Виды коммуникативных тренингов

Введение в тему

В настоящее время общение является взаимодействием людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д.

Ученые установили, что человеку необходимо общаться. В процессе общения человек реализует свою потребность быть признанным, уважаемым другими людьми. Но случается и такое что человек испытывает в общении дискомфорт, обычно это возникает из-за отсутствия коммуникативных навыков. Для того чтобы разобраться в этой проблеме, рассмотрим что же такое коммуникативные навыки.

 

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки - навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах.

В семейных отношениях наиболее востребованы оказываются следующие базовые навыки синтонной коммуникации:

-Не перебивать.

-Не устраивать ненужные споры, избегать возражений, учиться разумно соглашаться.

-Избегать негативных тем, поднимать в первую очередь позитивные темы.

-Избегать негативных переводов, использовать позитивный переводчик.

-Не давать негативные внушения, давать внушения позитивные.

-Уметь явным для партнера образом обозначать свои намерения. Вас не всегда легко понять по вашим словам, но если вы явным образом скажете: "Я хочу поделиться своими сомнениями только для того, чтобы лучше тебя понять", ваш партнер в ваших словах увидит уже не возражения, а желание вас лучше понять.

-Избегать категоричности, говорить мягко, подчеркивая, что вы не настаиваете на своей правоте и вам важно услышать мнение партнера.

-Говорить тезисами, четко выражая свою главную мысль и то, что вы собственно от партнера хотите.

-Говорить в режиме диалога: коротко формулировать свою мысль и спрашивать партнера "А ты что думаешь?"

-Избегать упреков и обвинений. Затрагивать больные темы только тогда, когда есть конструктив: предложение, как ситуацию можно поправить.

-Подчеркивание согласия с партнером, восхищение, комплименты, благодарность.

-Условием адекватного использования коммуникативных навыков является понимание, как мои слова и действия воспринимаются партнером в напряженной ситуации.

 

Освойте главные навыки - будете общаться эффективно, не освоите - будете размышлять "почему у меня не строятся отношения"... Чтобы освоить эти навыки быстро и качественно, вставайте на Дистанцию! Существует много видов тренингов, с помощью которых люди повышают свои коммуникативные навыки, но что такое вообще тренинг?

Понятие «тренинг»

Тренировка, тренинг (англ. training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний,умений и навыков, а также социальных установок.

Тренинг — форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец»):

· как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

· как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

· как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Цель коммуникативного тренинга

Цель - постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего. Наработка навыков затрагивает как вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет:

  • Легко устанавливать контакт и поддерживать его;
  • Производить нужное впечатление на собеседников;
  • Освоить психотехники работы с аудиторией;
  • Научиться убедительно аргументировать свою позицию;
  • Успешно отстаивать свои интересы;
  • Безболезненно преодолевать конфликты;
  • Понимать мотивы собственных слов и поступков и реакции окружающих;
  • Эффективно слушать и активно задавать вопросы;
  • Осознанно использовать невербальные способы коммуникации;
  • Диагностировать психологическое состояние оппонента;
  • Выделять и нейтрализовать манипуляции;
  • Создать атмосферу доверия и сплочённости, как в рабочем коллективе, так и в кругу родных и близких    

Тренинги — это не волшебная таблетка, которая сделает вам хорошо без вашего участия. Тренинги — это как спортивные тренировки, где тренер покажет вам способы решения психологических задач и проконтролирует правильность ваших действий. А еще — даст возможность попробовать предложенные инструменты на практике, ведь лучше один раз попробовать самому, чем сто раз прочитать или даже увидеть. То, что человек ощутил „на собственной шкуре“ — запоминается во много крат лучше. И понимается.

Виды коммуникативных тренингов

Тренинги развития коммуникативных навыков могут проводиться в разных видах, мы приведем, предложенные А.А. Осиповой

1. Базовый тренинг - тренинг партнёрства.

Основные задачи: формирование партнёрской установки в общении, умения быть на равных с партнёром, не ущемляя его и свои права, признавая право на автономию, непохожесть на себя, развитие техник установления и поддержания контакта, овладение техникой дискуссии, обучение регуляции эмоционального напряжения в конфликте, овладение навыком коллективного решения задач, развития навыков личного выступления и т. д.

Данный тренинг может использоваться как локально, так и являться начальным для определённой системы тренингов.

Продолжительность: 3 - 5 дней; группа - не более 10 - 12 человек.

2. Тренинг ведения переговоров

Является логическим продолжением базового тренинга при более сложных ситуациях группового взаимодействия договаривающихся сторон, имеющих несовпадающие противоречивые интересы. Несовпадение интересов является источником конфликтов, которые могут быть разрешены с помощью переговоров.

Основные задачи: разработка тактики подготовки к предстоящим переговорам, ориентация в позициях и интересах другой стороны, выбор стратегий и тактики переговоров, поиск компромисса, выработка индивидуального стиля человека, ведущего переговоры, повышение социальной чувствительности.

Продолжительность: 3 - 5 дней; группа -10 - 12 человек.

3. Тренинг уверенного поведения, настойчивости (ассертивности) коммуникативный компетентность перцептивный

Основные задачи: создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера, овладение техникой ассертивного поведения.

Продолжительность: 3 - 5 дней; группа -10 - 12 человек.

4. Тренинг принятия и реализации стратегического значения в условиях неопределенности, конкуренции и риска.

Основные задачи: повышение успешности анализа ситуаций, выделение существенной противоречивой и ложной информации, умение структуировать нечетко определенные задачи, способствовать прогнозировать последствия принимаемых решений, эмоциональность, устойчивость в условиях дефицита времени и конкуренции, расширение репертуара управленческого стиля, коррекция личностных «барьеров», мешающих эффективному принятию решений, стратегия разрешения личностных ситуаций.

Продолжительность: 3 - 5 дней; группа -10 - 12 человек.

5. Общий менеджерский тренинг - базовый игровой тренинг для менеджеров-руководителей.

Основные задачи: выявление особенностей лидерских качеств участников, мотивации, стиля руководства, изучения стадий развития организаций, овладение различными стратегиями управления, овладение навыком распределения ответственности и другое.

Продолжительность: 30 - 40 часов; группа -10 - 12 человек.

6. Тренинг навыков работы с клиентом-потребителем.

Основные задачи: овладение основными техниками работы с клиентом, изучение психологии потребителя. Овладение спецификой работы с клиентом в условиях сервиса, социальной помощи, бизнеса, маркетинга и т.д.

Продолжительность: 30 - 40 часов; группа -10 - 12 человек.

7. Тренинг проведения опросов и собеседований.

Основные задачи: овладение техниками проведения различного рода опросов, собеседований, интервью, консультаций, техникой сбора информации, проведения маркетинговых исследований, техникой установления контакта с контрагентами и другими.

Продолжительность: 30 - 40 часов; группа -10 - 12 человек.

8. Тренинг педагогического общения.

Может проводиться в студенческой группе под руководством психолога-преподавателя, в группах молодых педагогов, педагогов-стажеров, лиц, работающих в образовательных учреждениях, но не имеющих педагогического образования и соответствующей подготовки. Необходимыми условиями осуществления коммуникативного профессионального самовоспитания через систему тренинга является серьезное отношение к занятиям, постоянный критический самоанализ собственного общения, систематическая и индивидуальная работа над собой, внимание к работе партнеров. Тренинговая группа разыгрывает из себя ученический класс, каждый ее член последовательно выполняет роль учителя. Группа отрабатывает ряд упражнений, которые повышают компетентность в общении каждого ее члена. Упражнения направлены на отработку поведения в ученическом классе.

9. Коммуникативный тренинг для подростков.

Основные задачи: помочь ребенку в осознании универсального характера его трудностей, их распространенности и обычности, «нормальности»; причин его трудностей; преодолении внутренних барьеров; освоении адекватных способов самовыражения; формировании адекватной самооценки.

Цели реализуются при разработке программ тренинга посредством постановки конкретных задач:

- развитие социальной сензитивности;

- формирование установки на партнерство;

- освоение базовых коммуникативных навыков и умений;

- развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии;

- снятие мышечных зажимов;

- освоение релаксации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: