Глава 24. Сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государств

Капиталистическая экономика

после второй мировой войны

В ведущих капиталистических государствах после второй мировой войны происходят структурные сдвиги в экономике, обеспечивающие им высокие прибыли. Монополиям при поддержке государства удалось обратить в свою пользу достижения НТР, развернувшейся в конце 1950 гг.

НТР оказала значительное воздействие на процесс расширенного воспроизводства и его пропорции. Закономерной становится тенденция перехода к интенсивному фондосберегающему воспроизводству. Усилилась динамичность производства, повышается удельный вес отраслей, которые обеспечивают научно – технический прогресс (машиностроение, энергетика, химия), сблизились темпы роста I и II групп общественного производства. Удельный вес отраслей добывающей промышленности и сельского хозяйства снижается. Изменяется соотношение между производственной и непроизводственной сферами хозяйства в пользу последней. Резко возросло число объектов инфраструктуры.

Самые крупные промышленные банковские и торговые компании превратились в гигантские хозяйственные комплексы. Так, в США доля первых 100 корпораций обрабатывающей промышленности во всей продукции отрасли выросла за 1950–1967 гг. с 25 до 36%. В западноевропейских странах в каждой из отраслей действуют тройки–пятерки крупнейших компаний, контролирующих производство.

Таким образом, в послевоенное время в развитых странах усиливается воздействие государственно – монополистического капитализма на экономику. Это выражается, прежде всего, в том, что неуклонно растёт роль государства в создании гарантированного рынка сбыта для монополий, увеличивается его участие в накоплении капитала и в мероприятиях, которые обеспечивают поддержание эффективного спроса.

Первоначально элементы государственно-монополис-тического капитализма (ГМК) начали складываться вместе с превращением монополий в государственную силу в конце XIX века. В период от начала первой мировой войны 1914–1918 гг. до 1930-х гг. происходит становление ГМК, или первый этап его развития. Кульминационного пункта он достигает в условиях военной экономики 1914–1918 гг. В 1920-х гг. регулирование хозяйства ограничивается преимущественно мерами по обеспечению военно-экономического потенциала страны.

Второй этап – от начала экономического кризиса 1929–1933 гг. до конца второй мировой войны 1939–1945 гг. Качественно новым моментом становится складывание целостной системы ГМК. Содержание такой системы определяют антикризисная политика и попытки сдерживать рыночную стихию путём охвата государственным регулированием всей капиталистической экономики.

Третий этап – после второй мировой войны до конца 1950-х гг. Центр тяжести ГМК переносится на политику роста. Антикризисная политика дополняется системой мероприятий, призванных обеспечить длительный и устойчивый рост экономики.

Четвертый этап начался в конце 1950-х гг. Характерными новыми чертами ГМК становятся прогнозирование и долгосрочное программирование экономики.

Таким образом, развитие ГМК на всех этапах сохраняет присущие ему коренные особенности, но на каждом этапе он приобретает специфические свойства, влияющие на механизм его функционирования в целом. Серьезные потрясения и кризисы в экономике и политике вынуждают страны прибегать к усилению ГМК.

Усиление ГМК на экономику достигается в основном за счет увеличения доли национального дохода, изымаемого в госбюджет. Так, в Англии через госбюджет проходит до 40% ВНП. Во Франции через госбюджет проходит также около 40% национального дохода. В США государство регулирует через госбюджет госзаказы промышленным фирмам, государственное строительство, расходы на НИОКР.

Во всех развитых капиталистических странах усиление экономической функции государства явилось одним из важных факторов, способствовавших в послевоенный период увеличению нормы накопления капитала и ускорению темпов роста производства. Особенностью послевоенного периода стало расширение государственного сектора экономики. Государство прямо или косвенно определяет размеры и характер инвестиций в основной капитал.

Например, в Англии в государственном секторе производится около 20% промышленной продукции. Существует государственный сектор и в США, в него входит 1/4 часть национального богатства страны. Государству принадлежат основные объекты инфраструктуры: почта, дороги, школы, больницы. Военные объекты, малорентабельное производство также находятся в государственной собственности. Во Франции 23% промышленной продукции производится в государственном секторе, на него приходится половина всех капитальных вложений в стране. Половина предприятий госсектора во Франции – смешанные общества с участием государственного и частного капитала. Государство в таких обществах является крупным акционером.

Усилению роли государства в экономике способствовала национализация отдельных отраслей хозяйства, проведённая в послевоенный период в некоторых капиталистических странах (Англия, Франция, Италия). Так, в Англии в период с 1946 по 1951 гг. были национализированы, во-первых, старые малорентабельные отрасли – угольная отрасль и металлургия, во-вторых, Английский банк, в-третьих, отрасли, которые обеспечивают тепло- и электроснабжение – газовая промышленность и электростанции, в четвёртых, средства массовой информации – радио и телевидение, в пятых, железные дороги. Во Франции, в отличие от Англии, национализируются не только старые, но и новые отрасли, кроме того, в руки государства перешла кредитная система.

ГМК использует производственный потенциал национализированных отраслей для того, чтобы поддержать накопление капитала на предприятиях частномонополистического сектора, кроме того, он нацелен на создание и расширение дополнительного, привилегированного рынка для монополий. Устанавливая низкие цены на продукцию национализированных предприятий, государство обеспечивает частномонополистическому капиталу дешёвое топливо, электроэнергию и другие ресурсы.

Однако, несмотря на все выгоды, которые позволяли извлечь национализированные отрасли, монополии, тем не менее, добиваются реприватизации ряда отраслей государственного сектора. Монополии находят также другие пути и средства участия государства в накоплении капитала и при этом не подрывают основ частного бизнеса. Например, создаются предприятия со смешанным, государственным и частным капиталом или же государство приобретает акции частных компаний.

Таким образом, основные принципы экономической политики государства состоят в следующем:

брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;

государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему;

в качестве регулирующих мер государство использует фискальную и кредитно-денежную политику, амортизационную политику и государственное программирование развития производства.

НТР и структурная перестройка экономики.

Развитие ГМК в 1950–1980-х годах

В экономическом аспекте НТР – это качественно новый уровень развития производительных сил; резкое усиление общественного характера производства, изменение его структуры и положения работника в производстве, передача функций управления машинам и системам машин. Развернувшаяся во второй половине 1950-х гг. НТР, способствовала усилению внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции между монополиями на внутренних рынках и на мировом рынке. Это заставило монополии больше средств выделять на финансирование научно исследовательских работ, обновление основного капитала и развитие новых отраслей производства: атомной энергетики, ракетостроения, электроники, производства ЭВМ.

Однако, когда к концу 1960 г. основные мощности в новых отраслях были созданы, темпы роста капиталовложений замедлились. Сокращение масштабов производства привело к снижению среднегодовых темпов роста производительности труда, к снижению расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в промышленности.

Только во второй половине 1970-х гг. под влиянием нового этапа НТР и необходимости структурной перестройки экономики вновь наметилась тенденция к росту производства. НТР оказывает воздействие на развитие всех отраслей народного хозяйства. Повышается роль промышленности в сфере материального производства. Правда, в связи с быстрым развитием непроизводственной сферы доля занятых в промышленности ряда развитых стран сократилась. В США и Японии занято около 27% населения в промышленности, в Германии и Италии – 39%.

НТР вызвала серьезные преобразования в отраслях непроизводственной сферы, в частности, в торговле и финансах, где важную роль стали играть ЭВМ, в отраслях социальной инфраструктуры: образовании, здравоохранении и других. В условиях НТР усиливается тенденция к развитию кооперирования и специализации производства. Это создает предпосылки для широкого внедрения достижений науки и техники. В экономике отдельных стран создаются межотраслевые комплексы: машиностроительный, химический, агропромышленный (АПК), военно-промышленный (ВПК) и другие.

Для развития новых отраслей под влиянием НТР складывается высокий уровень инвестиций. Активную роль в этом процессе играет государство, применяя налоговые рычаги и особенно ускоренную амортизацию. Так, в развитых странах 30–40% инвестиций осуществляется самим государством. За государственный счёт преимущественно идёт финансирование отраслей социальной инфраструктуры, а в ряде стран и жилищное строительство. В послевоенные годы высокий уровень инвестиционной активности характерен для Японии, эта тенденция сохраняется и в 1980-е гг. Возросла доля машин и оборудования, в общем объёме инвестиций она составляет около 50%.

Развитие ГМК привело к существенному повышению удельного веса государственного потребления в структуре ВВП, особенно возросла доля расходов на вооружение. В середине 1980-х гг. они составили 35% от объёма государственного потребления в США, около 22% – в Англии и Франции, 14% – в Германии, около 9% – в Японии. Значительно увеличились расходы на содержание государственного аппарата (от 13% в США и Англии до 26% в Японии) и расходы на социальную сферу – образование и здравоохранение (20–38%) в общем объёме государственного потребления.

Личное потребление населения составляет в развитых странах 56–66% ВВП, в зависимости от сложившихся исторических традиций и роли государства. Изменения в структуре личного потребления населения состоят, во-первых, в расширении доли в нём товаров длительного пользования и, во-вторых, в увеличении расходов на услуги.

Кризис государственного регулирования.                Переход к неоконсервативной модели ГМК

 Развитие форм государственно-монополистического регулирования, которые рассчитаны на приспособление к новым условиям воспроизводства, не смогли предотвратить кризис ГМК. С середины 1970-х гг. капитализм пережил два мировых кризиса 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. Это были циклические, структурные кризисы, которые охватили все развитые страны. Широкая зона действия экономических кризисов обусловлена действием двух факторов. Во-первых, усиливается интернационализация хозяйственной жизни в экономически развитых странах, а, во-вторых, возрастает зависимость всех этих стран от внешней торговли. Рычаги государственно-монополистического регулирования, созданные в послевоенный период, в условиях нестабильности 1970-х гг. оказались неэффективными.

Кризисное состояние капиталистической экономики завело в тупик и экономическую теорию, которая базировалась на кейнсианских концепциях государственного регулирования. Значение кейнсианства стало угасать, и его сменили другие концепции: неоконсерватизм, неолиберализм, неоклас-сический синтез и другие теории, ориентированные преимущественно на рыночные рычаги.

В основе кризиса системы государственного регулирования в условиях НТР лежит перенакопление капитала, образование избыточного капитала. Суть проблемы заключается в том, что понижение нормы прибыли на капитал не уравновешивается массой прибыли.

В 1950–1960-е гг. в развитых странах появляется относительно дешёвая рабочая сила, наличие дешёвого топлива и сырья, высокие темпы концентрации и централизации капитала, источники международного кредита, которые привели к росту финансового капитала. Если в 1960-е гг. интенсивные инвестиции привели к росту органического строения капитала, то в 1970–1980-е гг. этот процесс усилился под влиянием нового этапа НТР. Структурный кризис, который поразил экономику стран Запада в период 1970–1980-х гг., в качестве первоочередной выдвинул проблему ресурсосбережения, особенно в связи с повышением цен на энергоресурсы. Развитие наукоёмких отраслей производства привело к снижению норм прибыли в традиционных отраслях производства. Эти факторы, в свою очередь, ещё более обострили проблему перенакопления капитала.

Таким образом, обесценивание капитала, его избыток и перенакопление, понижение нормы прибыли – всё это составляет основу кризиса капитализма в 1970–1980-х гг. Именно в это время начинается процесс перестройки послевоенных структур ГМК, его трансформация и формирование новой модели функционирования экономики. Эта модель связана с новым этапом НТР, интернационализацией производства и рынка, с развитием транснациональных корпораций.

Рубеж 1970–1980-х гг. характеризуется изменением структуры собственности, поворотом от государственно-капиалистической к частнокапиталистической собственности. Процесс огосударствления, или национализации, заменяется приватизацией при сохранении государственного контроля над частным капиталом. Развитие новой модели ГМК идёт по двум направлениям.

Первое направление – консервативное – характерно для США и Англии. Здесь акцент делается на системе смешанной экономики в пользу рынка. Приоритет отдаётся силам конкуренции и частной инициативе на основе денационализации и дерегулирования. Второе, реформистско-дирижисткое направление было реализовано во Франции во время «социалистического эксперимента» 1981–1986 гг.

Консерваторы отказались и от теории эффективного спроса Кейнса, и от активной роли государства в регулировании экономики. Они перешли к концепции экономики предложения, которая ориентируется на факторы предложения ресурсов, сбережений, эффективности, производительности частного капитала, на свободное предпринимательство, личную инициативу и рынок. Государство остаётся контролёром денежной массы в обращении.

В основе реформистко-дирижисткой модели лежит теория «промышленного социализма». Суть этой теории состоит в активизации государственного сектора, национализации банковской сферы. Однако позже и Франция начинает развиваться по неоконсервативному направлению. Здесь также идёт процесс денационализации и реприватизации после того, как в 1986 году к власти приходит правительство Ж. Ширака. Но значительная часть национализированного сектора остаётся в руках государства – это энергетика, транспорт и другие отрасли производства.

Германия, используя лозунги социального партнерства и социально-экономического обновления, проводит государственно-монополистическое регулирование также на основе принципов неоконсерватизма. Рыночное хозяйство совмещается с государственным регулированием. И здесь наблюдается уменьшение государственных расходов, сокращение программ социального обеспечения, ограничение покупательной способности населения, форсированное накопление частномонополистического капитала. Капиталистическая реприватизация идёт в интересах частного капитала практически во всех станах, даже в таких, как Австрия и Швеция, чья экономика развивалась по реформистско-дирижистскому направлению. Сокращается государственный сектор экономики в Италии, Испании. В Японии реформа предусматривает приватизацию ряда корпораций, железных дорог, телефонно-телеграфных корпораций, международных авиалиний.

Таким образом, новый этап денационализации и дерегулирования не изменяет природу капитализма. По-прежнему частный характер присвоения регулирует государство. Целый ряд сфер остаётся под жёстким контролем ГМК – это качественно новая черта развитых стран в 1980-х гг.

Интеграция и Европейский союз

Уже к концу второй мировой войны, в 1944 г. в Европе начали осуществляться идеи европейской экономической интеграции. Первой попыткой стало решение правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга, которые находились в изгнании в Лондоне, о создании с 1 января 1948 г. таможенного союза, впоследствии известного под названием Бенилюкс. Стороны также выразили желание преобразовать этот союз в дальнейшем в экономический по типу Бельгийско-Люксембургского экономического союза, существовавшего с 1921 года. В 1949–1950 гг. отменили ограничения на импорт промышленной продукции, а к середине 1950-х в рамках Бенелюкса могли свободно обращаться рабочая сила и капиталы. Опыт Бенилюкса оказался успешным и имел последова-елей.

В марте 1948 г. их примеру последовали Франция и Италия, образовавшие таможенный союз Франситал. Тогда же США и Великобритания приняли решение о международном контроле над тяжёлой промышленностью Германии. Они создали международную администрацию, в которую вошли представители от США, Великобритании, Франции, ФРГ и стран Бенилюкса. Таким образом, в Западной Европе во второй половине XX века межгосударственные связи начинают перерастать в международную экономическую интеграцию.

Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским Сообществом – ЕС. Она появилась в 1967 году, объединив три ранее самостоятельных региональных организации:

1) Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) было создано в 1952 г. по инициативе Франции, Италии, ФРГ и стран Бенилюкса;

2) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было создано в 1958 г. по инициативе Франции, Италии, ФРГ и стран Бенилюкса, в 1973 г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ир-ландия, Дания, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Португалия и Испания, с 1995 г. – Швеция, Австрия, Финляндия;

3) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) организована в 1960 г. семью государствами Европы: Великобританией, Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Швейцарией и Португалией. В октябре 1991 г. ЕЭС и ЕАСТ достиг-ли соглашения о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), которое объединяет 19 стран от Арктики до Средиземного моря. ЕАСТ – основной торговый партнер всех стран ЕЭС, так как на её долю приходится 27% экспорта и 35% импорта ЕЭС.

22 января 1973 года Норвегия покинула сообщество после того, как большинство населения этой страны на референдуме 26 ноября 1972 года высказалось против этой акции.

Создание ЕЭС было результатом Римского договора от 1957 года, подписанного Францией, Италией, ФРГ и странами Бенилюкса. Римский договор представлял собой хронологическую схему, которую нужно было наполнить конкретными решениями и инициативами. Он выделял три стадии интеграции. Первая ступень предусматривала в течение 12 лет устранение таможенных пошлин и установление общего внешнего тарифа. Этот процесс развивался настолько успешно, что таможенный союз был оформлен раньше намеченного срока – 1 июля 1968 года. Создание таможенного союза повлекло за собой возникновение целой серии специфических европейских институтов: Европейской комиссии и Совета министров в Брюсселе, Суда в Люксембурге и Европейского парламента в Страсбурге.

После создания таможенного союза и гармонизации экономической политики Римский договор предусматривал на второй стадии полную экономическую интеграцию. Это означало существование таможенного союза и обеспечение «четырех свобод движения»: товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Таким образом, формировался единый рынок без границ при скоординированной макроэкономической политике.

Формирование единого рынка неизбежно толкает страны к введению единой валюты. Основой для этого процесса стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП), принятая после долгих переговоров только в 1967 году. ЕСП финансировалась Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации (ЕВСГО). Его создали в 1962 году за счёт взносов стран–участников, к которым в последствии добавились и собственные ресурсы фонда. Деятельность Фонда требовала больших расходов в связи с обеспечением цен поддержки для скупки излишков на рынке и для долговременного финансирования аграрной политики Сообщества. Долгосрочной целью аграрной политики стала структурная перестройка европейского сельского хозяйства. Монетарные условия и инфляция, которые развивались не одинаково в различных странах, расстраивали систему аграрного рынка.

Ещё больше проблем между членами Сообщества в транспортной сфере. Понадобились большие усилия, чтобы отрегулировать рынок транспортных услуг.

Более плодотворными оказались усилия по созданию общего бюджета Сообщества. В 1977 году он составил 0,7% от ВНП стран ЕЭС. Поступления шли в него и от импортных пошлин, и от взносов в ЕСП, и от непосредственных выплат стран–членов, а с 1 января 1979 года и 1% от налога на добавленную стоимость переводился в бюджет ЕЭС.

1990-е гг. ознаменовались новым расширением ЕЭС, прежде всего, за счёт стран Европейской ассоциации свободной торговли. С 1994 г. действует Европейское экономическое пространство ЕС – ЕАСТ. На основе Европейских согла-шений ассоциированными членами ЕЭС ныне являются также страны Восточной и Центральной Европы.

По оценкам экспертов ЕЭС, преимущества интегрированного экономического пространства могут полностью проявить себя при условии параллельного валютного союза. Экономический и валютный союз также проходят несколько этапов развития. На первом обеспечивается функционирование единого рынка, на втором – координация политики, что постепенно приводит к сближению основных экономических показателей, и лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.

С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного союза – Европейского союза (ЕС). Фундаментом Маастрихтского договора является программа единого внутреннего рынка, которая предусматривала:

введение с 1 января 1999 г. единой валюты евро;

выработку общей внешней политики;

повышение роли Европарламента;

углубление сотрудничества в области безопасности, иммиграции, предоставления политического убежища;

введение европейского гражданства.

В ЕС разработаны критерии для стран, которые намереваются перейти к единой валюте. Законодательно утверждены и финансовые ресурсы в форме так называемого фонда сближения. Кроме того, юридически оформлен процесс координации макроэкономической политики. С 1января 1994 г. действуют одобренные Советом ЕС «Основные направления экономической политики», которыми должны руководствоваться все страны – члены Сообщества.

Таким образом, Западная Европа сделала существенный шаг к экономической и политической интеграции. В какой-то форме Маастрихт сформулировал как реальность западноевропейскую конфедерацию.

ЕС объединяет 6% населения Земли, 340 млн. жителей, проживающих на площади 327 млн. км2. Он производит больше, чем США. Его промышленная продукция составляет 90% от общеевропейского производства. С 1 января 1999 г. одиннадцать стран ЕС перешли к единой евровалюте евро. Наиболее важную роль в ЕС играет малый треугольник: Германия, Франция, Англия.

Североамериканская ассоциация свободной торговли

Другим примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). В 1992 году США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании общего североамериканского рынка, вступившее в силу два года спустя.

Договор предусматривает постепенное снижение и к концу столетия полную ликвидацию таможенных ограничений во взаимной торговле. Но и до возникновения НАФТА эта торговля шла довольно интенсивно. Канада – первый, а Мексика – третий по значению рынок для США (на втором месте – Япония). Особенно бурно прогрессируют связи между США и Мексикой, например, за период 1987–1992 гг. американский экспорт в Мексику увеличился на 23% в год. В 1992 г. Мексика стала вторым по значению потребителем промышленных товаров из США.

Если проанализировать основные положения соглашения и сравнить их с документами Евросоюза, то очевидно, что демонтируются не только таможенные барьеры. НАФТА открывает путь к формированию единого континентального рынка для свободного продвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Создаются условия для взаимопроникновения крупного капитала на всей территории Североамериканского континента. В этом смысле континент становится одним из трёх экономических центров, и он способен доминировать над двумя другими центрами силы: Западной Европы и Японии.

В настоящие время активизировалась деятельность организации Азиатско–Тихоокеанского экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание своего рода Азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно–Азиатского экономического сообщества.

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
Какое влияние оказала НТР на экономику ведущих капиталистических государств после второй мировой войны? В чём выразилось усиление воздействия государственно-монопо-листического капитализма на экономику стран Западной Европы в послевоенное время? Перечислите этапы развития ГМК, дайте характеристику каждого этапа. Что можно отнести к главной особенности послевоенного периода функционирования экономики развитых стран? Что послужило главным фактором усиления внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции между монополиями во второй половине 1950-х гг.? Назовите периоды, когда структурные кризисы охватили экономику всех развитых стран. Какие причины привели к появлению неоконсервативной модели ГМК? В чём содержание реформистско-дирижисткой модели ГМК? Расскажите об этапах европейской экономической интеграции. Приведите другие примеры международной экономической интеграции.  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Основные принципы экономической политики ведущих капиталистических государств в послевоенный период состоят в следующем: а) жёсткая конкуренция между предприятиями государственного и частного бизнеса; б) государство берёт убытки на себя, чтобы обеспечить прибыль монополиям; в) регулирующее воздействие на экономику через фискальную и кредитно-денежную политику; г) государство занимается только такими видами производственной деятельности, которые не способен осуществить частный бизнес. 2. Воздействие НТР на развитие народного хозяйства проявляется в следующем: а) существенное повышение роли промышленности в сфере материального производства; б) увеличение доли занятых в производственной сфере и сокращение доли занятых в непроизводственной сфере; в) развитие кооперирования и специализации производства, создание межотраслевых комплексов; г) преобразования в отраслях социальной инфраструктуры: образовании, здравоохранении и других. 3. Широкая зона действия экономических кризисов во второй половине XX века обусловлена действием следующих факторов: а) неэффективность рычагов рыночного регулирования экономики; б) усиливается зависимость всех стран от внешней торговли; в) сокращение внутренних рынков в развитых странах в связи со снижением рождаемости; г) усиление интеграции хозяйственной жизни. 4. В основе кризиса системы государственного регулирования в 1970-х гг. лежат следующие причины: а) появление относительно дешёвых топлива, сырья и рабочей силы; б) резкое увеличение потребления энергоресурсов; в) высокие ставки по кредитам; г) образование избыточного капитала. 5. Римский договор предусматривал следующие стадии интеграции стран–участниц: а) создание таможенного союза; б) скоординированная сельскохозяйственная политика; в) скоординированная социальная политика; г) введение единой валюты.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: