Лекция 6. Бюджетные полномочия Федерального казначейства

Бюджетные полномочия Федерального казначейства сводятся к тому, что этот орган осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Общие полномочия исполнительные органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований заключаются:

в обеспечении составления проектов бюджетов и внесении их на утверждение в законодательные (представительные) органы власти;

в разработке и утверждении методик распределения и предоставления межбюджетных трансфертов;

в обеспечении исполнения бюджетов;

в составлении бюджетной отчетности, представлении отчета об исполнении бюджета на утверждение в законодательные (представительные) органы власти;

в обеспечении управления государственным и муниципальным долгом;

в иных бюджетных полномочиях.

Особо выделяются бюджетные полномочия органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в условиях военного и чрезвычайного положений. Данные органы наделены бюджетными полномочиями по решению Президента РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 75 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положений Федерального закона от 10 июня 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России выполняет возложенные на него функции, одна из которых - обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет три бюджетных полномочия:

а) совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики; в соответствии с п. 7 ст. 192 БК РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту и Правительству Российской Федерации;

б) обслуживает счета бюджетов;

в) выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Кредитные организации могут осуществлять следующие операции со средствами бюджетов:

а) могут привлекаться на основании агентского соглашения к осуществлению операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов;

б) выполняют функции Банка России по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или при невозможности выполнения ими этих функций;

в) могут обслуживать расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, если субъекты РФ, муниципальные образования открыли счета в этих кредитных организациях.

Причем все эти функции коммерческие банки выполняют на стадии исполнения бюджета бюджетного процесса.

Следует подчеркнуть, что к исполнению данной публичной функции кредитные организации могут привлекаться только в двух случаях:

а) при отсутствии учреждений Банка России на соответствующей территории;

б) если Банк России не может выполнять функции по обслуживанию счетов бюджетов.

Статья 157 БК РФ указывает на бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля как участников бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти (местной администрацией) как участников бюджетного процесса, различаются.

Бюджетные полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных законодательными (представительными) органами, сводятся:

к контролю над исполнением бюджетов;

к подготовке заключения на годовой отчет об исполнении бюджетов;

к экспертизе проектов бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетными полномочиями органов государственного, муниципального финансового контроля, созданных органами исполнительной власти (местной администрацией), является предварительный, текущий и последующий контроль над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что, согласно ст. 265 БК РФ, законодательные (представительные) органы также осуществляют финансовый контроль в формах предварительного, текущего и последующего.

К органам государственного финансового контроля на федеральном уровне относятся Счетная палата РФ (орган государственного финансового контроля, созданный Федеральным Собранием РФ) и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (орган государственного финансового контроля, созданный федеральным органом исполнительной власти).

Полномочия органа государственного финансового контроля субъекта РФ, созданного законодательным органом субъекта РФ, определяются законом субъекта РФ.

Полномочия органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом, определяются муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Полномочия органов государственного финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов муниципального финансового контроля, являющихся органами или должностными лицами местных администраций, устанавливаются местной администрацией.

Контрольные органы вправе проводить проверки бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов.

Таким образом, контрольные органы в бюджетной сфере разделены по вертикали на три уровня - федеральный, региональный, муниципальный - в зависимости от бюджета и уровня власти и по горизонтали - на создаваемые представительными и исполнительными органами.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

В бюджетных полномочиях главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств есть сходство и различия. Круг бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств шире, чем у распорядителей бюджетных средств. Однако распорядители бюджетных средств в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, выполняют отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в чьем ведении находятся.

Сходные бюджетные полномочия главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств:

а) планирование расходов бюджета;

б) распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета;

в) внесение предложений о формировании и об изменении (сводной) бюджетной росписи.

Только главные распорядители вправе выступать в суде от имени Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования в качестве представителей ответчика по искам к Российской Федерации, ее субъекту, муниципальному образованию.

Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Бюджетные полномочия главного администратора и администратора доходов бюджета сильно различаются. Если бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджетов в основном носят информативный характер (формирует перечень, представляет сведения, бюджетную отчетность и т.п.), то бюджетные полномочия администратора доходов бюджета более разнообразны. Так, администратор доходов бюджета:

занимается начислением, учетом и контролем над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

взыскивает задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов.

В статье 160.2 БК РФ содержится закрытый перечень бюджетных полномочий главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и открытый перечень бюджетных полномочий администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным кодексом РФ проводить операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетные полномочия главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета имеют сходство и различия. Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает более широким кругом полномочий, но вправе передать их администратору источников финансирования дефицита бюджета, находящемуся в его ведении.

Общее в бюджетных полномочиях названных субъектов заключается в том, что они планируют поступления и выплаты по источникам финансирования дефицита бюджета, осуществляют финансовый контроль (но каждый в своей сфере), формируют бюджетную отчетность.

Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы. Государственные академии наук и подведомственные им учреждения до утверждения Правительством РФ уставов академий осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ применительно к бюджетным учреждениям.

Согласно ст. 6 БК РФ, бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств и, следовательно, обладают всеми бюджетными полномочиями получателей бюджетных средств, установленных в ст. 162 БК РФ. Основное право бюджетного учреждения как получателя бюджетных средств - это право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Особенности правового положения бюджетных учреждений как участников бюджетного процесса заключаются в следующем:

бюджетное учреждение проводит операции с бюджетными средствами через лицевые счета. Лицевые счета - это счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

В Бюджетном кодексе РФ установлены особенности заключения и оплаты бюджетным учреждением государственных и муниципальных контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств. Особого внимания заслуживает положение, согласно которому в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров. Причем сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора, но не упущенной выгоды, как это предусмотрено в Гражданском кодексе РФ (ст. 15). Иными словами, Бюджетный кодекс РФ определяет особенности правового положения бюджетных учреждений не только как участников бюджетного процесса, но и как стороны гражданско-правового договора.

Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты и займы.

Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Данные положения распространяются не только на бюджетные учреждения, но и на остальных получателей бюджетных средств - на органы:

государственной власти;

местного самоуправления;

управления государственными внебюджетными фондами.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Перечень бюджетных полномочий получателей бюджетных средств установлен в ст. 162 БК РФ, этот перечень открытый, главное бюджетное полномочие получателей бюджетных средств - составление и исполнение бюджетной сметы, т.е. документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения. К другим бюджетным полномочиям получателей бюджетных средств относится:

а) принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;

б) обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

в) внесение главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения об изменении бюджетной росписи;

г) ведение бюджетного учета либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

д) формирование и представление бюджетной отчетности получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

е) исполнение иных полномочий, установленных Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Перечень участников бюджетного процесса федерального уровня и их полномочия определены в гл. 19 БК РФ. В целом состав участников бюджетного процесса на федеральном уровне соответствует общему перечню участников бюджетного процесса, установленному в ст. 152 БК РФ.

Статья 164 БК РФ закрепляет закрытый перечень участников бюджетного процесса федерального уровня:

Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса федерального уровня. Во-первых, Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период и об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, а во-вторых, направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание, в котором определяется бюджетная политика России на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ - законодательный орган. Общие бюджетные полномочия законодательных органов закреплены в ст. 153 БК РФ. В основном бюджетные полномочия Государственной Думы сводятся к рассмотрению проектов и утверждению федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; Государственная Дума вправе проводить и предварительный, текущий, и последующий финансовый контроль, согласно ст. 265 БК РФ.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ является законодательным органом. Общие бюджетные полномочия законодательных органов закреплены в ст. 153 БК РФ. В основном бюджетные полномочия Совета Федерации сводятся к рассмотрению проектов и одобрению федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; Совет Федерации, согласно ст. 265 БК РФ, вправе осуществлять предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.

Правительство РФ - исполнительный орган власти. Общие бюджетные полномочия исполнительных органов власти установлены в ст. 154 БК РФ. В основном бюджетные полномочия Правительства РФ сводятся к обеспечению составления проектов федеральных законов о федеральном бюджете и плановом периоде и об отчете об исполнении федерального бюджета, а также к исполнению федерального бюджета и осуществлению бюджетного контроля в соответствии со ст. 266 БК РФ.

Министерство финансов РФ является исполнительным органом власти. Общие бюджетные полномочия исполнительных органов власти закреплены в ст. 154, а конкретные бюджетные полномочия, осуществляемые Министерством финансов РФ, - в ст. 165 БК РФ. Кроме того, правовой статус Министерства финансов РФ определяется Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329. Исключительным полномочиям министра финансов РФ посвящена ст. 166 БК РФ.

Федеральное казначейство является органом исполнительной власти (федеральной службой). Общие бюджетные полномочия исполнительных органов власти определены в ст. 154, а конкретные бюджетные полномочия, осуществляемые Министерством финансов РФ, - в ст. 166.1 БК РФ. Контрольные полномочия федерального казначейства содержатся в ст. 267 БК РФ. Кроме того, правовой статус Федерального казначейства определяется Положением о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703.

Центральный банк Российской Федерации; его бюджетные полномочия0 закреплены в ст. 155 БК РФ. Основное бюджетное полномочие Банка России - обслуживание счетов федерального бюджета. Общеправовой статус Центрального банка РФ закреплен в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Счетная палата РФ отнесена ст. 157 БК РФ к органам государственного финансового контроля; в названной статье определяются общие бюджетные полномочия органов государственного финансового контроля, определяется специфика правового положения Счетной палаты РФ в системе органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. Кроме того, правовой статус Счетной палаты РФ закреплен в Конституции РФ и Федеральном законе от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора отнесена ст. 157 БК РФ к органам государственного финансового контроля; в названной статье определяются общие бюджетные полномочия органов государственного финансового контроля. Кроме того, правовой статус Федеральной службы финансово-бюджетного надзора закреплен в ст. ст. 166.2, 268 БК РФ и в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278.

Органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации - органы управления Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования РФ.

Главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета, а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Общие бюджетные полномочия главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств закреплены в ст. 158 БК РФ, а получателей бюджетных средств - в ст. ст. 161, 162 БК РФ.

Главные администраторы и администраторы доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Главные администраторы доходов федерального бюджета, согласно прил. 6 к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", - большинство федеральных министерств, агентств и служб. Например, Федеральная налоговая служба является главным администратором следующих доходов: налога на прибыль организаций, единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налога на добычу полезных ископаемых и др. Министерство внутренних дел Российской Федерации является администратором такого дохода, как плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан.

Главные администраторы и администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Бюджетные полномочия главного администратора и администратора источников финансирования дефицита бюджета определены в ст. 160.2 БК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: