Основные черты стихийного и регулируемого рынка

Стихийный рынок

1. На рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий

2.Производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями, действуют «вслепую»

3. Сами хозяева производственных предприятий, как правило, заботятся о розничной продаже товаров населению

4.Производители товаров не ведут учет конкретных рынков сбыта                    

5. Рынок развивается стихийно, вне контроля государства.                             

 

Регулируемый рынок

1. Основную массу товаров реализуют крупные хозяйственные объединения

2. Возрастающая часть продукции создастся по предварительным контрактам и заказам крупных фирм и государства

3. Большой отряд торговцев-посредников занимается продвижением товаров от производства до потребителей

4. Крупные производители изучают  и формируют спрос

5. Государство и право устанавливают на рынке правила игры.

 

                                               

   5. Под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая  регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

   В систему рыночных институтов, во-первых, включена правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:

— организует правовое регулирование рынка: устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения;

— защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, а тем самым охраняет экономические интересы рыноч­ных агентов.

   Во-вторых, в систему рыночных институтов входят органы государ­ственного контроля и регулирования:

а) учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологи­ческому контролю;

б) налоговая система;

в) органы финансово-кредитной политики государства.

   В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные со­юзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности действий рыночных агентов.

   Наконец, в систему рассматриваемых нами институтов включается особая рыночная инфраструктура — совокупность предприятий, уч­реждений и организаций, которые связывают производителей и потребителей, придают рыночной системе целостность и завершенность. В эту инфраструктуру входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем в каждом виде рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке това­ров (потребительских и производственных) и услуг имеются специа­лизированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, многочисленные компании, занятые посредничес­кой деятельностью, службы сервиса и т.д.

 

Лекция 7. Рыночный механизм ценообразования. Спрос и предложение в механизме рынка

 

  1. Закон спроса и предложения.

2. Эластичность спроса и предложения.

3. Равновесная цена.

 

                    

    1. Спрос это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.

    Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского — demand — спрос), таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:

                                  D = Р х Q,                 

 где Р — цена, a Q — количество товаров и услуг.

 

 

(Р) Цена

 

 

                                            - кривая спроса (Qd)

 

                Величина спроса

 

      Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изме­нения цены единицы товара. Прочие равные условия означают, что в данном случае не учитываются все неценовые факторы, влияющие на спрос.

  Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

     во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей;

     во-вторых, снижение цен расширяет покупа­тельскую способность потребителей;

   в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы про­дукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому поку­патели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.

 

Факторы, влияющие на спрос, принято делить на ценовые и неценовые.     

Ценовой фактор-это цена на данный товар. 

 К неценовым факторам относятся:

а) доходы населения. Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. 

б) спрос и цены на сопряженные товары. Когда цена на один товар-субститут повышается, то спрос на него снижается одно­временно повышается спрос на другой товар — заменитель перво­го. Например, если выросла цена на сливочное масло, спрос на него снижается, но одновременно растет спрос на растительное масло.

   г) число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и наоборот;

  д) вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенно­сти.      

       е) ожидания. Потребительские «ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидание высоких цен в будущем заставляет покупать больше товаров сегодня и наоборот, ожидания падения цен может сократить текущие затраты.

       Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложе­ние обозначается буквой S (от английского supply). Это тот объем Произведенной продукции, который производители готовы про­дать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложе­ние — это желание и способность продавцов поставлять на рынок 1 опары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара. Цена стимулирует рост производства и реализации товаров.

   

 

   

Цена

(Р)

                      - кривая предложения (Qs)

 

 

 


                Величина предложения

 

     Закон предложения выражает прямую связь между величиной предложения и ценой товара. Он гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цен. 

    Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена — побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Предприятия не намерены поставлять продукцию, пока цена не перекроет затраты на ее производство К основным неценовым факторам, влияющим на предложение, относятся: а) цены на ресурсы; б) технология производства; в) налоги и дотации; г) цены на другие товары; д) ожидания предложения;

е) конкуренция (количество продавцов на рынке). 

 

 

                        

   2. Эластичность спроса по цене — это отношение процентного вменения величины спроса к процентному изменению его цены. Числовой показатель, отражающий процентное изменение переменной в ответ на однопроцентное изменение другой, называется коэффициентом эластичности и обозначается буквой «Е».

 

Кц. эл. спроса= изменение величины спроса (%)

         изменение цены (%)

 

 

  Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1%. При значениях коэффициента по абсолютной величине меньше единицы спрос

является неэластичным, при значениях коэффициента больше единицы — эластичным, а при значении, равном единице, — единичным.  

  К факторам неценовой эластичности относятся:

  а) наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на такой товар относительно более эластичен. Это связано с тем, что люди могут перейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар;

б) значимость товара для потребителя. Спрос на предмет первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющий важной роли для потребителя, обычно эластичен. Возьмем для примера рынок продуктов питания. Всегда, когда растут цены спрос на продукты питания уменьшается лишь незначительно Все дело в том, что у потребителей нет подходящих заменителей для еды, а обойтись без нее человек не может. В таких случаях происходит лишь корректировка покупок и потребления отдельных продуктов, т.е. человек с качественной и дорогой продукта переходит на более дешевую и менее качественную;

в) удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее ме­сто занимает продукт в бюджете потребителя, тем при прочих равных условиях будет выше эластичность спроса на него;

г) временные рамки, в пределах которых принимается решены о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эласти­чен, чем в длинные периоды. Это связано с медленной и посто­янной адаптацией как производителей, так и потребителей к ме­няющимся условиям;

д) важную роль играют и взаимодополняющие товары (комплектарные). Например, возьмем два известных комплектарных товара — бензин и смазочное масло. Бензин для поездок на ма­шине требуется постоянно, а смазочное масло — время от време­ни. Поэтому можно сказать, что смазочное масло дополняет бо­лее важный товар — бензин и спрос на него в зависимости от из­менения цены будет неэластичным.

      Эластичность предложения по цене показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Она представляет собой процентное изменение объема предложения товаpa, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения.

 

Кц. эл. предл.= изменение величины предложения (%)

            изменение цены (%)

 

Чем более эластичным является предложение, тем чаще продавцы увеличивают объем выпускаемой продукции. Они стремятся использовать преимущества от увеличения цены для наращивания объема производства. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособления к изменению цен и тем эластичнее предложение. Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара.

 

 

 

                                       3. Равновесная цена.

     

    Рыночное равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равенством спроса и предложения.

Цена    

(Р)                                                                                                                  Точка F – цена равновесия.

                                                                  - Qs                             Точка R – равновесный объем спроса (предлож).

              перепроизводство

 

F                                        - точка рыночного равновесия

 

                             дефицит

                                                                         - Qd

0

                                            R                   Количество          

 

Равновесная рыночная цена устраивает продавца и покупателя. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены — превышение предложения над спросом. Цена равновесия — это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Вы­сокая цена побуждает производителей увеличивать производство товаров, но отбивает у потребителей желание приобретать пред­лагаемое количество товара. При такой цене лишь небольшое ко­личество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому реализована будет лишь меньшая часть предложения. Остальная часть становится избытком. При низкой же цене оказывается, что спрос превышает предложение и не будет удовлетворен, ибо же­лающих купить товар по низкой цене оказывается больше, чем предложение данной продукции. В этом случае образуется избыточный спрос или дефицит. Таким образом, если рыночная цена не равна равновесной, то действие покупателей и продавцов дви­гают ее к направлению к равновесной цене.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: