Основные факторы политических рисков: внутренние и внешние. «Симптомы» политического риска

 

В процессе своей деятельности политики сталкиваются с совокупностью различных видов рисков, которые отличается между собой по месту и времени возникновения, совокупности внешних и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следовательно, по способу их анализа и методам их описания.

Как правило, все виды политических рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятельность политических лидеров. Эти обстоятельства затрудняют принятие решений по оптимизации риска и требуют углубленного анализа состава конкретных рисков, а также причин и факторов их возникновения.

Такое свойство риска, как альтернативность, связано с тем, что он предполагает необходимость выбора из двух или нескольких возможных вариантов политических решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора снимает разговор о риске. Там, где нет выбора, не возникает рискованная ситуация и, следовательно, не будет риска. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и решается различными способами. Если в простых ситуациях выбор осуществляется, как правило, на основании прошлого политического опыта и интуиции, то в сложных ситуациях необходимо дополнительно использовать специальные методы и методики.

Таким образом, что касается такой черты политического риска, как альтернативность, то она напрямую связана с основными компонентами структуры свободы: объективной и субъективной свободой, системой принимаемых решений в политике и процессом реализации принятого решения.

Такая черта политического риска, как противоречивость, проявляется в различных аспектах. С одной стороны, риск ориентирован на получение общественно значимых результатов неоднородными, новыми способами в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора. Тем самым он позволяет преодолевать психологические барьеры, стереотипы и обеспечивать осуществление инициатив, новаторских идей, социальных экспериментов, направленных на достижение успеха. Это свойство политического риска имеет важное значение для всей общественной жизни, ибо ускоряет технический прогресс, оказывает позитивное влияние на общественное мнение, духовную атмосферу общества. С другой стороны, политический риск может вести к авантюризму, волюнтаризму, торможению социального прогресса, к тем или иным социально-экономическим, политическим и моральным издержкам, если в условиях неполной информации альтернатива выбирается без должного учета объективных закономерностей развития социально-политического явления, по отношению к которому принимается решение.

Противоречивая природа политического риска проявляется в столкновении объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Так, человек, совершивший выбор, осуществляющий те или иные действия, может считать их рискованными, а другие люди их могут расценивать как осторожные, лишенные всякого риска, и наоборот. С течением времени представление о рискованности тех или иных действий также может меняться. Следовательно, политический риск является противоречивым понятием, и в зависимости от объективных и субъективных факторов представление о нем может существенно меняться.

Большое внимание в политологической литературе уделяется факторам политического риска. Первые факторы - факторы среды (внешние), а вторые - личностные (внутренние).

Сторонники преобладающей роли факторов среды считают, что решающими факторами являются среда, ситуация, в которой принимается решение. Один и тот же человек в различной обстановке может быть либо перестраховщиком, либо авантюристом. Он может как добиваться успеха, так и терпеть неудачу. Внешние факторы напрямую связаны с объективной свободой. Условно их можно обозначить, как: условия среды, структура решаемой задачи и время.

Среду подразделяют на общественную и природную. Она характеризуется, во-первых, некоторой степенью неопределенности. В ней, как правило, происходят события, которые нельзя предсказать достоверно. Во-вторых, ей присуща определенная степень динамики: с течением времени она подвергается модификации, преобразованию. Наконец, в-третьих, среда характеризуется определенной степенью сложности. Чем больше в ней имеется переменных, тем она сложнее.

Вторую группу, как уже отмечалось, составляют внутренние факторы, определяемые, в первую очередь, чертами субъекта риска Сторонники преобладающей роли личности в формировании политических решений утверждают, что принимаемые решения в большей части обусловливаются качествами личности решающего, его политической культурой. Эти факторы напрямую связаны с субъективной свободой. Остановимся на наиболее важных из них.

Важное значение имеют психофизиологические качества субъекта риска. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными систематической тренировкой. Установлено, что люди, отличающиеся слабостью нервной системы, тревожностью, обычно завышают степень опасности и возможности реализации решения. Людям же, движимым сильным побуждением к достижению цели и получению выигрыша от этого, свойственно порой, наоборот, занижать уровень опасности и считать возможность ее проявления менее вероятной, чем на самом деле. Влияние личностных качеств особенно сильно отражается на осуществлении подобного выбора в условиях риска в экстремальных ситуациях.

Следовательно, при принятии решений, связанных с риском, имеют немаловажное значение как внешние (условия среды, структура решаемой задачи, время), так и внутренние (политическая культура субъекта риска, его психофизиологические качества) факторы. И рассматривать их следует неразрывно друг от друга. Лишь в сочетании свойств личности и условий среды рождается политическое решение.

Общую схему взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, определяющих уровень риска в стране, представил Ч. Кеннеди в работе «Управление политическим риском».

Кеннеди выделяет четыре основных типа политических систем:

1) авторитарно-традиционная (монархия или военная диктатура);

2) авторитарно-мобилизационная (тоталитаризм);

3) либерально-демократическая (парламентская или президентская);

4) новая независимая (бывшие колонии).

Наиболее стабильными он считает вторую и третью системы, относительно стабильной - первую, наименее стабильной - четвертую. Как крайне нестабильная рассматривается политическая система в случае, когда военные имеют возможность и желание изменить правительство.

Наличие в недавнем прошлом той или иной страны гражданской войны, революции, военных переворотов, включаемых в показатель «последняя внутренняя война», считается прецедентом для возможного решения будущих конфликтов. Легитимность правящей элиты означает соблюдение большей частью населения правительственных распоряжений. Появление противоположных тенденций, а также высокая степень государственного насилия над гражданами (репрессии) усиливают вероятность политической нестабильности. Прогрессивные программы земельных реформ необходимы для устойчивого перехода от преимущественно аграрного к индустриальному обществу.

В классификации, предложенной Дж. де ла Торре и Д. Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска. Такое деление достаточно условно, поскольку факторы из различных групп могут оказывать влияние друг на друга.

Анализ внутренних экономических факторов позволяет составить общую характеристику экономического развития страны и выделить наиболее уязвимые области. Внешние экономические факторы определяют степень влияния внешних ограничений на внутреннюю экономическую политику: высокая степень зависимости и значительный размер внешней задолженности усиливают риск вмешательства правительства в инвестиционную деятельность. При определенных условиях внешняя политическая обстановка может сыграть роль катализатора политической нестабильности в стране.

С точки зрения субъекта политики, политический риск возникает вследствие несоответствия идеальным требованиям и наличным возможностям управления политической ситуацией.

Политический риск связан с проблемой стабилизации политической обстановки. Он может выступать как самостоятельный фактор или быть элементом других видов риска - социального, экономического и др. Ведущими зарубежными исследователями данного феномена являются О. Лири, С. Кобрин, В. Коплин, В. Оверхот и др. Его конкретным выражением выступает урон, наносимый политическому деятелю или организации, стране в целом, который выражается в утрате определённого ресурса или его неполучении в нужном количестве, падении популярности, снижении имиджа, дестабилизации социально-политической обстановки, всевозможных иных угрозах и опасностях.

Риск политический в той или иной степени свойственен политической, деятельности в целом, которая, в принципе, отличается определённой стихийностью, неопределённостью, неполнотой ориентиров или недоступностью ресурсов, высоким             динамизмом.

Исходя из этого, непременным требованием политики является соединение предприимчивости, смелости, трезвости расчёта и элементов риска; для участников политического действия - готовность к риску, живое реагирование на ситуации.

Носителем риска могут выступать различные политические феномены - политик, его соперники или соратники, тот или иной ресурс, определённый политический институт.

Риск всегда распределяется между различными сторонами, его порождающими. В анализе измеряются и оцениваются частота случаев его возникновения, серьёзность и уровень риска.

Основные факторы, которые порождают риск, связаны с недостаточной рациональностью политики:

¾ дефицитом и неполнотой информации;

¾  недостаточным анализом политической ситуации, их нестандартностью и сомнительностью;

¾  неадекватным реагированием на них;

¾  отсутствием четкого подсчёта приобретений и утрат;

¾  непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий;

¾  неопытностью и некомпетентностью политических лидеров, невысоким уровнем политической культуры;

¾  существованием коррупции.

Риск также порождается и нестабильностью, радикализмом, или агрессивностью политического курса, деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населением проводимой политики, наличием политических конфликтов, безработицей и кризисами.

Его источники могут быть связаны с личностью политика, с неустойчивостью его поведения, склонностью к автономии без учёта коллективного характера политического действия, повышенной склонности к риску (некоторые политики действуют более эффективно в необычных и опасных ситуациях, ощущают удовольствие от них (адреналин) и даже создают их). Зачастую политический риск возникает вследствие морального или правового нигилизма, невыполнения принятых условий взаимодействий и коммуникаций, нарушения требований закона или норм соглашений, имеющих морально-политический характер. Такого рода ситуации создаются в результате антизаконных действий органов власти и оппозиции, нарушения обязательств или отказа от достигнутых договоренностей, злоупотребления служебным положением.

Повышает риск незаконность поставленной цели и методов её достижения, стремление к инновациям, быть «впереди прогресса». Наряду с этим одним из источников политического риска выступают случайности в политике, которые ведут к появлению непредвиденных и нежелательных событий (болезнь, смерть, отставка политических деятелей, несчастные случаи и др.), рождающих всевозможные угрозы и опасности.

Риск естественным образом возникает в условиях плюрализма, политической конкуренции, соревновательности и борьбы.

В прикладном анализе принято выделять симптомы и факторы политического риска. Среди первых:

¾ уровень общественных беспорядков (забастовок, демонстраций);

¾ стабильность правительства (вероятность его сохранения у власти);

¾ степень этнических и религиозных противоречий;

¾ стиль мышления, политическая культура лиц, принимающих решения (уровень национализма, коррупции, непотизма);

¾ роль принуждения при удержании власти;

¾ организованность и влияние левых радикалов;

¾ негативное влияние региональных политических сил;

¾ влияние извне;

¾ преемственность в политике;

¾ социальные условия (неравенство в распределении доходов, уровень безработицы и др.).

К факторам политического риска относятся:

•  антиконституционные действия;

•  терроризм;

•  партизанская борьба;

•  социальные конфликты.

Вероятностные оценки политического риска способны снизить его уровень, повысить уверенность в успехе. Он измеряется на основе оценок факторов, его повышающих или снижающих.

Подсчёт потерь даёт основание для характеристик и оценок политических действий и ситуаций как высокорискованных или малорискованных, гарантированно обеспечивающих успех. В целях уменьшения, ограничения риска используется метод минимизации («МиниМакс»), который нацелен на минимизацию максимально возможных потерь. Для этого разрабатываются альтернативы принимаемых решений с взвешиванием всех возможных опасностей и потерь, затем выделяются оптимистические и пессимистические варианты ущерба. Для его измерения используются методы, применяемые в теории игр.

Как видим, существуют различные точки зрения относительно причин политического риска. Основные факторы, порождающие политический риск, связаны с недостаточной рациональностью политики - дефицитом и неполнотой информации, недостаточным анализом политических ситуаций, их нестандартностью и сомнительностью; неадекватным реагированием на них; отсутствием четкого подсчета приобретений и утрат; непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий; неопытностью и некомпетентностью; безответственностью или авантюризмом политических лидеров; недостаточным пониманием закономерностей политических процессов. Политический риск порождается также и нестабильностью, радикализмом или агрессивностью политического курса, деятельностью отдельных политических институтов, низкой поддержкой населением (нелегитимностью) проводимой политики; наличием политических, и особенно военных, конфликтов, значительной безработицей и кризисами.

Следует отметить, что анализ политического риска в Беларуси имеет свою специфику: политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому необходимо уделять дополнительное внимание при оценке политического риска.

Стратегия риска в условиях цивилизационного выбора дальнейшего пути развития Республики Беларусь требует всестороннего информационного обеспечения. В рамках такого подхода к политическому риску необходимо выделить несколько направлений, обеспечивающих механизмы регулирования этого многоуровневого явления. Во-первых, это построение качественных и количественных прогнозных моделей политического риска с учетом системы факторов социального, экономического, технологического и иного характера развития страны.

Во-вторых, оценка факторов политического риска на основе анализа выбранных индикаторов и их «веса» в структуре модели (политическая стабильность, уровень инфляции, степень экономического роста и т.д.), а также оценки возможных реакций субъекта власти на события рискового характера.

В-третьих, разработка наиболее вероятных сценариев развития политической ситуации, ее последствий и осуществления возможных мер против негативных тенденций.

В-четвертых, учитывая, что политический риск - это вероятность не только нежелательных политических событий, которые являются результатом деятельности субъекта власти (правительственных органов) внутри страны, но и вероятность нежелательных политических событий разрушительного плана для бизнеса, необходима тщательная рациональная разработка внутристрановой стратегии, обоснование механизмов принятия решений в области внешней политики и международной торговли, отражающих не только краткосрочное, текущее развитие, но и долгосрочное планирование и предсказание глубинных внутристрановых процессов.

В-пятых, научное понимание риска связано не только с созданием широкой информационной базы по изучению проблем риска, но и с формированием должного рискового мышления, восприятия новых способов организации дела на основе учета риска как у субъектов власти, так и у населения через средства массовой информации, что во многом будет способствовать росту доверия к стране.

В-шестых, учитывая роль психологических аспектов риска, рассматривающих его с точки зрения мотивов личности, психологической склонности к нему, роли свойств личности, ее политической культуры в процессе генерации альтернативных решений и их последствий и т.п., необходимо разработать соответствующую технологию профессиональной подготовки политических лидеров, субъектов власти, для того чтобы свести к минимуму степень риска политических партий, организаций, вкладывающих материальные средства для- делегирования своих представителей в политическое поле власти.

Для современной Беларуси характерен процесс трансформации системы ценностей и политических установок, характеризующейся ломкой старой системы ценностей и установок и выработкой новой, что влечет за собой состояние неопределенности и вариативности выбора между различными направлениями трансформации прежней системы ценностей.

Изучение политического риска в Республике Беларусь предполагает не только комплексную процедуру сбора информации об экономическом' и социальном развитии страны, ее анализ и оценку с целью прогнозирования и управления политическими рисками. Исследование психологических мотивов власти, взаимоотношений власти и риска, власти и морали особенно важны в условиях, когда принятие решений как на уровне макрориска субъектами, непосредственно обеспечивающими политическую власть в государстве, так и на уровне мегариска политическими деятелями, осуществляющими международную политическую деятельность, требует гибкости и перспективного мышления, соответствующего уровня политической культуры, коммуникативной рациональности, открытости, преодоления центричности. Те или иные мотивы власти, детерминирующие характер риска на различных его уровнях, могут, в конечном счете, стать причиной нежелательных политических событий разрушительного плана практически в любой стране, а также изменения характера самой политической системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: