Выработка ценовой стратегии фирмы в каждой ее стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) предполагает следующие этапы:
1. Общее исследование СЗХ, прогнозирование конъюнктуры рынка:
2. Определение модели рынка с точки зрения его конкурентности
3. Определение этапа жизненного цикла товара:
· на этапе внедрения товара – стратегии низких или высоких цен;
· на этапе роста – возможна политика высоких цен;
· на этапе зрелости – необходимо расширять сегмент рынка;
· на этапе спада – политика низких цен.
4. Определение общих целей фирмы в данном сегменте рынка или СЗХ:
· максимизация прибыли в краткосрочном периоде;
· захват определенной доли рынка (максимизация прибыли в долгосрочном периоде);
· поддержание существующего положения (обеспечение безубыточности).
5. Выбор ценовой политики фирмы.
6. Исследование факторов, влияющих на уровень продажной цены:
· закон спроса, ценовая эластичность, сегментация рынков;
· прямые и косвенные государственные методы регулирования цен;
· цены на товары-конкуренты, товары-заменители, ценовая политика конкурентов и т.д.;
7. Принятие базового уровня цены и определение рациональной динамики его изменения:
нижний уровень продажной цены устанавливается как цена производства, а в качестве верхнего – эффект, который получает покупатель в сфере потребления (цена потребления).