1. Методика исследования конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.
Процесс исследования конкурентоспособности включает следующие этапы:
1 этап. Определение круга всех действующих и потенциальных конкурентов,, которые осуществляют производство и реализацию товаров номенклатуры данной фирмы. На этом этапе происходит формирование стратегических групп конкурентов.
Предприятия могут быть включены в одну стратегическую группу, если выполняется одно из следующих условий:
- одинаковая структура ассортимента товаров;
- использование одной и той же системы распределения;
- одинаковый тип и степень вертикальной интеграции;
- предложение покупателями аналогичных услуг;
- удовлетворение потребностей покупателей, которые требуют одинаковых особенностей в изделиях;
- использование подобных приемов к средствам рекламы; одинаковое поведение на рынке.
|
|
Разные отрасли могут иметь разное количество стратегических групп. Важно четко определить необходимые параметры для характеристики стратегических групп отрасли, которые бы отображали специфические характеристики предприятий вообще, и отличия одной стратегической группы от другой в пределах одного рынка.
2 этап. Сбор информации о деятельности предприятий конкурентов. Источниками информации о конкурентах могут быть:
- опубликованные результаты исследований научно-экономических организаций;
- результаты исследований консультативно-исследовательских фирм;
- результаты почтового опроса клиентов, посредников;
- беседы с покупателями, покупательные конференции;
- данные государственной статистики;
- коммерческая периодика;
- местные газеты;
- личные визиты и посещения предприятий конкурентов.
3 этап. Выявление наиболее активных конкурентов.
Данный этап допускает оценку деятельности действующих и потенциальных конкурентов по ограниченному кругу показателей и выявления наиболее активных конкурентов, деятельности которых изучается более глубоко. Оценка деятельности конкурентов осуществляется с помощью определения количества баллов (от 1 до 10) по ограниченному кругу показателей:
- рыночная частица;
- рентабельности деятельности;
- широта ассортимента;
- качество товаров;
- цена товаров;
- реклама;
- сервисное обслуживание.
Критерием выбора наиболее активных конкурентов является рассчитанная средняя оценка, что должна составлять не менее 5 баллов.
4 этап. Оценка конкурентоспособности активных конкурентов. Для оценки конкурентоспособности используется система количественных и качественных показателей.
|
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23
1. Сущность и основные понятия риск-менеджмента.
Наибольшую прибыль, как правило, приносят операции с повышенным риском, а все рыночные оценки носят многовариантный характер. Задача менеджера состоит не в том, чтобы избегать рисковых ситуаций, а в том, чтобы научиться управлять риском, уметь рассчитать его уровень, найти приемлемые механизмы его снижения, корректировать систему своих действий в рамках выбранной стратегии, предусматривать дополнительные возможности для смягчения изменений на рынке.
С расширением зоны рискованных ситуаций риск-менеджмент становится объективно необходимым и весьма значимым элементом управления, важнейшей предпосылкой делового успеха.
Риск-менеджмент представляет собой систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Это специальный вид управленческой деятельности, нацеленный на смягчение воздействия риска на результаты работы предприятия. Это одна из важнейших областей современного управления, связанная со специфической деятельностью менеджеров в условиях неопределенности, в условиях сложного выбора вариантов управленческих действий.
Главные задачи менеджера в данной области общеизвестны и сводятся к следующему:
Ø обнаружить область повышенного риска;
Ø оценить степень риска;
Ø разработать и принять меры, предупреждающие риск;
Ø в случае, если ущерб уже имеет место, принять меры к оптимальному его возмещению;
Ø анализировать закономерности наступления рисковых событий и предупреждать их возникновение.
В организации сначала выявляются риски, с которыми она может столкнуться в процессе рыночной деятельности, затем определяется, какой уровень риска приемлем и какие методы управления позволят избежать потерь, возникающих в результате действия конкретного риска.
Совокупность таких действий представляет систему управления рисками — особую отрасль, требующую знаний в области анализа хозяйственной деятельности организации, методов оптимизации решения экономических задач и т.д. Работа менеджера по рискам нацелена на защиту организации от рисков, угрожающих ее доходам, и обеспечивает решение главной задачи менеджмента - выбора оптимального варианта из нескольких альтернативных возможностей.