Структурные элементы политического риска и его особенности

Тема 6. Политический риск и политическая культура

План

 

1. Понятие политического риска.

2. Структурные элементы политического риска и его особенности.

3. Основные факторы политических рисков: внутренние и внешние. «Симптомы» политического риска.

4. Типология политических рисков: по времени и факторам возникновения, по характеру учета их последствий, по сферам возникновения и др.

5. Геополитические риски.

6. Управление рисками.

Понятие политического риска

Политический риск - одно из узловых понятий политологии. Всё чаще говорится об анализе политического риска как о новой академической дисциплине. С одной стороны, это развивающаяся дисциплина количественных прогнозных моделей, с другой - аккумулирующая практический опыт специалистов из разных странам.

Политический риск - неустранимый элемент политического решения любого уровня, начиная с революционных преобразований всего общества и заканчивая голосованием отдельных избирателей, заключающийся в выборе той или иной линии поведения, того или иного действия.

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных государственных деятелей или правительств, предпринимались с давних пор, но современный подход к его изучению начал формироваться сравнительно недавно, ибо в наши дни во многом изменилась природа политических рисков. Как отмечают исследователи, риски, возникающие в начале XXI века - это новые риски: «Они угрожают не какому-то отдельному региону или какой-то особой «группе риска», а всем регионам и всем индивидам, независимо от отношения последних к социальным структурам и институтам власти. Это - рикошетные риски: сбои в одной системе рикошетом поражают все другие, проявляясь в самом неожиданном локусе социального пространства».

Понятие «политический риск» появилось в лексиконе американских корпораций. Одна из первых работ по этой проблеме - книга Ф. Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где на формальных началах был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

Однако выделение корпорациями политического риска как особого явления произошло лишь после того, как они пережили ряд шоковых ситуаций. Так, после энергетического кризиса 70-х годов в американских фирмах началось формирование организационных структур по оценке странового риска.

С конца 80-х гг. под эгидой Шведской академии наук выпускается серия монографий «Риск и общество», где исследуются моменты риска при принятии технологических, экономических и политических решений, а главное- взаимозависимостей между ними.

Рисковое решение принимается в ситуации неопределенности и характеризуется особым типом взаимосвязи объективных обстоятельств и субъективной деятельности. Успех при осуществлении такого решения зависит не столько от «угадывания», сколько от политической культуры, умения и волевой решимости политиков направить ход событий в результате активных действий в пользу избранной альтернативы.

Политический риск понимается в двух аспектах:

1)  как вероятность неблагоприятных последствий политических решений, предпринимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и пр.), что ведет к ущербу для участников политических действий;

2)  как вероятность осуществления нежелательных политических событий.

С точки зрения субъекта политики, политический риск возникает вследствие несоответствия идеальным требованиям и наличным (потенциальным) возможностям управления политической ситуацией. Политический риск связан с проблемой стабилизации политической обстановки, может выступать как самостоятельный фактор политики или быть элементом других видов риска - социального, экономического (коммерческого) и проч.

Что касается базовых методологических подходов к исследованию политических рисков, то можно условно выделить два основных направления. Представители этих направлений имеют свои, зачастую сильно отличающиеся, взгляды на сущность проблемы политических рисков, свой инструментарий анализа и, безусловно, собственные проблемы.

Первое направление можно назвать «экономической школой анализа политических рисков», чьи теоретические позиции представлены в большинстве учебников по инвестиционной деятельности и коммерческому риску. Сильная сторона этой школы - оценка и прогноз долгосрочных влияний политических событий на инвестиционную деятельность.

«Экономическому» направлению противостоит «политологическое», исследующее не столько экономические последствия, сколько сам механизм возникновения и роста в политической системе кризисных явлений, способных привести к возникновению рискового события. Слабым местом этой школы является отсутствие теоретической базы, учитывающей потребность практиков- рискологов в верифицируемых моделях расчета индексов рисков.

 

Структурные элементы политического риска и его особенности

 

В явлении «риск» можно выделить следующие основные элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

-  возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

-  вероятность достижения желаемого результата;

-  отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

-  возможность политических, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Важным элементом политического риска является наличие вероятности отклонения от выбранной цели. При этом возможны отклонения как отрицательного, так и положительного свойства. Указанные элементы, их взаимосвязь и взаимодействие отражают содержание риска.

Говоря о причинах возникновения риска, необходимо отметить, что в политологической литературе существуют не только различия в понимании содержания понятия «риск», но и разные точки зрения по поводу объективной и субъективной природы риска.

В научной литературе существуют три основные точки зрения, признающие или субъективную, или объективную, или субъективно-объективную природу политического риска, при этом преобладает последняя - о субъективно-объективной природе риска.

Риск связан с выбором определенных альтернатив, расчетом вероятностей их исхода - в этом его субъективная сторона. Помимо этого, она проявляется и в том, что люди неодинаково воспринимают одну и ту же величину политического риска в силу различия психологических, нравственных, идеологических ориентаций, политической культуры в целом.

Однако риск имеет и объективную сторону. Объективное существование риска обусловливает вероятностная сущность многих социальных и политических процессов, многовариантность материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социально-политической жизни.

Объективность риска проявляется в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны деятельности. Причем, риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.

Субъективно-объективная природа политического риска определяется тем, что он порождается процессами как субъективного характера, так и такими, существование которых в конечном счете не зависит от воли, сознания, политической культуры человека.

Таким образом, суммируя изложенное, можно сказать, что политический риск - это вероятность нежелательных политических последствий деятельности государственных и иных политических институтов в обществе.

Политический риск характеризуют ряд черт, среди которых можно выделить:      неопределенность, альтернативность и противоречивость.

Рассмотрим их подробнее.

Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. В первую очередь, это неопределенность внешней среды. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых осуществляется политическая деятельность, и к динамике которых она вынуждена приспосабливаться. Это возможные сдвига в общественных потребностях, изменение политической обстановки, влияющей на политическую деятельность, непредсказуемые природные явления и многое другое. Большое влияние на конечные результаты политической деятельности оказывает неопределенность политической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства политической ситуации.

Неопределенность условий, в которых осуществляется политическая деятельность, предопределяется тем, что она зависит от множества переменных и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. В результате каждый политик изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, обеспечивающих его успех на политическом поприще, хотя многое зависит и от его личной политической культуры.

Человек в своей повседневной деятельности вынужден постоянно выбирать один вариант из множества. Неопределенность выбора, на которую влияют многочисленные факторы, появляется лишь тогда, когда нельзя определить результаты, последствия использования того или иного варианта. Выбор варианта поведения иногда может привести к невыгодному исходу, вероятность которого не исключается. И чем больше неопределенность, тем больше риск. Из ситуаций неопределенности особый интерес вызывают такие, в которых появление нежелательных последствий весьма вероятно и им можно дать ту или иную оценку. В то же время ситуации, когда вероятность наступления неизвестных событий установить заранее невозможно или предотвратить подобные события нельзя традиционным способом, называют неопределенностью. Следовательно, ситуация риска - разновидность неопределенности, когда объективно существует возможность оценить, вероятность событий. Риск является одним из способов «снятия» неопределенности, которая представляет собой незнание достоверного, отсутствие однозначности. Хотя неопределенность в смысле уже сделанного шага «снимается», однако неопределенность ожидаемых последствий остается. Ведь действие и последствие могут быть разделены значительным промежутком времени.

Неопределенность проявляется с наибольшей силой в обстановке политического конфликта. Если же мы имеем дело с принятием решения в условиях неопределенности, то это положение можно рассматривать как конфликт с нашим собственным незнанием. Следовательно, понятия риска, конфликта и неопределенности взаимосвязаны, причем, первые два могут быть в принципе сведены к третьему.

Таким образом, основными причинами неопределенности и, следовательно, источниками политического риска являются:

1.  Спонтанность политических процессов и явлений, или внезапность, возникновение вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.

2. Случайность. Вероятностная сущность многих социально-политических процессов, многовариантность отношений, в которые вступают субъекты политической деятельности, приводят к тому, что в сходных условиях одно и то же событие происходит неодинаково, т.е. имеет место элемент случайности. Это предопределяет невозможность однозначного предвидения наступления предполагаемого результата.

Весьма заметное и не всегда предсказуемое влияние на результаты политической деятельности оказывают:

-  различного рода аварии - неурожаи, пожары, наводнения, выбросы атомных и тепловых электростанций и т.п.;

- межнациональные и иные политические конфликты;

- несчастные случаи на транспорте, производстве и т.д.;

-  непредсказуемость поведения политических противников, электората и многое другое.

Как показывает практика, несмотря на принимаемые обществом меры, направленные на уменьшение вероятности появления негативных явлений и снижение величины причиняемого ими ущерба, указанные выше случайные события остаются возможными.

3. Наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов. Проявление этого источника риска весьма многообразно: от войн и межнациональных конфликтов до политического соперничества и простого несовпадения интересов.

Так, в результате военных действий политический деятель может столкнуться с запретом на экспорт или импорт, конфискацией товаров и даже предприятий, лимитированием иностранных инвестиций, замораживанием или экспроприацией активов иди доходов за рубежом и др.

Наряду с элементами противодействия может иметь место простое несовпадение интересов, которое также способно оказывать негативное воздействие на результаты политической деятельности.

Таким образом, наличие противодействующих и противоборствующих тенденций в политическом и общественном развитии вносит в социально-политическую жизнь элементы неопределенности, создает ситуации риска.

4.  Существование неопределенности связано также с неполнотой, недостаточностью информации о политическом объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью этой информации,

Процесс принятия решений предполагает наличие достаточно полной и правильной информации. Эта информация включает осведомленность о политической ситуации. Однако на практике такая информация часто бывает разнородной, разнокачественной, неполной или искаженной. Таким образом, чем ниже качество информации, используемой при принятии решений, тем выше риск наступления отрицательных последствий такого решения.

5.  К источникам, способствующим возникновению неопределенности и риска в политике, относятся также:

-  ограниченность, недостаточность материальных, финансовых ресурсов при принятии и реализации политических решений;

-  невозможность однозначного познания того или иного политического объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания;

-  относительная ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических и политических установках, идеалах, намерениях, оценках, политической культуре в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: