Задача № 9.1. Банковская тайна для Центрального Банка РФ

Согласно ч.2 ст.857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии с ч.6, 9 ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее – Закона о банках) Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Центральный Банк Российской Федерации предписанием обязал Коммерческий банк "Содружество" (Открытое акционерное общество) (далее - коммерческий банк) представить заверенные надлежащим образом копии справок по операциям и счетам юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в названном коммерческом банке.

Упомянутое предписание коммерческим банком было исполнено, но оспорено в суд по мотиву его несоответствия требованиям, предъявляемым ст.857 ГК РФ, ст.26 Закона о банках.

По мнению коммерческого банка, у Банка России отсутствует право запрашивать требуемые документы, т.к. он не назван в ст.26 Закона о банках в качестве субъекта, имеющего право на получение банковской тайны.

По мнению Банка России, Центральный банк России обладает исключительными правами по осуществлению денежной эмиссии, защите и обеспечению устойчивости рубля (часть 1 и часть 2 статьи 75 Конституции РФ). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, т.е. Центральный банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Таким образом, Центральный банк России обладает особым конституционно-правовым статусом, который выходит за рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, наделен властными полномочиями и выступает в качестве органа государственной власти.

Согласно ч.1 ст.56 Закона о ЦБ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. Частью 2 ст.57 указанного закона определено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В соответствии со ст.73 данного закона для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

Задание:

Дайте правовую оценку ситуации. Имеет ли право Банк России запрашивать у коммерческих банков сведения, составляющие банковскую тайну, будучи прямо непоименованным в качестве лица, которому эти сведения могут быть предоставлены?

Если Банк России не указан в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических лиц в части 3 статьи 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", то не свидетельствует ли это об отсутствии у него такого права?

Изменится ли ситуация, если бы Банк России по условиям задачи запрашивал не справки по операциям и счетам юридических лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании в названном коммерческом банке, а справки по счетам и вкладам физических лиц?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: