Тема 5. Качественные аналитические издания в современной печатной журналистике: форматы, жанры, тематические направления

Особенности современной аналитической прессы. Эволюция жанровых форм в аналитической качественной журналистике. Журналистское расследование как метод и жанр в современ- ной периодике: понятие, дискуссия о методе и жанре, этические ограничения. Освещение в прессе общественных расследований. Аналитические деловые издания и возможности их интеграции с Интернет. Принципы и характеристики современной деловой пери- одики. Аналитика в деловой журналистике. Методы анализа соци- ально-экономической ситуации и прогнозирования в журналистике

Глобальный и отечественный опыт развития печатных средств мас- совой информации в цифровую эпоху свидетельствует о том, что ко- личество традиционных газет и журналов сокращается. Многие из них отказываются от бумажной версии и полностью переходят в интернет. Поэтому печатная пресса становится элитным продуктом для наиболее продвинутой и состоятельной аудитории, каковой является аудитория качественной печатной прессы. Сохранение популярности качествен- ных газет и их востребованность на рынке определяется также наличием в этих изданиях эксклюзивных материалов, недоступных читателям других СМИ. Трансформация печатной прессы в информационный продукт, предназначенный преимущественно для элиты, то есть достаточно обе- спеченной и грамотной аудитории, повлечет за собой рост цены и сокра- щение тиража. Однако другого пути сохранения качественной печатной газеты на рынке СМИ в настоящее время, по мнению экспертов, нет. По мнению агентства «Havas Media Russia» развитие отечественно-

го рынка прессы в настоящее время определяют несколько основных тенденций, одна из которых связана с качественной прессой. «Рынок развивается неравномерно, но сегмент качественной и дорогой прессы остаётся стабильным, поэтому рекламодатели предпочитают ключевые издания. Падение спроса на них значительно меньше, чем в целом по

рынку, так аудитория этого сегмента считает прессу ключевым медиа. При общем сокращении рекламных бюджетов рекламодатели предпо- читают ключевые издания, так как в условиях кризиса только они могут гарантировать качество контента, надежную систему распространения и своевременность выхода в свет очередных номеров. Таким образом, концентрация рынка рекламы обеспечивает стабильную позицию имен- но лидирующим изданиям, которые в гораздо меньшей степени под- вержены кризисным явлениям, чем вся остальная печатная пресса».

Согласно А. А. Тертычному, аналитические жанры значительно мас- штабнее и основательнее и занимают ведущее положение в качественных СМИ. Аналитики проводят глубинные исследования различных явлений действительности, всесторонний анализ фактов, толкование проис- ходящих событий, процессов, ситуаций. В аналитических материалах обязательны комментарии, сопоставление, взаимосвязь и взаимозависи- мость фактов, наличие логических выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций.

Журналистское расследование – это определенный жанр журналист- ских публикаций, который, имея схожие черты со статьей, корреспон- денцией, очерком и другими жанрами, несомненно отличается от них и имеет неповторимые свойства. Своеобразие журналистского рассле- дования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала.

Предметом журналистского расследования обычно становится наи- более волнующее общественность негативное явление или событие. Цель журналистского расследования заключается в том, чтобы определить причины такого явления, обнаружить предпосылки, найти виновных в произошедшем. Основными вопросами для журналиста-расследователя являются: почему? и как?

В ходе расследования журналист прибегает к самым разным методам получения данных – наблюдениям, интервью, анализу документов и т. д. Зачастую получить наиболее серьезные, скрываемые сведения и улики журналист может неформальным путем. Поэтому заключения должны касаться только тех обстоятельств, которые точно установлены, иначе публикация не будет соответствовать действительности, иметь веские доказательства и обоснованные выводы. Источники информации не всегда упоминаются в журналистском расследовании, так как журналист зачастую вынужден сохранять конфиденциальность.


Аналитическая статья как жанр периодической печати характери- зуется широтой анализируемого материала. Она предназначена для разбора, анализа и обоснования суждения по поводу ситуаций и про- цессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов. В ходе доказательного рассуждения автор аналитической статьи уста- навливает связи между отдельными фактами, событиями, явлениями. Факт и оценка являются основными содержательными составляющими любого публицистического текста. Факт – один из основополагающих публицистических феноменов, определяемый доминантой безуслов- ности, объективности, достоверности. Факты, как правило, предстают констатацией изменений в отношениях и действиях, актуальных для текущего состояния объективной реальности (Соколова Г. В.). Для пре- зентации фактов в аналитических публикациях журналист использует различные приемы, в том числе цитирование, пересказ или показ фраг- ментов и следствий, количественные данные.

Принято считать, что деловая пресса адресована высококвалифи- цированным лицам, занимающим руководящие посты, образованным, социально активным людям. Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации, что влечет за собой применение строгих профессиональных стандартов. Деловые издания по характеру информации и по характеру аудитории должны соответствовать пара- метрам качественной прессы и иметь хорошую репутацию.

Тематика и содержание деловой прессы связаны с освещением про- цессов и явлений, оказывающих влияние на поведение игроков рынка. Однако, информация в деловых изданиях не ограничивается только вопросами экономики и политики. Любая информация, способная при- вести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой. Искусство и квалификация журналистов деловой прессы в значительной степени определяется тем, насколько точно они могут из совокупности всех фактов выбрать именно те, которые влекут за собой заметные из- менения на рынках сейчас или в будущем. По тематике можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспеци- ализированную, профессиональную и «точечную».

По мнению В. Ф. Олешко существует несколько способов при- влечения внимания на сообщение в информационном потоке. Во- первых, безусловно, информация должна быть эксклюзивной. Но это не всегда применимо к деловым изданиям, поскольку у оперативной


информации, как правило, короткий срок «годности», а данный тип СМИ выходит далеко не каждый день. Эксклюзивность и уникаль- ность информации работает только в том случае, если СМИ опера- тивно размещает такую информацию на сайте, а в печатной версии дополняет новость аналитикой. Вторым способом привлечь аудиторию может стать известность автора, что гораздо эффективнее. Фамилия или псевдоним автора формируют бренд, сила которого достаточно велика. Силу бренда, по мнению А. В. Асмус, определяет в том числе тот фактор, что «он облегчает процедуру выбора товара и снижает за- траты на поиск, а также является знаком качества». Третьим способом занять свое место в информационном потоке должна стать системная работа журналиста над содержанием и формой своих публикаций. Ведь во многом их эффективность зависит от того, какие нестандартные способы воплощения в текст той или иной темы, идеи, концепции предложит автор, так называемый авторский подход.

Деловые издания занимают особое место в системе российских массмедиа. Во-первых, кризисные явления в экономике влияют на по- вседневную жизнь большинства россиян и ее перспективы. Во-вторых, деловые издания имеют особую специфику текстов, как правило, это объемные, мало иллюстративные и насыщенные экономическими тер- минами материалы. В-третьих, деловым изданиям не просто бывает решить задачу соотнесения приоритетов их восприятия аудиторией специалистов и массовым читателем. В-четвертых, любая оперативная информация для деловых СМИ не просто новость, а информацион- ный повод, который нуждается в глубоком анализе, проработке темы, общении с экспертами.

Автор делового издания должен ответить на предполагаемые вопро- сы читателя, установить логические связи, проанализировать ситуацию, поговорить с экспертами и представить прогноз развития дальнейших событий. После чего наступает момент создания текста, где наравне с фактологической точностью, терминологией и глубоким погружением в тему важна и творческая составляющая. Тяжелые, перегруженные данными тексты не достигают своей цели и не устанавливают бизнес- коммуникацию. Потребители контента деловых СМИ ориентируются на четкую структуру текста, подзаголовки, списки, рейтинги и т. д., по- скольку бизнес-аудитория, как правило, имеет ограниченные ресурсы свободного времени и не потратит свои ресурсы на неудобочитаемые тексты даже по актуальной тематике.


Еще один способ выделения изданий из информационного потока и завоевания внимания аудитории – интеграция СМИ с социальными сетями. Переход в социальные сети также является демонстрацией творческого подхода к взаимодействию с потенциальной аудиторией. Сегодня многие исследователи предлагают унифицированно разме- щать новости в различных социальных сетях. Согласно результатам исследования, проведенным В. Ф. Олешко и Е. В. Тархановой, ауди- тория Фэйсбука более активно реагирует на имена и названия компа- ний, и это стоит учитывать при написании заголовков материалов для Фэйсбука. Аудитория ВКонтакте более молодежная и поэтому активно реагирует на культурные и социальные события. В обеих аудиториях хорошо воспринимаются списки и рейтинги. В эти и другие социаль- ные сети сегодня все чаще выносятся событийные фото, рейтинги и опросы.

Технический прогресс обязывает современные СМИ использо- вать интернет для увеличения охвата аудитории и продвижения СМИ. С внедрением новых технологий меняется формат работы журналиста, также претерпевают изменения традиционные журналистские тексты и методы продвижения журналистских материалов, в том числе и в деловых изданиях. Меняется и экономическая модель отечественных СМИ, ведь новые технологии сместили акценты прибыльности медиа с печатных и телевизионных на интернет-издания, а также мобильные приложения.

Деловые издания занимают свою нишу на рынке массмедиа и для успешного продвижения используют современные технологии и новые формы подачи материалов.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные тенденции развития печатной прессы?

2. Что такое качественная пресса?

3. Какие жанры относятся к аналитическим жанрам журналистики?

4. Какие методы использует журналист, проводящий расследование?

5. Что такое аналитическая статья?

6. В чем особенность целевой аудитории деловых изданий?

7. Какие существуют способы привлечения внимания аудитории?

8. Как происходит интеграция деловых СМИ с социальными се- тями?


Тема 6. Общественно-политические издания в структуре современной прессы

Уровни освещения социально-политических и социально-экономи- ческих проблем в прессе. Методы инициализации и модерации дис- куссий по социально-значимым вопросам. Управление дискурсом по- литических публикаций: критерии информирования и воздействия. Этические проблемы в социально-психологических последствиях политической публикации. Аналитика в политической журнали- стике: особенности выбора темы, ракурса освещения события и авторского комментария. Аналитика в журналистике социальных проблем. Социальная проблематика в современной периодике: ме- тоды сбора материала, его представления. Этические проблемы в социальной аналитике

Общественно-политические СМИ адресованы широкой аудитории и специализируются на освещении экономических, политических и социальных вопросов. При этом политическим событиям журналисты отдают предпочтение. Общественно-политические СМИ отвечают за регулярные информационные контакты власти и общества, посред- ством информационных обменов, производства информации, дающей развернутое представление о положении дел в государстве.

В Санкт-Петербурге насчитывается более 100 общественно-по- литических изданий разных уровней: федерального, регионального и муниципального. Федеральные (сетевые) издания представлены таки- ми газетами, как «Аргументы и факты – Петербург», «Комсомольская правда в Петербурге», «МК в Питере», «Известия в Санкт-Петербурге» и «Ведомости. Санкт-Петербургский выпуск». Большинство редакций используют формат выпуска газет А3 и выходят еженедельно. Объем федеральных изданий колеблется от 8 до 46 полос, в основном состав- ляет 24 полосы. К региональным общественно-политическим изданиям относятся «Вечерний Петербург», «Санкт-Петербургские ведомости»,

«Утро Петербурга», «Петербургский дневник», «Невское время» и другие. Наиболее распространенный формат среди региональных изданий такой же, как и среди федеральных – А3. Региональные общественно-полити- ческие газеты издаются преимущественно еженедельно, объем колеблется от 12 до 32 полос. Большинство муниципальных изданий города, таких как: «Петроградка», «Коломна», «Сенной округ», «Адмиралтейский вест-


ник», «Василеостровская линия», «На Выборгской», «Большая Охта»,

«Кронштадтское время», «Петроградский курьер», «Петергофский вест- ник» и другие, – в своих названиях не просто подчеркивают принад- лежность к тому или иному муниципальному образованию, «близость» к читателям своей территории, но, соответствуя старым топографиче- ским наименованиям, отражают городскую и историческую символику. Наиболее распространенный формат среди местной прессы – А3, но встречаются издания и меньшего формата А4 и даже А5. Объем местных газет колеблется от 4 до 32 полос. Издаются они преимущественно раз в месяц. В Санкт-Петербурге общественно-политические газеты, в том числе региональные и муниципальные хорошо представлены на рынке печатных СМИ.

Среди общественно-политических изданий стоит выделить

«Российскую газету» – официальный печатный орган Правительства Российской Федерации. В последнее время издание стало современ- ной мультимедийной площадкой по созданию самого разнообразного контента. Газета в ежедневном формате предоставляет оперативную достоверную информацию о самых значимых событиях федерально- го, регионального и международного масштаба, является лидером по объему аудитории в сегменте общественно-политических и деловых ежедневных газет (AIR «РГ» – 896 700 читателей, данные TNS Россия, май – октябрь 2015). Согласно «Google Analytics», аудитория сайта RG.ru в декабре 2015 года составила 16 171 865 уникальных пользова- телей, а количество просмотренных страниц – 51 247 519. «Российская газета» традиционно входит в Топ5 самых цитируемых газет и лидирует по длительности упоминания материалов на ТВ и радио.

Глубина разработки политической проблематики непосредственно зависит от типологической матрицы издания. Содержание качествен- ных СМИ рассчитано на аудиторию, тяготеющую к смысловому чте- нию. Тематические разделы, посвященные политике и экономике, в та- ких средствах массовой информации занимают большие по сравнению с другими тематиками площади и имеют принципиальное значение в раскрытии картины реального мира. Анализ политической проблемати- ки в качественных СМИ выявляет ее особенности. Многоаспектность темы политики проявляется в освещении разных сторон политическо- го процесса. Политическая проблематика никогда не ограничивается вопросами властвования и всегда сопряжена с вопросами развития экономической, социальной, культурной и других сфер.


Социальная журналистика не просто констатирует факты и собы- тия, а дает полноценный анализ и предлагает пути решения социальной проблемы. По определению М. Гессен, социальная журналистика – это направление в журналистике, занимающееся освещением социальных проблем и вопросов общества – проблем, связанных с противоречиями внутри общества система «человек – общество».

Социальные проблемы, существующие в обществе, находят отраже- ние в журналистике и, преломляясь в СМИ, могут оказывать встречное влияние на реальную действительность: происходит тиражирование и усиление, как общих настроений, тенденций, так и отдельных позиций, мнений. С одной стороны, неграмотное информирование об острой социальной проблеме может стимулировать обострение этих проблем. С другой стороны, игнорирование болезненных проблем приводит к социальным взрывам. Качественные СМИ несут ответственность перед своей аудиторией, поэтому материалы, которые выходят на страницах общественно-политических изданий более сдержаны, тактичны и со- держат больше статистических данные, чем непроверенных слухов.

Политический дискурс СМИ, по Никитиной К. В., – «сложное ком- муникативное явление, имеющее своей целью борьбу за власть посред- ством формирования общественного мнения, включающее текст как вербализированный результат речи, контекст – ситуативный, социо- культурный и прагматический, а также специальные языковые средства, отвечающие целям и задачам дискурса». Социокультурный контекст политического дискурса СМИ характеризуется массовостью, нацио- нально-культурной спецификой и идеологичностью. Политический дискурс оказывает большое значение на широкую аудиторию.

Политический дискурс СМИ относится к сфере определенного со- циального взаимодействия, при этом обслуживает политические инте- ресы определенных групп населения, неся идеологическую нагрузку. Политический дискурс невозможен без идеологической нагрузки, ко- торая может проявляться прямо или косвенно, явно или скрыто, фор- мировать определенное отношение аудитории к конкретному вопросу. Информация, транслируемая СМИ широкой аудитории, формирует общественное мнение, мировосприятие, определенное отношение к обсуждаемым вопросам.


Контрольные вопросы

1. Чем выделяются общественно-политические издания на рынке прессы?

2. Насколько заполнена ниша общественно-политических изданий в Санкт-Петербурге?

3. Назовите особенности освещения социальных проблем в СМИ?

4. Что такое политический дискурс СМИ?

5. Какие признаки характеризуют социокультурный контекст по- литического дискурса?


РАДИОВЕЩАНИЕ КАК ФОРМА ЭФИРНОЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СМИ

Тема 7. Выразительные средства радиовещания.

Технологические предпосылки радиовещания. Формообразующие средства радиожурналистики: речь, музыка, шумы, документ. Стилеобразующие средства радиожурналистики: голосовой грим, монтаж, звуковая мизансцена. Жанры современного радиовещания. Информационные жанры: сообщение, репортаж, радиоотчет, обзор печати. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, беседа, радиообозрение. Документально-художественные жанры: очерк, радиорассказ, радиофельетон, документальная драма, радио- композиция

Радиовещание – технология передачи звуковой информации в ра- диоэфире, а также в проводных сетях (проводное радиовещание) или в компьютерных сетях (интернет-радио). Характеризуется передачей сигнала по принципу «от одного – ко многим», т. е. более чем одному слушателю, как правило – по заранее известному расписанию.

Выделяют следующие технологии вещания: эфирное радиовещание, радиовещание в цифровом телевидении, проводное вещание, интернет- радио, спутниковое радиовещание, эфирное радиовещание.

Вещание в радиоэфире осуществляется при помощи радиопере- датчиков (радиоприемников), различной мощности, передающими информацию на той или иной частоте электромагнитного излучения. Радиопередатчик с сопутствующим оборудованием (студии, каналы свя- зи и питания, антенна на мачте или вышке) называется радиостанцией. Частота является главной характеристикой радиовещательной станции, шкалы радиоприемников градуируют в кГц, МГц и ГГц. Звук в эфирном радиовещании модулирует несущую частоту передатчика одним из способов модуляции: амплитудным (AM) или частотным (ЧМ). ЧМ позволяет осуществлять высококачественное (как правило, стереофоническое) вещание в диапазоне частот 66-108 МГц. В других диапазонах с более длинными волнами (ДВ, СВ, КВ) используется AM

и цифровое радиовещание в формате DRM.


Диапазоны частот, предназначенные для радиовещания

Диапазон ДВ (Длинноволновый) – радиоволны с частотой от 150 до 408 килогерц (длина волны 2000-700 метров). Этот диапазон в настоящее время используется очень мало (по большей мере – в России) и на этих частотах в некоторых регионах вещание не проводится. Диапазон ДВ характеризуется наличием большого уровня индустриальных и косми- ческих помех. Максимальная дальность связи на этом диапазоне может доходить до 1000 километров (зависит от мощности радиопередатчика).

Диапазон СВ (Средневолновый) – радиоволны с частотой то 525 до 1600 килогерц (длина волны 540-200 метров). Этот диапазон также характеризуется большим уровнем помех. Ночью радиоволны, благодаря так называемому «тропосферному» прохождению могут распростра- няться на очень большие (до 4 тысяч километров) расстояния. Диапазон характеризуется также наличием «замирания» сигнала (уровень поля неравномерный, что приводит к изменению уровня громкости радио- передачи). Если в конкретной местности имеется СВ радиовещательная станция, то передачи можно принимать с высоким качеством.

Диапазон КВ (Короткие волны) – простирается от 160 до 10 метров (частоты от 1,8 до 30 мегагерц). Этот диапазон позволяет проводить радиосвязи на огромные расстояния, благодаря отражению от слоев атмосферы. Теоретически возможен такой «радиомост» вокруг Земного шара. Диапазон КВ разбит на несколько поддиапазонов (участков).

В России существует следующий стандарт КВ вещания:

Диапазон «25 Метров» – диапазон частот от 11,5 до 12,5 мегагерц; Диапазон «31 Метр» – частоты от 9 до 9,9 мегагерц;

Диапазон «41 Метр» – частоты от 7 до 7,4 мегагерц; Диапазон «49 Метров» – частоты от 5,85 до 6,3 мегагерц.

Короткие волны в течении суток изменяют свое прохождение не одинаково. Так называемые «ночные» диапазоны – это диапазоны 41 и 49 метров. На этих диапазонах ночью прохождение радиоволн улучша- ется. Диапазоны 25 и 31 метр являются «дневными». На этих диапазонах днем прохождение лучше, чем ночью.

Диапазоны ДВ, СВ и КВ являются AM диапазонами (на этих диа- пазонах вещание осуществляется с амплитудной модуляцией сигна- ла). Диапазон УКВ (ультра короткие волны) позволяет осуществлять радиовещание с очень хорошим качеством, благодаря использованию так называемой ЧМ (частотная модуляция). Отечественный диапазон УКВ ЧМ простирается от 64 до 73 мегагерц. Наряду с отечественным


УКВ диапазоном в России в последнее время появляются радиостанции западно-европейского FM диапазона 88-108 мегагерц. На этих диапа- зонах возможно принимать передачи в стереофоническом вещании. К недостатку УКВ диапазона можно отнести высокое затухание радио- волны. Максимально возможное расстояние до радиостанции не может превышать 100 километров.

Радиожурналистика – образно-звуковое воссоздание действитель- ности. Искусство, основанное на организации слышимого материала.

Основные свойства радиожурналистики

Акустичность используется в качестве выразительного средства зву- ка. Подтверждается господством устной речи на радио.

Однотипность речевого общения – обращенность непосредственно к аудитории, которая передается опосредованно через канал передачи. Дистантность речевого акта – удаленность говорящего от слушателя.

Синхронность восприятия речи в момент ее произнесения. Вездесущность и массовость аудитории, разнообразной по полу,

возрасту, образованию и т. д.

Камерность обстановки, обращение к каждому слушателю.

Преимущества радио: оперативность, техническая простота форми- рования и распространения сообщения, доступность, эмоциональность. Недостатки радио: невозможность вернуться к сообщению, не вся информация воспринимается на слух (около 30%), нет времени, чтобы обсудить и обдумать услышанную информацию, непостоянство ауди-

тории.

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радио- журналистики.

Выразительные средства радиожурналистики, по мнению А. А. Ше- реля, можно разделить на две группы. К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится исходный звуковой «материал»: четыре элемента –слово (речь), музыка, шумы (реальные или студийные) и документальные записи, сделанные вне сту- дии. Эти элементы называются природными или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста. Вторая группа отличается мобильно- стью и находится в полной зависимости от субъективных творческих потребностей радиоведущего. Входящие в нее выразительные средства


радиожурналистики называются техническими, или стилеобразующи- ми. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования.

Формообразующие средства радиожурналистики.

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи: описание события, поиск точной интона- ции и поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений).

Музыка и шумы способны самостоятельно выражать смысл, переда- вать атмосферу и вести сюжетные линии аудиоповествования. Зачастую их воспринимают как на дополнение к слову, хотя объем семантической информации в музыке практически равен содержанию речевого сообще- ния. В радиопередаче музыка и шумы могут выступать как самостоятель- ные элементы композиции, равноценные друг другу и слову. Они спо- собны уточнять, дополнять и развивать как идейную, так и эстетическую информации, высказанные словом, нести необходимые логическую и эмоциональную нагрузки, необходимые для движения сюжета.

В структуре передачи музыка и шумы, если они заменяют челове- ческую речь, наиболее распространены при выполнении следующих функций:

1. Обозначение места и времени действия.

2. Обозначение перемещения действия во времени и пространстве.

3. Выражение эмоционального характера описываемого события.

4. Выражение психологического состояния участников события или самого журналиста.

Стилеобразующие средства радиожурналистики.

Реверберация – с помощью пульта управления процессом звукоза- писи журналист может придать звучанию голоса или записи события дополнительную объемность, эффект «эха». Этот прием часто исполь- зуется для того, чтобы акцентировать внимание слушателя на речи пер- сонажа, на какой-либо фразе или звуковой детали события.

Прием «буратино» – убыстрение или замедление речи, один из сильнейших художественных приемов, который был реализован при записи детского радиоспектакля «Золотой ключик, или Приключения Буратино». С его помощью были созданы скороговорка Буратино, грубые вопли Карабаса, звонкие голоса кукольных артистов, и многое другое. А все это был голос одного актера. Этот прием позволяет подчеркнуть ироническое отношение корреспондента к речи кого-либо из интер- вьюируемых.


Звуковая мизансцена – положение микрофона по отношению к участникам события, о котором идет речь в эфире. Микрофон можно установить так, чтобы всех было слышно одинаково, можно передавать его из рук в руки или приближать и отдалять от работающего механизма, создавая эффект присутствия. А можно выбрать для микрофона такую точку, чтобы какой-то один звук или чей-то один голос выходил на первый звуковой план, чтобы он стал главным смысловым и эмоцио- нальным стержнем передачи.

Голосовой грим – одно из выразительных средств радиожурнали- стики, заимствованное ею из арсенала радиотеатра. Это придание речи журналиста эмоциональных красок и ритмических особенностей, пере- дающих атмосферу события.

Главное место в группе стилеобразующих выразительных средств радиожурналистики занимает монтаж (от фр. мontage «сборка»). Акустический монтаж – это технический процесс, позволяющий со- единять отдельные звуковые элементы или звуковые фрагменты в це- лостную композицию. Монтаж позволяет выразить идеологические и эстетические позиции автора, метод его художественного мышления, восприятия действительности. Наиболее распространенным и про- стым видом монтажа является параллельный монтаж, где объединение событий различных по времени и месту происходит в зависимости от желания автора; он не требует четко выстроенной звуковой монтажной фразы. Другой вид – последовательный монтаж заключается в построе- нии четко развивающегося смыслового и эмоционально завершенного звукового фрагмента, сохраняющего самостоятельность и внутреннюю присущую ему логику даже вне контекста всего радиосообщения.

Метод акустического коллажа – одно из самых современных и мощ- ных средств логического и эмоционального воздействия на слушателя, создающий благоприятные условия для появления широкого круга ас- социаций. С помощью акустического коллажа создается обобщенное социально-философское представление о целом комплексе явлений, нашедших отражение в конкретном событии.

Документальная запись, включающая, речь, музыку и шумы, от- ражающие реальную звуковую атмосферу жизни в том или ином кон- кретном месте, в определенное время. Документальная запись является выразительным средством, помогающим журналистку рассказать о кон- кретном событии с возможной полнотой, передать его психологическую атмосферу, акцентировать внимание на том или ином обстоятельстве


времени, места и действия. При этом любая документальная запись является фонодокументом, выступающим самостоятельным или допол- нительным аргументом для доказательства подлинности фактического материала передачи.

Жанры радиожурналистики можно разделить на три устойчивые группы:

1. Информационные жанры: сообщение; мини рецензия, репортаж, радиоотчет, обзор печати.

2. Аналитические жанры: корреспонденция; аналитический репор- таж; интервью; комментарий, беседа, радиообозрение.

3. Документально-художественные жанры: очерк; радиорассказ; радиофельетон, документальная драма, радиокомпозиция.

Радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в прессе, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Может содержать ответы на дополни- тельные вопросы: как? каким образом? Сообщение должно быть опе- ративным, достоверным и актуальным для целевой аудитории.

Репортаж – один из распространенных жанров вещания, в котором могут быть реализованы все возможности радио. Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, опера- тивность, которые базируются на актуальности информации. Чаще всего он посвящается общественно значимому событию или теме, представ- ляющей интерес для значительной части аудитории. При этом репортер всегда должен находиться на месте события и донести до слушателя живую картину происходящего. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверности, присутствия и сопереживания.

Радиоотчет отличается краткой, динамичной и емкой формой. В ос- нове отчета лежит описание итогов определенной работы, освещение события и т. д. Отчет во многом похож на репортаж, их роднит функ- циональная общность: рассказ о событии с места, где оно происходит. Различаются эти жанры предметом повествования, и пространством, где происходит действие. Репортаж записывается на месте события, а отчет посвящен рассказу о том, что происходило на этом событии. Монтаж материала отчета предоставляет корреспонденту возможности для рас- становки акцентов путем выбора нужных фрагментов. Цель радиоотче- та, как и репортажа, – дать слушателям представление о содержании, развитии события, передать его самые важные моменты.


Обзор печати – это информационный материал, который преследует несколько целей: довести до сведения аудитории основные проблемы политической, социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны или отдельного региона, на который вещает станция, представить многообразие точек зрения на актуальные проблемы; обо- значить наиболее дискуссионные вопросы, поднятые в прессе, по воз- можности сопоставляя разные мнения с собственной позицией радио- журналиста и его редакции; проинформировать аудиторию о наиболее сенсационных материалах, опубликованных в печатных изданиях; выполнить рекламную функцию, привлекая внимание слушателей к какому-либо конкретному СМИ. Обзоры могут быть чисто рекламного характера, акцентируя внимание на каком-либо одном издании.

Корреспонденция характеризуется рядом признаков, по которым ее можно отнести и к информационным, и к аналитическим жанрам в зависимости от степени обобщений и выводов. По времени звучания в эфире (1,5-2 минуты) и по объему материала корреспонденция пре- восходит информационную заметку. Обычно ее читает сам автор, что придает личностную окраску и усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Комментарий – это мнение компетентного человека, журналиста или специалиста, о событии, явлении, факте. По способу включения комментария в программу вещания выделяют два вида: комментарий, являющийся самостоятельной передачей, и краткий комментарий, вхо- дящий как составной элемент в ту или иную сложную передачу.

Беседа – распространенный жанр, в котором используется только одно выразительное средство радиожурналистики – звучащая речь. Любая беседа предполагает ситуацию речевого общения – разговора, в котором принимают участие собеседники. Специфика разговора у микрофона состоит в том, что собеседники не присутствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга пространством; автор, находя- щийся у микрофона, обращается к радиослушателю как к активному участнику беседы. Беседа по радио отличается от непосредственной живой беседы тем, что слушающий не может прерывать выступающего, задавать ему вопросы, переспрашивать. Поэтому автор должен предви- деть возможные вопросы и отвечать на них так, как если бы он общался с «живой» аудиторией.

Радиообозрение – это жанр, отличающийся свободой в подборе материалов, объединенных одной темой, временным отрезком или ме-


стом. Содержанием радиообозрения могут быть разные компоненты интервью, заметки, репортажи и даже небольшие радиоочерки и за- рисовки, а также фрагменты из художественных произведений. Все эти материалы соединяет в структуре радиообозрения комментарий журна- листа, как правило, специализирующегося в области данной тематики и проблематики.

Радиоочерк в системе жанров радиожурналистики демонстрирует социальные связи и отношения в наиболее развернутом виде. Его пред- метом являются факты и события. Радиоочерк раскрывает не только общественные взаимоотношения, но и личностные. По предмету ото- бражения радиоочерк можно разделить на три вида: путевой, проблем- ный и портретный. Путевой очерк чаще всего передает впечатления журналиста о фактах, явлениях, событиях, наблюдаемых им во время путешествия. В проблемном очерке предметом исследования служит конкретная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения. Портретный очерк называют наиболее распростра- ненным и популярным. Он дает возможность показать человека, рас- крыть его личность, используя авторский рассказ.

Радиорассказ может рассматриваться как синоним жанра радио- очерка. Важную роль в радиоочерках и радиорассказах играет музыка. Музыкальное произведение или его часть нередко служат общим фо- ном всего рассказа. Документальные шумы характеризуют ситуацию общения, место действия, составляют звуковой фон, повышающий достоверность рассказа.

Документальная драма – это рассказанная журналистом история, сюжетную основу которой составляют факты, происходившие в дей- ствительности. В ней сохраняются подлинные имена участников описы- ваемых событий, документальный материал вводится непосредственно в текст и звуковую ткань произведения. Как правило, все роли исполняют актеры, за исключением роли автора, которая всегда предназначена журналисту, от лица которого ведется рассказ.

Радиокомпозиция – это передача, структура которой включает в себя разнофактурные компоненты: литературный материал, музыку, звуко- вые документы и другие, объединяемые темой, автором или ведущим. По исходным материалам можно выделить несколько наиболее распро- страненных типов радиокомпозиции: литературная – это композиция из стихов или прозаических отрывков одного или нескольких авторов на одну тему; литературно-музыкальная композиция, где сохраняется


принцип подбора литературных материалов, но скрепляющим стерж- нем становятся музыка, песни или фрагменты произведений; докумен- тальная композиция, где текст журналиста занимает незначительное место и время, сосредоточивая внимание аудитории не на словах автора передачи, а на документальных записях, из которых складывается ее своеобразный сюжет и композиция.

 

Контрольные вопросы

1. Какие средства радиожурналистики являются формообразую- щими?

2. Какие стилеобразующие средства радиожурналистики существу- ют?

3. Какие жанры относятся к информационным?

4. В чем специфика аналитических жанров радиовещания?

5. Перечислите документально-художественные жанры радиове- щания?

 

 

Тема 8. Особенности контакта журналиста с радиоаудиторией Возможности радиовещания сравнительно с другими СМИ. Основные функции радиовещания: информация, просвещение, развлечение, функция социального управления. Удовлетворение потребностей современного человека с помощью радиовещания. Виды слушания радио. Формы организации современного радиоэфира. Формат, как концепция радиостанции. Программная сетка и программное коле- со. Формы радиоэфира: новостной блок, радиожурнал, радиоканал, авторские программы, игровые программы. Форматы коммерческих радиостанций

В современном информационном обществе радио, как и другие тра- диционные СМИ, сталкивается с проблемой привлечения аудитории и поиска новых слушателей. Однако, обладая некоторыми природными свойствами, этому средству массовой информации удается не только выжить, но и занять свою нишу. Радио остается одним из оперативных СМИ. Новости могут выходить в эфир практически без подготовки из любого места. Второе свойство связано с удобством и комфортом для восприятия аудиторией – радио не требует отказа от повседневных дел, сосредоточенности и полного погружения. Слушание радио можно


совместить со многими повседневными делами. Радио ориентировано на слуховое восприятие и больше других СМИ воздействует на вооб- ражение человека. Все вышеперечисленные свойства позволяют радио оставаться уникальным и жизнеспособным массмедиа.

Функции радиовещания, по мнению А. А. Шереля, делятся на три группы:

1. Информационные: собственно, информационная функция, ре- кламная.

2. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегра- тивная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

3. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Среди основных составляющих информационного и коммуника- тивного влияния радио исследователи выделяют – массовость, доступ- ность, оперативность, регулярность, непрерывность его воздействия на аудиторию. Массовость воздействия радиопрограмм заключается в масштабах охвата разных слоев аудитории. Практически для каждой аудитории существует своя радиостанция. Любой вещатель передает ин- формацию и сообщения с таким расчетом, чтобы они были понятными наибольшему количеству слушателей, даже если формат радиостанции предполагает узкоспециализированную аудиторию. Доступность радио связана с многообразием каналов радиокоммуникации, с условиями слушания и с мощным фактором стремительного развития современ- ной техники. Радиопрограммы можно слушать практически в любом месте: дома, в дороге, на работе. Оперативность радио состоит в том, что это один из самых оперативных источников общественной, политиче- ской, экономической и другой актуальной информации. Регулярность вещания заключается в постоянном времени выхода радиопрограмм в эфир. Сетка вещания с указанием точного времени выхода каждой передачи сформирована на государственных радиоканалах, коммерче- ские радиостанции работают согласно программному «колесу вещания». Регулярность выхода передач формирует привычку постоянного слуша- ния эфира определенной радиостанции. Непрерывность воздействия радио составляют круглосуточные объемы вещания большинства радио- станций. Диалогичность – свойство любого канала массовой коммуни- кации, но именно на радио она усиливается признаками естественного


живого общения. Процесс общения посредством радиовещания является живым, динамичным, ориентированным на цельное отражение окру- жающей действительности.

Прослушивание радиопередач чаще всего представляет собой вторичную (совмещенную) деятельность. Выделяют четыре вида слу- шания радио: поисковое, фоновое, выборочное, сосредоточенное. Доминирующими выступают, как правило, фоновое или выборочное слушание, что требует особых усилий со стороны радиожурналиста для привлечения внимания аудитории к своему материалу. Рассмотрим подробнее каждый вид слушания.

Поисковое – переключение радиостанций для поиска наиболее под- ходящей слушателю в определенный момент. Это ориентация в эфире, поиск и выбор передачи, этап подготовки к слушанию. Дальнейшее развитие событий зависит от того, что будет в эфире. Слушатель не останется на волне данной станции, если передача раздражает его или не соответствует настроению.

Фоновое – когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, и слушатель не концентрирует на ней свое внимание. При этом, он готов активизироваться под действием нового, сильного рече- вого или музыкального стимула, изменения темы или формы материала. Исследователи психологии массовых информационных процессов отмеча- ют, что внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующе- го, т.е. на время, необходимое для принятия решения о его восприятии. Выборочное, или селективное – когда воспринимаются отдельные части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слу- шателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления зна- чения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока. Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запо- минание слушается все сообщение или передача. Такое слушание тре- бует определенных затрат психической энергии, отстранения от других

дел и является, скорее, исключением, чем правилом.

Формат – это концепция радиостанции, включающая в себя содер- жание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, мане- ру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответ-


ствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат – это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором за- интересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу.

Форматные разновидности: музыкальные форматы (основной упор делается на музыку); разговорные форматы (большинство передач от- носится к разговорным жанрам); новостные форматы (главное новости). Программирование осуществляется с учетом множества факторов.

На радиостанции программный директор всецело несет ответственность за то, что происходит в эфире: программирование и форматную полити- ку, продвижение станции. Он разрабатывает сетку вещания, или «колесо вещания», подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет. Исходя из того, какой процент аудитории слушает радиостанцию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется «прайм-тайм» – самое слушаемое время. В зависимости от типа станции, в это время выходит наиболее значительное количество выпусков новостей, особенно тщательно подбирается музыка.

Сетка вещания информационно-музыкальной станции составляется из нескольких элементов: передач/выпусков новостей; музыки; рекламы; элементов «оформления» эфира: анонсов передач, заставок, рекламы ведущих станции и пр.

Для того, чтобы программирование радиостанции было эффектив- ным, в практике форматного радио используется «программное колесо». Понятие «программное колесо» можно определить, как последователь- ность программных элементов течение одного часа эфира. «Программное колесо» тщательно продумывается и формируется так, чтобы в нем были наиболее эффективно представлены все программные элементы. Чаще всего час разбивается на 15-минутные отрезки, т.е. каждые 15 минут в эфире звучат, например, позывные станции. Далеко не каждая станция так жестко программирует свой эфирный час («вещательное колесо» может и вовсе отсутствовать), но, все-таки, структурируют свое эфирное время (час или день). Некоторые программные директора разрабатывают несколько

«колес», например, одно для «горячих» временных сегментов – раннее утро и ранний вечер, где больше динамики, много информации, другое для более спокойных часов – день и поздний вечер. Программный директор определяет содержание каждого часа, используя «программные колеса»,


чтобы лишний раз убедиться, что каждый из программируемых элементов (радиореклама, новости, музыка, прогнозы погоды) расположен в сетке стратегически правильно и доходит до аудитории.

Формирование сетки вещания «форматной» станции имеет жест- кие ограничения. Обязательное условие для любого материала – их тематическое, адресное и временное соответствие формату. Жанрово- тематические особенности передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата.

«Звуковой час» разрабатывается в соответствии с ритмом жизни целевой аудитории радиостанции. Это касается не только информа- ционно-музыкальных станций, но и чисто новостных, которые, как правило, делятся на 20-минутные циклы (в начале каждого цикла – самые важные новости), или же станций формата «News/Talk», сетка вещания которых также напоминает «колесо вешания» информацион- но-музыкальной радиостанции (в начале каждого часа – новости, затем интервью или беседа с гостем, прерываемая рекламными роликами и джинглами, и т. д.).

Типы информационных программ:

1) информационные – представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение;

2) информационно-аналитические программы подводят, как пра- вило, итоги вещательного отрезка;

3) информационно-музыкальные программы представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока;

4) информационно-развлекательные.

Информационные программы обладают рядом типологических признаков: постоянное место в эфире в вещательной сетке; постоян- ный объем звучания; фирменное оформление (постоянные рубрики); присутствие ведущего; жанровое разнообразие; анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем.

Существует два вида программирования информационно-музыкаль- ных радиостанций: горизонтальное и вертикальное программирование. В основе горизонтального программирования лежит принцип всеох- ватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирова-


на на аудиторию с разными социальными, демографическими, половоз- растными характеристиками. Большинство коммерческих радиостанций постепенно перешло на узкое, или специализированное вещание, что в свою очередь породило стратегию вертикального программирования. Стратегию вертикального программирования связывают с понятием

«формат».

Формат вещания описывает жанровое содержание, направление и стиль подачи материала в эфир теле или радиостанций. Форматы ча- сто определяют маркетинговую направленность. Такие форматы, как

«музыкальное радио», «информационное радио», «радио общения»,

«радио погоды» подразумевают основной жанр такого радио, где каж- дый отдельный формат может подразделяться на другие. Формат – это стиль музыкальных радиопрограмм, призванный удовлетворить вкусы определенной целевой аудитории. Главным признаком определения целевой аудитории является возраст и, как следствие, социальный статус слушателей, например, 15-25 лет, 25-35 лет и т. д. Основными критери- ями, определяющими формат, являются стилистика звучащей в эфире музыка и имидж эфира, зависящий от многих факторов, в первую очередь таких, как так называемая «музыкальная одежда» эфира, т.е. джинглы, музыкальные заставки и шумы, манера работы ведущих, форма подачи музыкального материала, его компоновка и микширование.

Форматирование музыкальных радиопрограмм восходит к 50-м го- дам 20 в., и началось оно в США, стране законодательнице мод в сфере радиобизнеса, поэтому все нижеприведенные форматы и субформаты заимствованы из североамериканской классификации:

1. АС (Adult Contemporary) – современная музыка для взрослых. Самый распространенный формат. Его основная целевая аудитория – 20-45 лет. У этого формата есть субформаты:

Soft АС – мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов (тип –

«Радио 7» или «Лав Радио» – здесь и далее ссылка на московские радиостанции), с целевой аудиторией 25-45 лет,

Hot АС – горячий АС с преобладанием более ритмичной музы- ки и чуть большим количеством горячих хитов (тип «Радио МонТе Карло»), с целевой аудиторией 20-30 лет.

Кстати, АС в качестве приставки, обозначающей более старшую целевую аудиторию, появляется и в других форматах, что мы увидим чуть ниже.


2. CHR (Contemporary Hit Radio) – современное хитовое радио с целевой аудиторией 12-25 лет. Здесь также можно выделить несколько субформатов:

CHR/Pop – с преобладанием хитов в стиле поп (тип «РДВ»),

CHR/Rhythmic – с преобладанием ритмичной танцевальной музыки, (тип «Европа Плюс»),

Modern Rock oriented CHR – с преобладанием композиций в сти- ле современный рок и поп-рок (тип «Максимум», «Наше Радио»), а также ряд других очень узконаправленных стилевых разновидностей формата CHR.

3. Rock – Рок-радиостанции, в эфире которых преобладают ком- позиции в стилях рок-н-рол и рок с целевой аудиторией 18-35 лет. Это достаточно узкий формат, но у него тоже есть несколько субформатов: AR (Active Rock) – активный рок и рок-н-рол с достаточно боль-

шим каталогом классических песен в этом стиле 70-х–90-х годов (с некоторой натяжкой к этому формату можно отнести «Открытое Радио»),

AOR (Album Oriented Rock) – с преобладанием не попавших в хит-парады малоизвестных альбомных песен, в основном, известных исполнителей (мне неизвестны российские радиостанции, работа- ющие в этом формате),

Modern Rock – Mainstream Rock – современный рок – рок в стиле мейнстрим, т.е. ориентированный на средний вкус («Ультра»), этот формат во многом пересекается с Modern Rock oriented CHR, от- личается же он в первую очередь более консервативным неконфор- мистским отбором музыкального материала, сюда же можно отнести и очень узконаправленный Rock Alternative (альтернативный рок).

Несколько видов форматов, которые представлены в отечественном радиоэфире или очень мало, или не представлены совсем:

4. Classical – классическая музыка (тип – самое первое «Радио Классика» с очень узкой целевой аудиторией без возраста),

5. Oldies – ретроформат с целевой аудиторией от 45 лет (тип «Радио Ретро»),

6. NAC/Smooth Jazz – мягкий джазовый формат с целевой аудито- рией 30-45 лет (вечерний эфир на МВ),

7. Alternative – альтернативная музыка с целевой аудиторией 18-25 лет и его субформат:

Alternative АС – с целевой аудиторией 25-35 лет,


8. Urban – преимущественно «черная» музыка в стиле урбан и рэп с целевой аудиторией 14-20 лет и его субформат:

Urban АС – для более «старших товарищей»,

9. R&B (Rhythm and Blues) – ритм-энд-блюз — название формата говорит само за себя – активный формат с целевой аудиторией 25-40 лет,

10. Country – кантри – народная североамериканская музыка,

11. Folk – фолк – народная стилизованная музыка,

12. Christian музыка религиозного содержания, в том числе и в со- временной обработке,

13. EZ (Easy Listening) фоновый, ненавязчивый, мягкий формат с расслабляющей, успокаивающей музыкой (сейчас – «До-Радио»),

14. Шансон – по форме нечто среднее между folk и country, смесь лагерной (блатной) музыки, бардовской песни, так называемого го- родского романса.

Для определения своего формата радиостанции необходимо чет- ко видеть свою целевую аудиторию, делать акцент на ее вкусы и при- страстия, отвечая основным критериям: стилистика звучащей в эфире музыки; соотношение количества горячих хитов и золотых шлягеров в часовой сетке вещания; имидж эфира, зависящий от так называемой

«музыкальной одежды» эфира, т.е. джинглов, музыкальных заставок и шумов, манеры работы ведущих музыкальных программ, внешней фор- мы подачи музыкального материала, его компоновки и микширования, выстраивания информационных выпусков и рекламных вставок (инфор- мация и реклама для молодежной аудитории отличается от информации и рекламы для более старшей как по форме, так и по содержанию).

 

Контрольные вопросы

1. Назовите возможности радиовещания сравнительно с другими СМИ?

2. Какие основные функции радиовещания?

3. Какие существуют виды слушания  радио?

4. Какие виды слушания радио являются более распространенными и почему?

5. Что такое формат?

6. Какие элементы входят в сетку вещания радиостанции?

7. Что такое «программное колесо»?

8. Назовите виды программирования радиостанций?

9. Какие существуют типы информационных программ?


Тема 9. Организация работы современной радиостанции Программный директор радиостанции. Типы современных радио- ведущих. Работа радиожурналиста при записи эфира. Работа радиожурналиста в прямом эфире. Радио в Сети: параллельный эфир, потоковое вещание и подкасты. Разработка концепции утреннего шоу. Некоторые приемы работы в радиоэфире. Формула аудиовосприятия текста. Композиция информационного сообще- ния. Организация информационного блока. Корреспонденция, как расширенное информационное сообщение. Способы разработки со- временных радиоигр.

Главный редактор (программный директор) – руководитель средства массовой информации. Определяет формат радиостанции, концепцию вещания, принципы построения эфира, основы формирования сетки ве- щания, основные направления эфирной политики радиостанции. Посты главного редактора и программного директора на некоторых российских станциях могут и не совпадать. В таких случаях главный редактор опре- деляет стратегические направления эфирной политики, программный же директор занимается непосредственно организацией эфира.

Музыкальный редактор (музыкальный директор) – лицо, опреде- ляющее музыкальную политику станции. Если музыкальный формат станции определяет главный редактор (в российской практике – чаще всего, реализуя установки учредителей), то каждодневная строгая реали- зация избранной музыкальной политики лежит как раз на музыкальном директоре. На станциях с программируемым вещанием именно музы- кальный редактор (директор) составляет музыкальную программу на каждый день (плэйлист).

Редактор – на разных станциях функции редакторов сильно раз- нятся. На некоторых станциях обязанности выпускающего редактора (контроль за соблюдением эфирной сетки, за содержанием и качеством авторских программ и рубрик) лежит на специальных работниках, на некоторых эти функции выполняют ведущие эфирного дня. На государ- ственных станциях редактор выступает посредником между редакцией и приглашенными авторами, по аналогии с редакторами в печатных СМИ. Редактор службы информации получает, сортирует и обрабаты- вает информацию, поступающую по различным каналам, формирует выпуски новостей (а во многих случаях сам их и ведет) и информаци- онные программы.


Ведущий (ди-джей, DJ) – на разных станциях выполняет различный набор обязанностей. На программируемых музыкальных станциях его функции могут сводиться только к ненавязчивому комментарию между песнями и рекламой, на станциях другого типа он может в той или иной степени выступать и редактором и даже автором эфира.

Исследователи выделяют три основных типа радиоведущих.

1. Первый тип – «ведущий-информатор». Он выражает настрой радиостанции. Аудитория доверяет такому радиоведущему ровно в той степени, в которой она доверяет самой радиостанции. В этом случае главное место занимает не ведущий, а та информация, которую он со- общает. Степень личностного вмешательства этого типа ведущих в до- носимую им до аудитории информацию минимальна. Современная аудитория радио нуждается в большом объеме информации без ком- ментариев, отвечающей на основные вопросы: что случилось; где и когда, поэтому спрос на профессиональных и грамотных ведущих-ин- форматоров будет расти.

2. Второй тип можно условно назвать «ведущий-собеседник». Степень его личностного вмешательства в информацию довольно вы- сока, так как он вправе делать собственные выводы и комментировать события. В рамках созданного «образа» такой ведущий свободен в вы- ражении своих эмоций. Темы программ и способы подачи материала у

«ведущего-собеседника» могут быть разными, но эмоциональный на- строй всегда должен быть в рамках стиля вещания данной радиостанции.

3. Третий тип – «ведущий-наставник». Здесь самая высокая степень доверия аудитории и свобода самовыражения в эфире. Его личностное вмешательство в информацию – максимально. Ведущий анализирует но- вости сквозь призму собственных ценностей и взглядов на жизнь. На этом основании он делает выводы, дает оценку ситуации или событию и, таким образом, доносит свою мысль до аудитории. При этом он может не соот- ветствовать стилю вещания или формату радиостанции, где ведет пере- дачу, а выступает как самостоятельная личность. Стремление аудитории получать информацию в наиболее привычной, личностно-авторитетной, манере изложения, позволяют сделать тип ведущего, соответствующего личностным критериям слушателя, одним из наиболее востребованных.

Предварительная подготовка радиожурналиста к эфиру включает:

1. Выбор темы. На выбор темы влияет специализация редакции или радиостанции, либо специализация радиожурналиста. В целом, тема должны быть актуальной, близкой слушателю, злободневной.


2. Подготовка и поиск справочной информации по выбранной теме. Этап может включать работу со специальной литературой, интернетом, а также обращение к личному досье (архиву) журналиста.

3. Разработка плана подготовки радиопередачи.

4. Проверка технических средств записи (магнитофона, телефонов, компьютеров и т. д.).

Работа в прямом эфире требует умелого построения материала, что позволяет избежать затянутости, недосказанности, нелогичности. Журналист должен быть эмоционален, внимателен, мобилен, словесно точен и выразителен. Работа над передачей в записи требует умения вы- строить композицию сообщения, навыков монтажа, чтобы сохранить атмосферу события, создать эффект присутствия. Содержание работы радиожурналиста зависит также от функций, которые он выполняет на радиостанции.

С приходом цифрового вещания, новейшие компьютерные систе- мы позволяют освободить время для создания новых программ. Такие компьютерные системы позволяют работать без радиоведущего в эфи- ре, используя жесткий диск компьютера, где заранее записаны джин- глы и заставки радиостанции, новости, прогнозы погоды и репортажи. При этом передача в звукозаписи будет имитировать прямой эфир даже при отсутствии ведущего.

На цифровых станциях, предназначенных для работы ведущих в прямом эфире, создание разнообразных разговорных программ, интер- вью, юмористических передач с приглашенными гостями значительно упрощено и улучшено с помощью современных цифровых технологий, позволяющих ведущему использовать в своей работе в эфире огром- ное количество спецэффектов и фрагментов фонограмм. Такие пере- дачи особенно выигрышны, если их ведут популярные радиоведущие. Безусловно, новейшие технологии облегчают и усовершенствуют работу радиожурналиста, способствуют экономии времени при создании пере- дачи в техническом смысле и оставляют больше времени на творчество. Ведущий у микрофона, все-таки, остается главным действующим лицом. Его мастерство, умение работать с информацией, общаться со слушате- лями, завоевывать их внимание – самое главное качество независимо от типа радиостанции. Можно предположить, что в будущем количество передач в записи и программ, идущих в прямом эфире, будет равным.

Потоковое вещание (streaming) – это доставка в реальном режиме времени мультимедийных потоков информации (видео, аудио) уда-


ленным пользователям. Потоковое вещание может создаваться как отдельными пользователями, так и компаниями. В Интернете суще- ствует достаточно сервисов, которые позволяют пользователю создать собственную трансляцию. В качестве примеров можно привести пря- мые видеотрансляции футбольных матчей, трансляции выступлений на конференциях, трансляции пользователем в интернете собственного ТВ-канала.

Подкастинг – технология, позволяющая любому желающему с ми- нимальными финансовыми затратами запустить собственный проект аудио вещания в интернете. Подкаст – это отдельный аудиофайл, кото- рый можно в любое удобное время слушать на компьютере или скачать в плеер. Существует множество различных подкастов об искусстве, му- зыке, путешествиях, экономике, политике и многом другом.

Утреннее шоу на радио появилось в 90-е годы двадцатого столетия. Это интерактивная программа, которая содержит разнообразные ру- брики, которые объединяются в эфире ведущими. Утренние шоу харак- теризуются многожанровостью и выходят в прямом эфире. Учитывая особенности утренней аудитории радиостанции, особую роль в шоу имеет интерактивность. Исследователи выделяют несколько типов радиошоу: информационное, развлекательное, смешанное; моно-шоу и поли-шоу (по количественному составу ведущих); трехчасовое шоу, более трех часов, менее трех часов (по объему звучания). Утреннее шоу является неотъемлемым элементом сетки вещания практически любой солидной радиостанции. Утреннее время позволяет обратить на себя внимание и завоевать дополнительную аудиторию, а также удержать слушателей. Утреннее время – одно из самых рейтинговых на радио- станции, поэтому его можно выгодно продать рекламодателям. Кроме того, утро – лучшее время для анонсирования дневных и вечерних про- грамм, которые могут привлечь слушателей.

Перед запуском утреннего шоу необходимо провести исследование целевой аудитории и создать ее психографический портрет (пол, возраст, социальный статус, привычки и предпочтения). Далее необходимо со- ставить подробный утренний график целевой аудитории и постараться подстроить шоу под ее ритм. После этого можно приступать к выбору концепции программы, ее отдельных элементов, подбору рубрик и фор- мированию образа ведущих шоу.

Информационное радиосообщение можно сравнить с заметкой в периодической печати, так как в его основе лежит социально значимый


факт общественной жизни. В радиосообщении должны быть ответы на главные вопросы: кто? что? когда? где? Информация может дополняться ответами на вопросы: как? каким образом? Информационное сообще- ние должно быть оперативным и сообщать лишь о последних значимых событиях. Как и любое другое СМИ, радио использует различные ис- точники информации, например, официальные сайты организаций в сети Интернет, сообщения пресс-служб органов государственной вла- сти, сообщения информационных агентств. Радиосообщение должно быть актуальным, оперативным, обладать новизной и достоверностью. Одним из важных элементов в структуре радиосообщения явля- ется первая фраза, задача которой – привлечь внимание слушателей. Особенность информационного с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: