Данное распоряжение – пример решения об изъятии конкретных участков, причем здесь «в соответствии». Ссылаться надо на закон, а не исполнительно-распорядительный акт

1. Изъять в установленном порядке указанный в Приложении к настоящему распоряжению земельный участок путем выкупа для нужд Российской Федерации.

 

2. Федеральному государственному учреждению "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Центральном регионе России Федерального дорожного агентства" (ФГУ ДСД "Центр"):

 

- обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия путем выкупа земельного участка, указанного в Приложении к настоящему распоряжению;

 

- заключить по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или его территориальным органом соответствующий договор о выкупе указанного в Приложении к настоящему распоряжению земельного участка в федеральную собственность;

 

- обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на выкупленный земельный участок;

 

- обеспечить государственную регистрацию настоящего распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

 

Кроме того, есть обязательные требования, установленные ст.55 ЗК.

 

2. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено т олько при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

 

3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

 

 

Каким способом защиты следовало воспользоваться Государственной компании?

Если же согласие собственника не получено, то Законом «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» предусмотрено 2 способа добиться его:

обратиться в:

 

1) суд с иском об образовании земельного участка для размещения автомобильных дорог Государственной компании;

 

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, с заявлением об изъятии существующего земельного участка, из которого в соответствии с указанными документацией по планировке территории или решением должен быть образован земельный участок.

 

 



Задача 12

Постановлением Администрации Смоленской области от 12 апреля 2007 г. было утверждено Положение о природном парке «Гагаринский» с описанием границ парка. В границах парка оказался земельный участок, предоставленный СПК «Восток» на праве постоянного бессрочного пользования для ведения сельскохозяйственного производства на основании распоряжения Главы Гагаринского района от 28 марта 1993 г.

СПК «Восток» обратилось в Администрацию Гагаринского муниципального района с заявлением о приобретении указанного земельного участка в собственность, в чем ему было отказано.

 

Влечет ли объявление территории природным парком перевод земель в границах природного парка в земли особо охраняемых территорий?

 

По общим правилам не влечет!

2. Перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае:

1) создания особо охраняемых территорий;

(ст. 10, Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую")

Это положение означает, что создание ООПТ может являться основанием для начала процедуры перевода

 

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

Ст. 10 п.3:

3. Установление или изменение границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, а также включение земельных участков в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны либо исключение земельных участков из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

 

 

Обоснован ли отказ органа местного самоуправления в приобретении СПК «Восток» земельного участка в собственность?

Да! ЗК Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Абз. 2 п. 2:

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

 

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

 

Соответственно, только аренда!

Какие ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков влечет объявление территории природным парком?

 

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков

1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

2. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

3. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

4. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

5. С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

6. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

На территориях особо охраняемых зон запрещается:

 

- пребывание людей без разрешения должностных лиц смоленского областного государственного учреждения "Природный парк "Гагаринский" (далее - СОГУ "Природный парк "Гагаринский"), московского государственного унитарного предприятия "Мосводоканал" (далее - МГУП "Мосводоканал");

- строительство промышленных и хозяйственных объектов;

- разработка полезных ископаемых;

- распашка территорий;

- рубка леса, повреждение деревьев и кустарников;

- въезд автомобилей и устройство стоянок;

- охота на животных, рыбная ловля;

- применение ядохимикатов;

- устройство свалок;

- разведение костров, сжигание отходов и растительных остатков;

 

- другие действия, указанные в паспорте на данную зону природного парка, которые могут привести к ухудшению качества окружающей среды или сокращению биологического разнообразия.

 

 

 Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

 

 3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

 

 На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

 

 4. В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

 

 7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

 

 1) предоставление садоводческих и дачных участков;

 

 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

 

 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

 

 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

 

 Ссылка на ст. 95ЗК в данном случае некорректна, поскольку в условии задачи ничего не сказано про акт о переводе, следовательно, земли не переведены в земли ООПТ

 

П.9 ст. 22 При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

 

Вправе ли орган местного самоуправления распоряжаться указанным земельным участком?

 

у муниципального образования этот участок на праве постоянного бессрочного пользования. Он не может распоряжаться этим земельным участком,в том числе передавать его в аренду к 3 лицам.

 

 

Это что такое?!

Земельный участок был предоставлен СПК «Восток» на праве пбп (см.: условие задачи).

Смысл этого вопроса заключается в том, что ОМС вправе распоряжаться земельными участками из муниципальной собственности и из неразграниченной собственности.

Влечет ли создание ООПТ изменение отношений собственности?

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

 

(ст. 3.1, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации")

 

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

(ст. 2, Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об особо охраняемых природных территориях")

 

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

 

(Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "Об особо охраняемых природных территориях")

 

Эти нормы свидетельствуют о том, что с момента создания природного парка появились основания для разграничения земельных участков в границах парка в собственность Смоленской области. Следовательно, распоряжаться ими (заключать договор аренды) должна Смоленская область, но после государственной регистрации своего права в ЕГРП

 

10. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

 

(ст. 3, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации")

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: