Перечислим основные черты чистой монополии

-1- Один продавец.

-2- продаваемый продукт уникален, т.е. не имеет близких заменителей.

-3- Полный контроль над ценой.

-4- Условия вступления в отрасль блокированы. В зависимости от видов барьеров различают 3 вида монополии.

 

- Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патент, лицензия).

- Естественная монополия. В данной ситуации в основе лежит экономия на масштабах производства и владение уникальными природными ресурсами.

 - Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становиться единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, т.к. их продукция является абсолютно новой.

-5- Неценовая конкуренция не имеет смысла, реклама может только показать связь с потребителями.

Примером может служить газовая отрасль, нефтяная, коммунальная.

В чистом виде монополия явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию, кроме того, следует отметить, что чистая монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны отечественных и зарубежных производителей.

В результате противоречие между естественным стремлением к экономическому превосходству и препятствующими этому требованиями оптимальности решается путем объединения предприятий; они возникают в результате различного рода слияний.

1. Горизонтальное слияние – это способ концентрации производства путем объединения родственных предприятий, которое ведет только к перераспределению мощностей предприятий.

2. Вертикальное слияние нацелено на объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции. Это обеспечивает надежность доступа к источникам ресурсов.

3. Конгломератные слияния представляют собой объединение предприятий различных отраслей совершенно не связанных между собой технологически.

Слияние могут производить как на добровольной основе, так и путем поглощения одним предприятием другого.

Таким образом, в зависимости от особенности структурной ориентации управления и контроля формируются самые различные формы объединений.

1. Картель. Здесь предприятия делят между собой рынки сбыта.

2. Синдикат. Здесь предприятия делят не только рынки сбыта, но и рынки сырья, т.е. они теряют коммерческую самостоятельность.

3. Трест. В этом случае объединяются предприятия одной или нескольких отраслей, которые утрачивают коммерческую, производительную и юридическую самостоятельность, а управление осуществляется централизованно.

4. Концерн – это предприятие, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству через финансовый контроль.

5. Консорциум – это временное объединение предприятий создаваемое с целью решения определенной задачи (научно-технической,охрана окружающей среды).

6. Хозяйственная ассоциация – это создаваемая на добровольной основе организация, в которой предприятие имеет возможность расширить свои производственные, научно – технические и финансовые возможности.

Конкуренция – это самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики в интересах всех членов общества, когда же предприниматели заключают между собой соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления, цены в этих случаях становятся искусственно высокими. Очень важно, что устранение конкуренции монополиями нарушает равновесие спроса и предложения и приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование. Оно включает в себя: административный контроль, организационный механизм и антимонопольное законодательство.

 - Административный контроль. 

Объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Например, сюда входят финансовые санкции, судебные иски и т.д.

 - Организационный механизм.

Имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынка, т.е. государство может сделать монополистическое поведение для крупного бизнеса невыгодным: количественные квоты, пошлины, поддержание малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования.

 - Антимонопольное законодательство.

Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм если это ведет к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополий, в то же время антимонопольная практика не отрицает возможность слияния компаний на горизонтальной или вертикальной основе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: