Лекция 13. Макроэкономическое равновесие и определение уровня НД

1. Классическая теория макроэкономического равновесия

   2. Потребление и сбережение в масштабах национальной экономики: кейнсианский анализ.

   3. Инвестиции и сбережения: проблема равно­весия. Модель «IS»

    4. Мультипликатор

    5.Макроэкономическое равновесие в модели «Совокупный спрос — совокупное предложение»

 

 

1. Воззрения представителей классической школы на про­блему макроэкономического равновесия традиционно рас­сматриваются в учебной экономической литературе для лучшего понимания и уяснения различий в их концепции и концепции основоположника макроэкономического ана­лиза Дх.М.Кейнса.

Формально никто из представителей классиков (Д.Ри-кардо, А.Смит, А.Маршалл и др.) не оперировал макроэко­номическими категориями. Для этих экономистов был характерен микроэкономический анализ, однако в их взглядах и подходах вполне определенно прослеживаются ясные и четкие представления о функционировании ры­ночной системы совершенной конкуренции в целом.

Каковы же эти взгляды? Сразу следует оговориться, что представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия только в кратко­срочном периоде для условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит «закон рынков» французского экономиста Ж.-Б.Сэя, сущность которого сводится к сле­дующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, рав­ный стоимости всех созданных товаров, а следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материаль­ных благ, т.е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую фун­кцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства.

У внимательного читателя сразу может возникнуть за­конное сомнение: на чем основано утверждение, что весь доход обязательно будет истрачен? Вполне разумно пред­положить, что какая-то часть полученного дохода не будет израсходована его владельцем и приобретет форму сбере­жений, что в свою очередь вызовет соответствующее со­кращение в объеме совокупного спроса и приведет к со­кращению занятости. Такое предположение сразу же ста­вит под удар справедливость закона Сэя, так как изъятие части средств из потока «доходы — расходы» неминуемо приведет к недопотреблению, а, следовательно, к наруше­нию существующего равновесия между совокупным пред­ложением и создаваемым им совокупным спросом.

Понимая справедливость высказанного выше предполо­жения, представители классического направления пошли дальше и разработали достаточно стройную теорию обще­экономического равновесия, автоматически обеспечиваю­щего равенство доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием закона Сэя. Исходным моментом этой'теории является анализ таких категорий, как процентная ставка заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые, в представлении классиков, являются гибкими величинами (это очень важное допущение), обеспечивают равновесие на рынке капитала, рынке труда и денежном рынке. Процент уравновешивает спрос и предложение инвестицион­ных средств, гибкая заработная плата уравнове­шивает спрос и предложение на рынке труда, так, что сколько-нибудь продолжительное существование вы­нужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обеспечивают «очищение» рынка от продукции, так что длительное перепроизводство также оказывается невоз­можным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные стоимостные величины.

Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики и вмешательство государства оказывается ненужным. А раз так, то может пока­заться что вряд ли возможно рассматривать классическую теорию как аналитическую базу макроэкономической политики правительства, если главным в этой политике npoвозглашается принцип «laisser faire». Однако такой вывод был бы поспешным. Ведь принцип невмешательства госу­дарства — это тоже макроэкономическая политика, и ре­комендации современных экономистов — сторонников неоклассического направления базируются на выводах классической школы.

В конце 20-х — начале 30-х годов экономика капитали­стических стран столкнулась с устойчивым и беспрецедентно длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория в том виде, как она сформировалась, 100 с лишним лет тому назад, к началу 30-х гг. оказалась во многих аспектах неспособной дать адекватное объясне­ние происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение и стремился Дж.М.Кейнс в своем знаменитом труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

2. В кейнсианской модели совокупные расходы общества состоят из четырех компонентов: 1) личное потребление; 2) инвестиционное потребление; 3) государственные расходы; 4) чистый экспорт.

При анализе личного потребления важно исследовать роль объективных и субъективных факторов, которые ока­зывают влияние на общее количество ресурсов, расходуе­мых обществом на потребление. Общий объем потребле­ния, как правило, зависит от общего объема дохода. Роль психологического фактора, влияющего на потребление, описывается Дж.М.Кейнсом так:«Основной психологиче­ский закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход» (Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С.90). Соотношение между изменением потребления и вызываемым им изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению (МРС ~ marginal propensity to consume)

Допустим, человек располагает доходом в 1000 долл. Посмотрим, как будут расти его расходы на потребление при равномерном росте его дохода на 100 долл. ежемесяч­но. Но из каждых дополнительных 100 долл. все относи­тельно меньшая доля потребляется, а относительно боль­шая — сберегается. В результате общие расходы на потребление увеличиваются, но не такими темпами, как растет доход. С ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешество­вать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потребление, и сбережения, но относительная доля потребления все более и более сокращается, а доля сбережений растет.

Итак, согласно «основному психологическому закону», величина предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей: 0 < - < 1

Предельная склонность к сбере­жению определяется как отношение изменения величины сбережений к изменению дохода:

MPS = дС/дY,  

где MPS —marginal propensity to save.

Зададимся вопросом — каково же соотношение между предельной склонностью к сбережению и предельной склонностью к потреблению? Для ответа на этот вопрос необходимо подробнее проанализировать суть экономиче­ских явлений, которые обозначаются понятиями: 1) пре­дельная склонность к потреблению; 2) предельная склон­ность к сбережению.

Вполне очевидно, что если общий доход возрастает, то часть этого прироста будет направлена на потребление, а другая часть — на сбережение. Поскольку третьего вариан­та просто нет, то в рамках здравого смысла сумма измене­ния потребления и сбережения должна быть обязательно равна изменению дохода. Итак C+S=Y, но тогда дС/ д Y + д S/ д Y=l.

Предельная склонность к сбережению является допол­няющей до единицы величиной по отношению к предель­ной склонности к потреблению.

До сих пор речь шла о склонности к потреблению на уровне отдельного субъекта или семьи. Макроэкономиче­ский подход предполагает построение функций потребле­ния и сбережения на уровне общества. Разумеется, откло­нения в динамике доходов и расходов отдельных семей могут быть достаточно велики, и тем не менее «основной психологический закон» находит эмпирическое подтверж­дение и на макроуровне.

3. Уровень инвестиций оказывает существенное воздейст­вие на объем национального дохода общества; от его дина­мики будет зависеть множество макропропорций в нацио­нальной экономике. Кейнсианская теория особо подчер­кивает тот факт, что уровень инвестиций и уровень сбережений (т.е. источник, или резервуар инвестиций) определяется во многом разными процессами и обстоя­тельствами.

Инвестиции (капиталовложения) в масштабах страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Стро­ительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, а, следовательно, и создание новых рабо­чих мест зависит от процесса инвестирования, или капита­лообразования.

Источником инвестиций являются сбережения. Сбере­жения — это располагаемый доход за вычетом расходов на личное потребление. Проблема заключается в том, что сбережения осуществляются одними хозяйствующими агентами, а инвестиции могут осуществлять совсем другие группы лиц, или хозяйствующих субъектов. Сбережения широких слоев населения являются источником инвести­ций (например, сбережения рабочего, учителя, врача, по­лицейского и др.). Но эти лица не осуществляют капита­ловложения, или инвестирования, связанного с реальным приростом капитальных благ общества. Разумеется, источ­ником инвестиций являются и накопления функциониру­ющих в обществе промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий. Здесь «сберегатель» и «инвестор» совпадают. Однако роль сбережений домашних хозяйств, не являющихся одновременно и предпринимательскими фирмами, весьма значительна, и несовпадение процессов сбережения и инвестирования вследствие указанных различий может приводить экономику в состояние, отклоня­ющееся от равновесия.

От каких же факторов зависят инвестиции? Во-первых, процесс инвестированиязависит от ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком низка, то вложения не будут осуществлены. Во-вторых, инвестор при выработке решений всегда учитывает альтернативные возможности капиталовложений и решающим здесь будет уровень процентной ставки. Инвестор может вложить деньги в строительство нового завода или фабрики, а может и поместить свои денежные ресурсы в банке. Если норма процента оказывается выше ожидаемой нормы прибыли, инвестиции не будут осуществлены, и, наоборот, если норма процента ниже ожидаемой нормы прибыли, пред­приниматели будут осуществлять проекты капиталовложений. В-третьих, инвестиции зависят от уровня налогообложе­ния и вообще налогового климата в данной стране или регионе. Слишком высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиций, хотя вопрос о том, какие ставки налога считать высокими или низкими, вряд ли может быть решен однозначно раз и навсегда. В-четвертых, инвестиционный процесс реагирует на темпы инфляционного обесценивания денег. В условиях галопирующей инфляции, когда калькуляция издержек представляет значительную неопределенность, процессы реального капиталообразования становятся непривлекательными, скорее будет отдано предпочтение спекулятив­ным операциям.

Важнейшие макроэкономические пропорции, отражающие взаимодействие инвестиций, сбережений и дохода, можно представить следующим образом (абстрагируемся пока от государственных расходов и чистого экспорта): Y = С + I, т.е. национальный доход при его использова- нии равен сумме расходов на потребление (С) и инвестиций (1). При этом потребление есть функция дохода, т.е. С = С (Y).

С другой стороны, произведенный национальный доход можно представить как Y = С + S, где S — (сбережение) также является функцией дохода, следовательно, S = S (Y).

Итак, если С + I = С + S, то I = S, где инвестиции — функция r: I = I (г), а сбережения — функция Y: S = S (Y). Равенство I (г) = S (Y) еще раз демонстрирует важность  соблюдения определенных пропорций в экономике для  равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Вся сложность проблемы заключается в том, что сбережения и инвестиции зависят от разных факторов, как неоднократно подчеркивалось ранее: «Сбережение обнаруживает тенденцию к «пассивной» зависи­мости от дохода, тогда как постоянно меняющиеся инвестиции зависят от «автономных» факторов динамического роста» (Самуэльсон П. Экономика. С.264).

4. Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций. Выражаясь образно, как камень, брошенный в воду, вызы­вает круги на воде, так и инвестиции, «брошенные» в экономику, вызывает цепную реакцию в виде роста дохода и занятости.

Вначале рассмотрим влияние инвестиций на рост наци­онального дохода, используемого на потребление. Тем са­мым будет исследован мультипликатор спроса.

Возьмем условный цифровой пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первона­чальный объем инвестиций равен 1000 долл. Инвестиции — это строительство новых предприятий, закупка оборудо­вания, сырья и материалов, найм рабочих. Примечательно, что Дж.М.Кейнс отводит особую роль государству в созда­нии первоначального «инвестиционного толчка». В его теоретических построениях инвестиционные проекты реа­лизуются в виде организации общественных работ — стро­ительство дорог, мостов, плотин и т.п. Почему именно в такой форме должны осуществляться государственные ин­вестиции, а не в виде строительства заводов и фабрик — поясним далее.

           Итак, все владельцы факторов производства, предоста­вившие ресурсы для организации общественных работ, оплаченные из государственной казны, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров, например, покупка телевизоров. Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей телевизоров) увеличится их денежный доход. Часть его производители телевизоров также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбереже­ний. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

Возникает цепная реакция: первоначальные 1000 долл. в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса, или используемого национального дохода более чем на 1000 долл., т.е. 1000 долл. нужно умножить на некий коэффи­циент. Этот коэффициент и есть мультипликатор. Как же определить его? Не случайно было подчеркнуто слово «часть», когда мы говорили о расходовании заработной платы. «Основной психологический закон», как известно, говорит о том, что с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 долл. первоначальных инвестиций вы­звали рост доходов. Владельцы этих доходов в размере 1000 долл. часть из них израсходуют. Предположим, что пре­дельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8.Следовательно, из 1000 долл. только 800 долл. будет израсходовано, остальное будет сберегаться, т.е. MPS = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 долл. тоже будет направлено лишь 80% на потребление (МРС = 0,8), следовательно, прирост национального дохо­да, используемого на потребление, составит 800 х 0,8 = 640 долл. Процесс будет распространяться на все новые и новые слои населения. Каков же будет рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями? Нужно сложить 1000 + 800 + 640 и т.д. долл. Предел суммы геометрической прогрессии, с которой мы в данном случае имеем дело, составит 5000 долл. Эта цифра подсчитана по формуле: 1000х(1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + 084 +...) = 1000х 1/0,8 =1000/ 0,2=5000.

           Таким образом, инвестиции в 1000 долл. вызвали 5-крат­ный рост национального дохода, используемого на потреб­ление. Каков же мультипликатор (К) в нашем примере?

Он, как это видно из формулы, равен 5. Другими слова­ми, коэффициент, на который надо умножить инвестиции, рассчитывается по формуле:k=1/1 - MPC  = 1/ МРS, где MPC — предельная склонность к потреблению.

Чем выше склонность к потреблению, тем больше k, тем большее увеличение национального дохода будет сопро­вождать первоначальный прирост инвестиций.

Первоначальный «толчок», который дают инвестиции, может осуществляться как частным сектором, так и госу­дарством. Кейнсианские рецепты стимулирования инве­стиционного процесса во многом послужили основой «но­вого курса» Рузвельта, когда в США и других странах свирепствовала Великая депрессия. Широкое осуществле­ние общественных работ, финансируемое государством (строительство плотин, дорог и т.д.) в те годы — яркая иллюстрация политики государственных расходов для под­держания высокого уровня инвестиций и национального дохода, а точнее — стремления вывести экономику из состояния застоя и депрессии с высоким уровнем безрабо­тицы.

И вот теперь можно ответить на вопрос, почему государ­ство организовывало именно общественные работы, а не строительство, например, тракторного завода или мебель­ной фабрики. В условиях перепроизводства товаров, сопро­вождавшего Великую депрессию, важно было создать до­полнительный платежеспособный спрос («эффективный спрос», в терминологии Дж.М.Кейнса), а не выбрасывать на рынок новые партии товаров. Так, строительство пло­тины обеспечит прирост денежных доходов занятых, но не добавит лишнюю массу товаров в общую «кучу» нераспро­данных товарных запасов.

Важно отметить, что рассмотренный эффект мультипли­катора — это эффект краткосрочного равновесия. Для этого эффекта не имеет значения, будет ли первоначальная сумма инвестиций «использована для создания ультрасов­ременных машин или же для оплаты деятельности людей, занятых рытьем и последующим закапываем ям»

ия или сжатия инвестиций. Отсутст­вие равновесич между I и S может привести к двум отри­цательным для функционирования экономики эффектам: 1) инфляционному разрыву и 2) дефляционному разрыву.

5. В предыдущих параграфах были рассмотрены проблемы макроэкономического равновесия на основе кейнсианской концепции «Национальный доход — совокупные расходы». Более поздние исследования западных экономистов пред­ложили несколько иное графическое изображение сово­купного спроса и совокупного предложения.

Кривая совокупного спроса в этой модели внешне напо­минает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат. На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП). Важно не смешивать по­казатели реального и номинального ВНП. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (на­пример, в миллиардах долл.), а уровень цен, или дефлятор (индекс цен).

Зная формулу реального ВНП, легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номиналь­ного ВНП: номинальный ВНП = реальный ВНП х дефля­тор. Если в качестве упрощения предположить, что кривая AD имеет единичную эластичность, то величина номи­нального ВНП будет оставаться постоянной в любой точке кривой AD. Это напоминает постоянный объем выручки при продаже какого-либо товара, имеющего эластичность спроса по цене, равную 1.

Итак, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального объема производства будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объе­мы реального ВНП будет больше.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD приня­то связывать с двумя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки и 2) эффектом реального богатства. Есть и другие причины, объясняющие именно такую конфигурацию кривой AD, но мы остано­вимся на двух указанных эффектах.

Логика рассуждений в первом случае такова: если наблю­дается повышение уровня цен в стране, то при неизменном объеме денежной массы происходит повышение ставки процента. Известно, что чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки — ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приведет к уменьшению потребительских расходов. Итак, более высо­кому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального производства и совокупного спроса.

Во втором случае речь пойдет о влиянии изменения уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда используется термин реальные кассовые остатки) населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: облигации, срочные счета и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза, реальное богатство, представленное этой облига­цией, уменьшается в 2 раза. Уменьшение реального богатства (реальных кассовых остатков) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Модель совокупного спроса предполагает и исследова­ние факторов, приводящих к смещению кривой AD. Пере­числим важнейшие из них: увеличение денежной массы (правостороннее смещение), рост налогов (левостороннее смещение), инфляционные ожидания населения (право­стороннее смещение), увеличение государственных расхо­дов (правостороннее смещение) и др.

Ответ заключается в том, в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации: 1) состояние неполной занятости. Этому соответствует отрезок 1; 2) состояние, приближающееся к уровню полной занятости, т.е. отрезок 2 на рис.13. И наконец, 3) состояние полной занятости, что отражено графически отрезком 3. Таким образом, кривая AS как бы «склеена» из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального. Иног­да горизонтальный отрезок в экономической литературе называется «кейнсианским», а вертикальный «классиче­ским». Смысл этих наименований связан с той трактовкой, которую дают кейнсианская и классическая (и неокласси­ческая) школы взаимосвязи между уровнем цен и реальным объемом производства. Согласно кейнсианским воззрени­ям, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального объема производства, но без повышения уровня цен. Так, вплоть до отметки 5000 млрд. долл. производство может расширяться без повышения общего уровня цен в стране (он остается на отметке 1).Это легко понять, так как при этом вовлекаются прежде незагруженные мощности, неза­нятая рабочая сила.

Промежуточный отрезок означает, что экономика при­ближается к состоянию полной занятости и начинают появляться так называемые «узкие места». В отдельных отраслях оказываются занятыми все трудовые ресурсы и производственные мощности. И в такой ситуации для того, чтобы расширить совокупный объем производства, необ­ходимо повышение цен на факторы производства, чтобы вовлечь дополнительные трудовые ресурсы и привлечь, например, поставщиков сырья. Рост цены труда и цены материалов повлечет за собой рост издержек предприятий, а для того, чтобы сохранить прежний уровень прибыльно­сти, предприятиям необходимо повысить цены на свою продукцию. На графике видно, что в интервале от 5000 до 7000 млрд.долл. расширение реального объема производст­ва сопровождается ростом уровня цен.

И, наконец, классическая и неоклассическая школы счи­тают, что рыночный механизм, если в его действие не вмешается государство, сам по себе обеспечивает состоя­ние полной занятости. На графике этому состоянию соответствует уровень реального объема производства 7000 млрд.долл. в точке F. Полная занятость — это не отсутствие безработицы вообще, а отсутствие лишь циклической без­работицы. Другие формы безработицы (структурная и фрикционная — см.гл.10) при этом могут и должны суще­ствовать. Полная занятость соответствует естественному уровню безработицы; Поэтому точку F иногда называют естественным уровнем реального объема производства. Ес­ли экономика достигла точки F, то в ответ на увеличение совокупного спроса возможностей для расширения произ­водства больше нет. Реакция будет одна — повышение уровня цен в стране. Поэтому «скольжение» вдоль отрезка 3 сопровождается только изменением уровня цен, а реаль­ный объем производства остается на одном и том же уровне — 7000 млрд.долл.

Кривая AS отражает динамику издержек производства на единицу продукции в связи с изменением уровня цен. Эти издержки не претерпевают изменений на горизонтальном отрезке, но растут на промежуточном и вертикальном отрезках. Однако есть факторы, которые могут сдвинуть кривую AS в иное положение, что будет свидетельствовать о новом уровне издержек на единицу продукции.

Множество причин приводит к смещению кривой AS. Важнейшие из них — изменение цен на факторы произ­водства. Например, удорожание такого фактора как труд приведет к левостороннему смещению кривой AS, сниже­ние цены труда выразится в правостороннем смещении. Аналогичные изменения произойдут в связи с динамикой цен на сырье и материалы. Так, повышение цен на энер­горесурсы неизбежно вызовет левостороннее смещение кривой AS. Причиной, способствующей смещению кривой AS, является и усиление или ослабление монопольной власти какой-либо группы поставщиков ресурсов (соответ­ственно произойдет лево- и правосторонний сдвиг AS). Кроме того, усиление или ослабление налогового бремени на бизнес могут вызвать соответственно лево- и правосто­ронний сдвиг рассматриваемой кривой (рис.14).

Итак, после анализа совокупного спроса и совокупного предложения, взятых по отдельности, можно обратиться к проблеме макроэкономического равновесия. Графически этот анализ будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS. Важно подчеркнуть, что кривая AD может пересечь кривую AS на трех уже известных нам отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном

 

Лекция № 14.   Роль государства в рыночной экономике

1. Государство как рыночный субъект.

2. Принципы и цели государственного регулирования.

3. Правовое регулирование экономики.

4. Финансовое регулирование.

5. Государственное предпринимательство.

6. Социальное регулирование.

 

1. Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1.«Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х гг. сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейнсианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»:

 а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

 

2. Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:

1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности).

2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса.Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными. 

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более «рыночную» форму оно облачено.

5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений (импортно-экспортные операции, международная специализация производства, валютные отношения).

Таким образом, современная рыночная экономика является «государственно регулируемой». Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

— минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,

— создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,

— обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

 

    3. Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. 

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,

—дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,

— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),

— поощрение диверсификации,

— антимонопольную экспертизу принимаемых законов.

Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

— или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения, — или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,

— или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства.

4. Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Вот почему в широком смысле финансы всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе.

Уже одна эта функция объективно придаёт государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры банкнотной (наличной) и депозитной — чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства («государственный бюджет»), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Основным источником государственных доходов (в результате которых и образуется государственный бюджет) являются
налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий и права на концессию, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).

Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растет еще быстрее. Эта диспропорция объясняется основными направлениями использования государственного бюджета в современном обществе:

— субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, а также оказывать поддержку частным предприятиям, попадающим в кризисную ситуацию («средства на санацию»);

— финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения;

—стратегические инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, на оборону, поддержку экспорта, охрану окружающей среды;

— государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг) стимулирующее прирост дополнительного спроса.

 В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство.

1. Налоги.    — обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придают рыночной экономике цивилизованный характер.

Современная налоговая система стремится реализовать следующие принципы:

— обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц,

— сочетание прямого и косвенного налогообложения,

— стабильность и динамика налоговой ставки (в зависимости от сферы занятости и уровня доходов налогоплательщиков),

— неотвратимость административной и финансовой ответственности налогоплательщиков за сокрытие доходов (объектов), подлежащих налогообложению.

Осуществление каждого из названных принципов на практике представляет сложную проблему.

Налоги делятся на две большие группы — налоги с населения и налоги с корпораций. Мировая тенденция соотношения между ними состоит в уменьшении первых и возрастании вторых.

Главная форма прямого налогообложения населения — подоходный налог, которому присуще значительное колебание налоговой ставки (от 10 до 50 %), а также льготы для определенных социальных категорий.

Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы, так и на основе личных налоговых деклараций.

Объектом налога на корпорацию долгое время была только ее прибыль, но сегодня этот налог распространяется также на часть издержек производства и обращения фирмы.

Постоянно возрастающую долю налоговых поступлений в бюджет составляют «косвенные» налоги (акцизы, налоги на предметы потребления, таможенные пошлины), принимающие форму надбавок к ценам на товары и услуги.

Разновидностью налогов являются обязательные платежи, определяемые спецификой объекта налогообложения, — налоги на недвижимость, на земельную собственность, на наследство, штрафы за загрязнение окружающей среды, за нарушение антимонопольного законодательства и т. д.

Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

   2. Инвестиции. В результате сбора налогов государство распоряжается крупными денежными средствами, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику, воздействуя тем самым на поведение частных инвесторов.

Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Цель государственной инвестиционной политики — структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста. Здесь государство применяет следующие методы: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.

3. Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Обычно дотации предоставляются предприятиям, чья продукция имеет важное социальное и народнохозяйственное значение, но чрезмерные затраты на которую делают производство нерентабельным. За счет дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.

Дотации — необходимый элемент государственных расходов, который не должен, однако, в рыночной экономике превращаться в «универсальное» средство решения экономических проблем.

4. Учетные ставки. Разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты называется «учетная ставка». Назначая ее, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.

5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы. На социально значимые товары массового спроса устанавливаются предельные уровни розничных цен (или надбавок к ним), а также рентабельность производящих их предприятий.

5. Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса (таковы, например, капиталовложения в крупные научно-технические программы). Другим источником государственной собственности являются отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, транспорт, связь, оборона). Наконец, государственными являются предприятия, результат деятельности которых предназначается для совместного общественного потребления (так называемые «общественные товары»: дороги, экология, уличное освещение и т. п.).

Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета. Однако стратегия государственного хозяйствования имеет ярко выраженную рыночную направленность — это всемерная коммерциализация деятельности государственных предприятий. Поэтому большинство государственных предприятий являются, как правило, акционерными обществами, обладая всей полнотой прав рыночного субъекта. «Государственность» этих предприятий состоит в том, что государство владеет контрольным пакетом их акций. Таким образом, возникает особый вид «полугосударственных», «смешанных» предприятий, финансирование которых осуществляется наряду с государством и частными инвесторами.

Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и предоставление концессий — сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.

В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-коммерческих операциях.

 

6. Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетными являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительное социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчета уровня пенсий и пособий. Регулярный пересмотр размера минимальной заработной зарплаты составляет основной элемент государственной «политики доходов».

2. Обеспечение занятости. Важной функцией государства в рыночной экономике является создание условий для реализации способностей к труду с целью получения трудовых и предпринимательских доходов. К таким условиям относятся:

— свободный выбор профессии, сферы и места трудовой деятельности;

— получение желаемого уровня общего и специального образования;

—материальная поддержка и переобучение временно не занятых в производстве лиц трудоспособного возраста (безработных).

Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5 %  отчисленности экономически активного населения). Для этого, в частности, используются налоговые льготы предприятиям, увеличивающим число рабочих мест, регулируется въезд иностранных рабочих, организуются биржи труда и т. д.

3. Индексация фиксированных доходов. Речь идет о частичном возмещении государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары. Такое возмещение достигается пересчетом фиксированных доходов в соответствии с индексом розничных цен.

Следует, однако, иметь в виду, что индекс цен при этом охватывает не все товары и услуги, а только входящие в минимальный потребительский бюджет («прожиточный минимум»). Номинальная компенсация фиксированных доходов в государственном секторе происходит за счет государственного бюджета, а в частном бизнесе — за счет предпринимательской прибыли.

Индексации подлежат также сбережения населения в банках, государственные облигации, страховые полисы.

    



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: