Глава 22. особенности монополизации экономики на рубеже XIX–XX веков

Промышленное отставание Англии

В последние десятилетия XIX века Англия постепенно теряет положение первой промышленной страны всего мира. Она начинает отставать в этой области от более молодых капиталистических государств: Германии и США. Одной из основных причин сравнительно медленного развития английской промышленности была её техническая отсталость. В Германии и США промышленные предприятия создавались на основе самой современной техники и технологии того времени. В Англии, где промышленность возникла много раньше, существовало множество заводов и фабрик с устаревшим оборудованием. Тем не менее, к господствующим классам Англии текли огромные богатства от эксплуатации английских рабочих. А ещё больше – за счет ограбления народов обширных колониальных владений. Это на долгие годы задержало их экономическое и культурное развитие, крайне неблагоприятно сказалось на жизни многих поколений.

Как и во всех капиталистических странах, в Англии в конце XIX века значительно усилилась концентрация капитала. Стали создаваться монополистические объединения. К числу крупнейших объединений принадлежали военно-промышленные предприятия: Армстронг и Виккерс. Очень характерными для английской экономики стали монополии, занятые добычей сырья в колониях. Крупнейшей такой монополией стала Южно-Африканская компания. Английское правительство наделило её специальными привилегиями и даже предоставляло право содержать собственные вооружённые силы. Южно-Африканская компания эксплуатировала огромную территорию, где находилось богатейшее месторождение золота.

Английские капиталисты всё меньшую долю своих огромных капиталов вкладывали в промышленность, всё большую долю вкладывали в банковское дело. Это также тормозило развитие английской промышленности. Но зато ни в одной из капиталистических стран банки не располагали в то время такими крупными средствами, как в Англии. В банковском деле Англии концентрация капитала была чрезвычайно высокой. К началу первой мировой войны руководящую роль приобрели пять гигантских банков.

Самые крупные банковские учреждения Англии были сосредоточены в Лондоне. В центральных кварталах города, в так называемом Сити, во всех крупных торговых центрах мира: в Нью-Йорке и Калькутте, в Шанхае и в Иокогаме, в Буэнос-Айресе и Сингапуре. Во всех больших европейских городах находились конторы английских банков. К кредиту английских банков прибегали на всём земном шаре. Проценты, получаемые по иностранным займам, давали банкирам огромный доход.

В погоне за более высокими прибылями английские капиталисты всё чаще начинают помещать свои капиталы в других странах, становясь владельцами или участниками иностранных предприятий. За рубежом их привлекали дешёвая рабочая сила и низкие цены на сырьё. Капитал экспортировался преимущественно в колонии, а также в некоторые другие неевропейские страны, особенно в Соединённые Штаты и страны Латинской Америки.

Если для старого капитализма типичен был вывоз товаров, то для империализма типичным стал вывоз капитала. Англия заняла первое место по экспорту капитала, накануне первой мировой войны она экспортировала капитала примерно столько, сколько Франция и Германия вместе взятые.

Сельское хозяйство занимало в экономике Англии незначительное место. Большую часть продовольствия и сырья Англия вывозила из других стран, в том числе из своих огромных колоний.

Так из мастерской мира Англия всё больше превращалась в мировой финансовый центр.

Экономическое развитие Франции

До 1870-х гг. Франция по объёму промышленного производства занимала второе место в мире, уступая только Англии. После французско-прусской войны во Франции замедляются темпы промышленного развития. Это объяснялось следующими причинами:

богатые залежи лотарингской руды были отторгнуты Германией; поэтому из-за недостатка собственного угля, его приходилось ввозить.

значительное сокращение промышленных инвестиций вследствие того, что была уплачена в короткий срок пятимиллиардная контрибуция Германии;

обедневшее мелкое и среднее крестьянство было плохим покупателем промышленных товаров, что сужало внутренний рынок.

Рост промышленности тормозила также и французская буржуазия, которая предпочитала не вкладывать капиталы в национальную экономику. Она стремилась помещать большую часть своих денег за границей в более отсталых странах, где прибыль выше.

В конце XIX века Франция, как и другие страны Европы, вступала в период империализма. Первые монополии появились в тяжёлой промышленности. К числу крупнейших предприятий принадлежала, например, фирма Шнайдер и Крезо, владевшая сталелитейными, машиностроительными и военными заводами. Но особенного высокого уровня концентрации достиг во Франции банковский капитал. Три крупнейших банка сосредоточили у себя около 70% всех вкладов в банки страны. В 1890-х гг. Франция занимала второе место в мире по вывозу капитала, уступая лишь Англии. Капиталы частично вывозились из Франции в её колонии, но преимущественно в Россию, балканские страны, Турцию, Испанию. Французские банки на кабальных условиях, под высокий ростовщический процент предоставляли займы правительствам этих стран. Это был наиболее распространенный способ вывоза капитала и его размещение в зарубежных странах.

Банковский французский капитал становился мировым ростовщиком. Постепенно влияние французских банков стало распространяться на промышленность. Установилась тесная связь банков с крупными промышленными и транспортными предприятиями. В числе заправил французского банка наряду с банкирами находились магнаты крупной металлургии, железнодорожные короли. Французский банк в то время был частным акционерным предприятием. Он имел право выпуска бумажных денежных знаков, предоставлял крупные займы даже правительству Франции.

Очень многие средние буржуа жили на проценты со своих капиталов, помещенных в предприятиях во Франции или за границей. Такого рода капиталистов, живущих на проценты с капитала, вложенного в банки или ценные бумаги (акции или облигации), называют рантье. Они были особенно многочисленны.

Наряду с крупными предприятиями во Франции сохранилось много небольших предприятий. Слой мелких предпринимателей был во Франции более многочисленный, чем в Германии, Англии и других станах Западной Европы. В конце XIX века 94% всех промышленных предприятий Франции принадлежало к числу мелких, с количеством рабочих от 1 до 10 человек. Правда, на это количество мелких предприятий падала лишь небольшая доля объёма производства. Особенно распространены были художественные ремесла, изготовление модного платья и шляп, ювелирных изделий, изящной мебели, различных безделушек.

Таким образом, для Франции конца XIX – начала XX вв. характерны замедленные темпы промышленного развития, рост могущества банковского капитала, наличие многочисленного слоя рантье, всё возрастающая роль вывоза капитала за пределы страны.

Ускорение индустриализации Германии

В середине XIX века Германия была преимущественно аграрной страной, большая часть населения которой жила в деревнях и маленьких городках. К концу XIX века картина изменилась коренным образом. Целые районы Германии, где раньше расстилались луга и поля, были застроены фабриками, заводами, рабочими поселками, страну пересекли железные дороги, выросли большие города.

Особенно усилились темпы экономического развития Германии после её объединения в 1871 г., которое привело к созданию единого внутреннего рынка. Этому способствовало и то, что страна располагала богатейшими запасами каменного угля и железной руды. Большая часть пятимиллиардной контрибуции, взятой с Франции, была использована на производство вооружения, что содействовало развитию промышленности.

Наибольшее значение в Германии приобрела тяжёлая промышленность, в особенности машиностроение и металлообработка. Металлургическая промышленность была хорошо оснащена технически, металл производился высокого качества и при низких издержках производства. Эта отрасль служила базой для роста выпуска машин и различных механизмов. Продукцию металлургической промышленности и машиностроения Германия стала экспортировать.

Быстрее всего развивались новые отрасли промышленности: электротехническая и химическая. В химической промышленности Германия обладала мировым первенством. Она производила серную кислоту, синтетические красители, химические удобрения. В этой отрасли доля Германии в мировом экспорте достигла 50%.

Исключительное значение приобрело железнодорожное строительство. Уже в 1870-е гг. в Германии была создана сеть железных дорог, причём строились не только магистральные линии, но и подъездные пути к промышленным предприятиям. В результате широкого железнодорожного строительства достигли расцвета горнозаводская промышленность, а также транспортное машиностроение. Германия стала крупнейшим экспортёром железнодорожного оборудования. Строительство путей значительно удешевило перевозки.

К 1913 г. по общему объёму промышленного производства Германия обогнала Англию, заняв первое место в Европе и второе место в мире после США.

Рост капиталистической промышленности Германии сопровождался концентрацией производства на самых крупных предприятиях. В результате конкурентной борьбы в некоторых отраслях германской промышленности, особенно тяжёлой, концентрация производства привела к тому, что число предприятий сократилось до нескольких десятков. Примером предприятий – гигантов могут служить заводы Круппа. Это главный поставщик вооружения для германской армии. В 1845 году у Круппа работало всего 122 человека, а в 1913 г. на его предприятиях трудилось 80 тыс. человек.

На рубеже XIX–XX вв. германский капитализм принимает монополистический характер. Образование монополий происходило быстрей и активнее, чем в других европейских странах. Создаются крупнейшие монополии. Рейнско-Вест-фальский каменноугольный синдикат, который образовался в конце XIX века, контролировал 50% всей угольной промышленности Германии. Он диктовал цены на уголь, распределял его производство между предприятиями и осуществлял сбыт через собственное бюро распродажи. В военной промышленности господствовала фирма Круппа, в электротехнической промышленности – две крупнейшие компании: АЭГ (Всеобщее электрическое общество) и Сименс – Шуккерт. Химическая промышленность была в основном под контролем концерна «И.Г. Фарбениндустри». Морское торговое и пассажирское судоходство почти полностью контролировали два крупнейших общества: Гамбург – Америка и Северогерманский Ллойд.

Наряду с монополизацией промышленности и транспорта шёл процесс концентрации и централизации банков, их сращивание с промышленным капиталом. К 1913 г. здесь уже господствовали девять мощных берлинских банков. Два крупнейших банка – Немецкий банк и Учётное общество – концентрировали половину банковских вкладов Германии. Об установлении господства финансовой олигархии говорит тот факт, что в 751 промышленной компании руководителями были представители этих банков. Например, Немецкий банк был представлен в 200 промышленных предприятиях.

Общее число монополистических объединений составляло в Германии накануне первой мировой войны около 600. Некоронованные короли Германии (Крупп, Тиссен, Кирдорф, Баллин) сосредоточили в своих руках экономическую мощь страны. Общая прибыль монополий в 1913 г. составила 15 млрд. марок.

Факторы экономического подъёма в США

Поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне 1861–1865 гг. расчистило путь для бурного развития капитализма в Соединённых Штатах Америки. Стремительное расширение внутреннего рынка было вызвано двумя причинами. Во-первых, быстро заселялись обширные пространства западной части страны после ликвидации рабства и раздачи участков государственной земли, а во-вторых, шло интенсивное строительство железных дорог. Большой объём внутреннего рынка создал предпосылки для таких высоких темпов развития капитализма в США, каких до этого не знала ни одна капиталистическая страна. Быстрому развитию капитализма в США способствовало также наличие богатых ресурсов, прежде всего, угля, железа, нефти, меди, леса.

Важной составляющей развития США стало всемерное использование достижений научно-технического прогресса. 1870–1890 гг. были временем изобретений Эдисона, Белла и других. Соединённые Штаты оснащали свои предприятия новейшей по тому времени техникой. Были построены первые электростанции, электричество использовалось в промышленности, освещении городов, в быту. Быстро развивались электрические средства связи, стал входить в употребление телефон, в 1913 году телефонов насчитывалось уже около 10 млн. В 1893 г. Форд испытал первый автомобиль своей конструкции, а в начале XX века создал завод, на котором впервые в автомобилестроении применил конвейер. По выплавке стали, производству автомобилей, добыче нефти и другим отраслям, которые отражают научно-технический прогресс, США принадлежало первое место в мире. Производительность труда росла гигантскими темпами благодаря, во-первых, внедрению технических новшеств, а, во-вторых, благодаря высокой электровооружённости труда, которая была в 4,5 раза выше, чем у английского рабочего.

Не последнюю роль в ускоренном развитии экономики страны сыграл и демографический фактор. Из-за малой плотности заселения территории США постоянно испытывали недостаток рабочей силы, что стимулировало механизацию производственных процессов и развитие технической мысли. Как следствие, уровень заработной платы американцев был более высоким, чем в европейских странах.

Эти обстоятельства стали притягательной силой для эмигрантов. За период 1870–1914 гг. в США прибыло около 30 млн. эмигрантов. Среди первой волны эмигрантов были квалифицированные рабочие и инженеры из Англии и Германии, что помогало передавать европейский научно-технический опыт и освобождало американское государство от затрат на обучение кадров. Интенсивная эмиграция также способствовала росту внутреннего рынка США. Темпы его были выше, чем в любой другой стране, что в свою очередь, стимулировало развитие производства.

За первые три десятилетия после гражданской войны США превратились из страны сельскохозяйственной в высокоразвитую промышленную страну. По объёму промышленной продукции к началу 1890 гг. США уже заняли первое место. Продукция промышленности в США к средине 1990-х гг. была равна половине продукции всех западноевропейских стран и более чем вдвое превышала продукцию Великобритании. Железнодорожная сеть превысила протяжённость железных дорог всех стран Западной Европы. Строительство железных дорог вызвало рост производства сопряжённых отраслей: металлургической, угольной, деревообрабатывающей, вагоностроения, паровозостроения. В стране была создана инфраструктура, которая обеспечила единство внутреннего рынка, упрочила межрайонную и межотраслевую специализацию. США стали одним из основных производителей и экспортеров сырья, хлеба и других продуктов питания для Европы. Наплыв дешёвого хлеба из-за океана разорял сельское хозяйство европейских стран. В США быстро развивавшиеся аграрные районы предъявляли огромный спрос на изделия промышленности, что ещё более стимулировало её расцвет.

В стране усилился процесс концентрации производства и капитала, процесс образования монополий. Из различных форм монополистических объединений наиболее широкое распространение в США получили тресты, которые образовались почти во всех отраслях промышленности. США превратились в классическую монополистического капитализма – страну трестов. Ожесточённая конкурентная борьба, разорение одних компаний и фирм и поглощение других привели к созданию могущественных династий: королей электричества, стали, нефти, железнодорожного транспорта.

Отец трестов – нефтяная компания «Стандарт Ойл Компани», созданная в 1870 г. Рокфеллером, подчинила себе почти все другие нефтяные компании США. Ей принадлежали, помимо нефтеносных участков, десятки тысяч километров нефтепроводов, сотни океанских судов и доков не только в Америке, но и в других странах. Рокфеллер располагал также крупным банком. Овладев нефтью, его трест принялся подчинять себе газовую и электрическую промышленность, медные, свинцовые и другие предприятия.

В начале 1920 года банкир Морган основал «Стальной трест». Помимо многих крупных металлургических предприятий, трест Моргана владел также железными рудниками, железными дорогами, угольными шахтами, пароходными обществами.

В США борьба трудящихся масс против монополий вызвала появление так называемого антитрестовского законодательства. Направленный против юридически оформленных картельных соглашений, первый из таких законов – закон Шермана – был издан ещё в 1890 г. Но капиталисты легко обходили этот закон. Повсеместное распространение получили юридически неоформленные картели.

Распространение акционерной формы предприятий способствовало проникновению банков в промышленность. Развитие трестов тесно переплеталось с ростом могущества банков. В США накануне первой мировой войны два крупных банка – Моргана и Рокфеллера – контролировали 112 банков, железнодорожных, страховых и других компаний.

В США происходило усиление роли финансового капитала в экономической и политической жизни страны, во внешнеэкономической экспансии.

Таким образом, с наступлением господства монополий и финансового капитала главными движущими силами в развитии мирохозяйственных связей стали вывоз капитала, образование международных монополий и экономический раздел мира между ними. Важную роль сыграл и территориальный раздел мира, раздел свободных, незанятых земель и превращение их в колонии империалистических держав. В результате сложилось новое мировое капиталистическое хозяйство, его основанием стало глубокое международное разделение труда.

Развитие экономики России

Монополистический капитализм в России формировался в условиях диспропорции политического и экономического развития, сохранения дворянских привилегий, низкого уровня жизни подавляющей части населения, слабого развития различных форм частной собственности на землю.

Между тем Россия не довольствовалась положением страны второго эшелона, она стремилась стать частью авангарда мировой цивилизации. Для этого надо было обеспечить более высокие темпы экономического развития, чем в передовых странах. Однако международное положение, политические, социальные отношения, уровень жизни населения не соответствовали европейским нормам. Быстрое промышленное развитие не сопровождалось социальным и политическим прогрессом.

Любая страна, вовлечённая в международный товарооборот, не может избежать воздействия мировых экономических кризисов. Кризис 1900–1903 гг., который начался на Западе, захватил хозяйство России, где принял затяжной характер. Это объяснялось общей российской социально-экономической отсталостью, периодическими неурожаями на большой территории страны, низким жизненным уровнем населения.

Всего за годы кризиса закрылось 3 тыс. средних и мелких предприятий, на которых работало 112 тыс. рабочих. С 1900 по 1903 гг. выпуск паровозов упал на 25%, выплавка чугуна – на 15%, снизилась добыча нефти, при том, что использовалась она крайне неэффективно. В 1903 г. строительство железных дорог по сравнению с 1899 г. сократилось в семь раз.

В 1907 г. после кратковременного оживления хозяйственной жизни начался новый экономический кризис. В России ему предшествовали важнейшие события: русско-япон-ская война и первая русская революция. В ходе ведения войны, с одной стороны, военные заказы способствовали развитию отраслей промышленности, связанных с производством вооружения и боеприпасов, а, с другой стороны, огромные затраты привели к ухудшению финансовой системы страны и дефициту государственного бюджета. Российская экономика очень медленно выходила из депрессии.

В 1909 г. начался новый промышленный подъём, который продолжался вплоть до первой мировой войны. За этот период промышленное производство увеличилось в 1,5 раза. Подъём 1909–1913 гг. захватил все отрасли производства и стал важнейшим этапом в экономическом развитии царской России. Ускорению экономического развития способствовали следующие факторы:

повышение покупательной способности населения за счёт повышения заработной платы рабочих, которого они добились в ходе революции 1905–1907 гг., а также за счёт отмены выкупных платежей для крестьян;

развитие внутреннего рынка, торговый оборот за этот период увеличился в 1,5 раза и составил 2,3 млрд. руб.;

столыпинская аграрная реформа;

высокие урожаи в сельском хозяйстве в 1909–1910 гг. и 1912–1913 гг.;

увеличение товарности сельскохозяйственной продукции, которое позволило резко расширить экспорт зерна, при том, что рост цен на хлеб на внешнем рынке составил 35%;

увеличение городского населения на 40% и общий рост населения.

Темпы роста в ряде отраслей были заметно выше, чем в период подъёма 1890-х гг. Уже в 1909 г. общий прирост продукции составил 2,9%, а в следующем году – 17,6%. Быстрее преодолевали кризис предприятия, оснащённые современной техникой. Это были заводы Юга России, нового промышленного центра. Наиболее высокие темпы были характерны для отраслей с высоким уровнем монополизации: машиностроения, металлургии, топливной промышленности. Прирост промышленной продукции в 1909–1913 гг. в отраслях, производящих средства производства, был значительно выше, чем в отраслях, производящих предметы потребления, соответственно 85,6 и 40,8%.

Особенно быстро росли военная промышленность, строительство военных кораблей. Государственные заказы ускоряли развитие заводов, связанных с производством вооружения и боеприпасов. Значительные успехи были достигнуты в металлообрабатывающей промышленности.

В лёгкой промышленности ведущее положение занимали текстильная и пищевая промышленность. Весьма высокие темпы развития получили резиновая и кожевенно-обувная промышленность, продукция которых возросла на 160%.

Выросла протяжённость железных дорог и их грузооборот. Большую роль играл речной транспорт, он насчитывал около 31000 судов, в том числе 5500 паровых. Накануне войны 70 из 80 теплоходов в мире были построены в России.

Крупная промышленность была сосредоточена в шести районах: Центрально-Промышленном, Уральском, Южном, Северо-Западном, Прибалтийском и Польском. Здесь производилось 75% валовой продукции и было сосредоточено 79% всех фабрично-заводских рабочих. Металлургическая промышленность Урала отставала в своём развитии от металлургии Юга по выплавке стали и чугуна в три раза. Ведущее место Донбасса укреплялось также и в каменноугольной промышленности.

Другие регионы России (Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия) в хозяйственном отношении были развиты слабо и почти не затронуты промышленным развитием.

Несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия не преодолела отсталости от передовых индустриальных стран. По объёму промышленного производства она заняла четвёртое место в Европе и пятое место в мире. Но в 1913 г. в России было произведено продукции 14,5 раза меньше, чем в США и в 5,9 раза меньше, чем в Германии.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
В чём причины промышленного отставания Англии на рубеже XIX–XX вв.? Распространение каких монополий характерно для английской экономики в конце XIX века? В каком секторе экономики Франции концентрация капитала достигла наивысшей степени? Как распределялись доли крупных и мелких фирм в общем числе французских предприятий? Что способствовало ускоренным темпам экономического развития Германии в конце XIX века? В каких отраслях германской промышленности наиболее активно происходило образование монополий? Какие факторы способствовали быстрому развитию США в конце XIX века? Что послужило причиной введения антитрестовского законодательства в США? Как отразился на России мировой экономический кризис 1900–1913 гг.? В чём выразился экономический подъём в России накануне первой мировой войны?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Темпы промышленного развития Франции после французско-прусской войны замедлились вследствие: а) значительного повышения экспортных цен на уголь, что привело к энергетическому кризису; б) резкого уменьшения притока внешних инвестиций из-за развала французской банковской системы; в) разорения мелкого и среднего крестьянства в ходе войны, что существенно сократило внутренний рынок; г) уменьшения валютных поступлений от экспорта вооружения. 2. Наибольшее значение в экономике Германии на рубеже XIX–XX вв. приобрела: а) тяжёлая промышленность; б) лёгкая промышленность; в) пищевая промышленность; г) сельское хозяйство. 3. Причинами формирования в США внутреннего рынка высокой ёмкости стало: а) введение антитрестовского зако-нодательства; б) отмена раздачи участков государственной земли; в) интенсивное строительство же-лезных дорог; г) ликвидация рабства и увеличение числа наёмных работников. 4. В США была более высокая, чем в Европе, заработная плата в силу следующих причин: а) ориентированность производства на внутренний рынок; б) ориентированность производства на внешний рынок – импорт; в) механизированные производственные процессы требовали персонала высокой квалификации; г) большой приток эмигрантов и избыточное предложение на рынке труда. 5. Ускорению экономического развития России способствовали факторы: а) увеличение продолжительности рабочего дня на производстве после революционных событий 1905–1907 гг.; б) расширение внутреннего рынка за счёт увеличения городского населения и общего роста населения; в) открытие месторождений нефти в Баку, увеличение экспорта нефти; г) увеличение товарности сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта зерна при росте цены на хлеб на внешнем рынке. 6. Новым промышленным центром России стал: а) Урал; б) Дальний Восток; в) Северный Кавказ; г) Юг России.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: