортимента;

- качество товаров;

- цена товаров;

- реклама;

- сервисное обслуживание.

Критерием выбора наиболее активных конкурентов является рассчитанная средняя оценка, что должна составлять не менее 5 баллов.

4 этап. Оценка конкурентоспособности активных конкурентов. Для оценки конкурентоспособности используется система количественных и качественных показателей.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23

1. Сущность и основные понятия риск-менеджмента.

 


Наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском, а все рыночные оценки носят многовариантный характер. Задача менеджера состоит не в том, чтобы избегать рисковых ситуаций, а в том, чтобы научиться управлять риском, уметь рассчитать его уровень, найти приемлемые механизмы его снижения, корректировать систему своих действий в рамках выбранной стратегии, предусматривать дополнительные возможности для смягчения изменений на рынке.

С расширением зоны рискованных ситуаций риск-менеджмент стано­вится объективно необходимым и весьма значимым элементом управле­ния, важнейшей предпосылкой делового успеха.

Риск-менеджмент представляет собой систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Это специальный вид управленческой деятельности, нацеленный на смягчение воздействия риска на результаты работы предприятия. Это одна из важнейших областей современного управления, связанная со специфической деятельностью менеджеров в условиях неопределенности, в условиях сложного выбора вариантов управленческих действий.

Главные задачи менеджера в данной области общеизвестны и сводятся к следующему:

Ø обнаружить область повышенного риска;

Ø оценить степень риска;

Ø разработать и принять меры, предупреждающие риск;

Ø в случае, если ущерб уже имеет место, принять меры к оптимальному его возмещению;

Ø анализировать закономерности наступления рисковых событий и предупреждать их возникновение.

В организации сначала выявляются риски, с которыми она может стол­кнуться в процессе рыночной деятельности, затем определяется, какой уровень риска приемлем и какие методы управления позволят избежать потерь, возникающих в результате действия конкретного риска.

Совокупность таких действий представляет систему управления рисками — особую отрасль, требующую знаний в области анализа хозяйственной деятельности организации, методов оптимизации решения экономических задач и т.д. Работа менеджера по рискам нацелена на защиту организа­ции от рисков, угрожающих ее доходам, и обеспечивает решение главной задачи менеджмента - выбора оптимального варианта из нескольких аль­тернативных возможностей.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: