Методы сбора ихтиологических материалов

 

Основным источником ихтиологических материалов являются промысловые или контрольные уловы. Так как на крупных внутренних водоемах промысел обычно круглогодичный, но интенсивность его в разные сезоны неодинакова, сбор основного ихтиологического материала необходимо приурочить к главным сезонам промысла. На малых водоемах, где регулярного промысла нет, ихтиологические материалы следует собирать во время облова водоемов.

Однако не всегда, анализируя промысловые уловы, можно решать поставленные задачи. В ряде случаев, прежде всего на крупных водоемах необходимо проводить контрольные или экспериментальные ловы, которые наблюдательные пункты выполняют самостоятельно или совместно с рыбохозяйственными организациями.

О состоянии запасов той или иной рыбы в водоеме судят, прежде всего, по величине уловов за ряд последних лет, по количественному соотношению возрастных групп, возрасту наступления половой зрелости первой и массовой, которая, в свою очередь, зависит от темпа роста рыб.

По соотношению возрастных групп по годам в один и тот же биологический период года можно судить о величине пополнения, о тенденции увеличения или уменьшения запаса и интенсивности промысла. Зная естественный или теоретический предельный возраст рыбы или возраст наступления половой зрелости, можно определить коэффициент ее естественной смертности, который при наличии данных о весовом росте по возрастным группам позволит определить динамику нарастания промысловой ихтиомассы, установить наименьший промысловый размер и оптимальный коэффициент вылова, обеспечивающий наибольший улов.

Для сбора материалов, характеризующих возраст и рост рыбы, пользуются методом средних проб и выборочным методом. Первый является общепринятым, но в зависимости от условий работы и специфики изучаемого объекта следует применять оба метода.

Метод средних и выборочных проб по П.В. Тюрину (1963)

 

Средняя проба – это часть улова, отделяемая от него без выбора и с достаточной для практических целей достоверностью, характеризующая весь улов.

Величина средней пробы зависит от продолжительности жизни рыбы. Если жизненный цикл не превышает двух-трех лет, достаточно 50 экз., для рыб с жизненным циклом 9-10 лет берется 100 экз., для долгожителей – любое количество, доступное для обработки.

Пробы берут раз в пятидневку, но не менее трех проб за путину (в начале, середине и конце путины). При изучении редких рыб материалы накапливаются в течение всей путины.

Достоинство метода средних проб состоит в том, что собранные материалы достоверно отражают действительную возрастную структуру облавливаемой популяции.

Недостаток метода средних проб состоит в неравномерном распределении материала по возрастным группам, в них всегда количественно преобладают средневозрастные группы и крайне слабо, единично представлены младшие и старшие, следовательно, такие сборы не обеспечивают достаточной достоверности средних данных по линейному и весовому росту рыб у младших и старших возрастных групп.

В результате массовые промеры (когда измеряется любое возможное количество до 1/10 улова) тех же рыб при размерном анализе промысловых уловов из других орудий лова не могут быть трансформированы на возрастные группы с достаточной достоверностью.

Другой недостаток метода средних проб особенно в условиях малого рыболовства состоит в заведомой избыточности материала, на сбор и обработку которого требуются значительные траты времени.

При выборочном методе материал на возраст собирается в течение нескольких дней путем подбора рыб по классам длины в равном количестве (по 20-25 экз. в каждом классе). Собранный материал распределяется по возрас­тным группам более равномерно, чем при способе средних проб. В связи с этим повышается достоверность средних показателей линейного и весового роста во всех возрастных группах и в значительной мере сокращается общий объем собранного материала.

Недостаток метода выборочных проб состоит в том, что собранный материал не отражает действительной возрастной структуры облавливаемой популяции.

То есть единственным выходом является сочетание обоих методов во всех случаях, когда это возможно в интересах экономии времени и труда, но без снижения достоверности получаемых данных.

Сочетание обоих методов, прежде всего, на водоемах малого рыболовства применяют при необходимости одновременного анализа видового и размерного состава промысловых уловов из всех орудий лова.

По П.В. Тюрину (1963), сбор материала на размерно-видовой состав и возрастной анализ для проходных рыб проводится методом средних проб, так как выборочный метод не применим из-за отсутствия неполовозрелых рыб, в количестве одна проба в пятидневку, но не менее трех проб за сезон.

Для туводных рыб сбор материалов на возрастной состав проводят выборочным методом по 20-25 экз. на каждый класс длины. Так как размерный анализ промыслового улова весьма прост, то в короткий срок можно измерить большое количество рыб, а затем произвести трансформирование этих данных на возрастные группы. Достоверность этих сведений при одной и той же методике сборов за ряд лет вполне достаточна для практических целей.

Сбор производится в течение нескольких дней (5-10) из отцеживающих орудий лова в период преднерестовых или нерестовых скоплений или в период основного промысла.

Из небольших озер возрастной материал собирается методом средних проб с одновременным анализом видового и размерного состава уловов. Количество материала для определения возраста на каждый класс длины может быть порядка 10 экземпляров.

Особо важное значение имеют сроки сбора материалов. Материал на возрастной состав собирается в такой сезон, когда для характеристики линейного и весового роста по отдельным возрастным группам достаточно собранных данных и отпадает надобность в обратном расчислении роста (весна – для весенне-нерестующих рыб и осень – для осенне-нерестующих рыб).

Обратные расчисления длин и весов очень трудоемкая и длительная работа. Этим методом рекомендуется пользоваться лишь в некоторых случаях, например, при изучении проходных рыб, когда нет младших возрастных групп, акклиматизируемых видов или при поимке редких видов и т.п.

Если изучение ведется по полам, количество собираемого материала увеличивают вдвое.

При составлении контрольного размерного ряда для рыб длиной до 15 см берется классовый промежуток – 0,5 см, для рыб до 30 см – 1см, при длине от 30 до 60 см – 2см, для крупных рыб – 4 см.

Порядок сбора возрастного материала выборочным методом

Из партии рыбы, добытой или сданной на рыбоприемный пункт, подбирают рыбу по размерным группам. Затем ее измеряют, взвешивают, собирают материалы для определения возраста, определяют стадию зрелости половых продуктов, жирность, упитанность и степень наполнения желудка или кишечника.

Допустим, что наименьшие размеры анализируемой рыбы 4см, а наибольшие – 50 см, классовый промежуток размерного ряда принимается равным 2 см. Для каждого интервала длины берется 20 чешуйных проб. Этому условию удовлетворяет контрольный размерный ряд (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: