Проверки кредитных организаций и их филиалов Банком России. 8 страница

Во Франции в соответствии со ст. 37 Ордонанса министр финансов под руководством премьер-министра подготавливает проект закона о финансах. Проект закона о бюджете готовит Бюджетное управление в контакте с Генеральным налоговым управлением, Комиссией по доходам и Таможенным управлением. Свои предложения по бюджету они передают министру финансов. Окончательное решение принимает Совет министров Франции.

В соответствии с Конституцией США только Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги, подати и акцизные сборы. Он же регулирует эмиссии и выдачу денег. Но в обход Конституции, в соответствии с Законом о бюджете 1921 года, прерогатива составления и исполнения бюджета перешла к Президенту США, под руководством которого АБУ составляет проект бюджета на основе заявок министерств и ведомств.

Составление проекта бюджета в развивающихся странах, как правило, осуществляется министерством финансов и местными финансовыми органами, в Конго - Министерством финансов и бюджета, а в Нигерии эта работа возложена, как и в США, на Административно-бюджетное управление, которое действует в этой стране с 1981 года. Работа по составлению бюджета ведется около года.

Бюджеты составляются по бюджетным классификациям доходов и расходов, которые следует рассматривать как систематизированные группировки, т.е. все доходы и расходы должны располагаться в бюджете в определенном порядке и быть отнесены на определенные цели. Место каждого дохода и расхода заранее предусмотрено в бюджетной схеме. Все это и составляет бюджетную классификацию расходов и доходов как обязательную их группировку и твердый порядок их расположения в бюджете. Данный бюджетный документ утверждается соответствующим государственным органом и, следовательно, имеет юридическое значение. В нем практически выражены правовая организация бюджета и компетенция органов власти и управления по составлению и исполнению бюджета.

В бюджетной классификации находят отражение организация государственного аппарата, организация экономического и социального устройства страны.

В развивающихся странах бюджетные классификации пока недостаточно развиты: они или очень просты и представляют собой перечисление названий отдельных отраслей или функций государственной деятельности, или, наоборот, сложны и, соответственно, дают возможность для сокрытия истинных бюджетных расходов.

В развитых странах, независимо от их политических систем, сложилось несколько видов бюджетной классификации: министерская, отраслевая, предметная и смешанная. Данные классификации используются и в освободившихся странах.

В последние годы все большее развитие получает целевая классификация, предусматривающая выделение бюджетных средств на определенные программы, причем как в развитых, так и в развивающихся странах мира. Целевые программы в развивающихся странах, как правило, отражают их социально-экономическую направленность. В Эфиопии была разработана и осуществлена программа по переселению людей из засушливых районов в более плодородные. Мавритания, Мали и Сенегал выполняют программу по освоению бассейна реки Сенегал, возводят на ней плотины, строят порты, проводят линию электропередачи и т.д. <1>. В 1970 - 80-е годы в Нигерии были разработаны первая и вторая программы буровых работ по изысканию нефтяных залежей. В 1980 году принята программа регионального уровня под названием "Лагосский план действия", одобренная Организацией африканского единства.

--------------------------------

<1> См.: Шмелев В.В. Экономические группировки развивающихся стран: экономико-статистический справочник. М., 1984. С. 120 - 121.

 

Составленный проект бюджета рассматривается главой государства - президентом, монархом, одобряется им и передается на утверждение высшего законодательного органа страны.

Рассмотрение и утверждение бюджета. После рассмотрения проекта бюджета соответствующими органами исполнительной власти он направляется в парламент. Законодательство каждого государства предусматривает определенные сроки представления бюджетных документов: во Франции - середина сентября, в Германии - июнь, в Канаде - февраль, а в США и Японии - январь. Первоначально проект бюджета рассматривается в специализированных комиссиях, а также в отраслевых комитетах парламента.

В Великобритании и Канаде нет специализированных комитетов по бюджету, поэтому проект бюджета рассматривается всей палатой.

Затем председатель комиссии по бюджету выступает с докладом перед депутатами всей палаты, и начинается обсуждение. Согласно общему правилу обсуждение законопроекта о бюджете слушается в нескольких чтениях. Как правило, для каждого чтения учреждаются строгие временные рамки, определенные правила дебатов и кворум при голосовании.

Так, процедурные особенности принятия финансовых законов предусмотрены в ст. 47 Конституции Франции. Согласно этой статье на первое чтение бюджета Национальному Собранию отводится 40 дней. Если решение не принимается, правительство передает проект в Сенат, который должен принять свое решение в течение 15 дней. Если же парламент не принял решения в течение 70 дней, проект финансового закона может быть введен в силу путем издания ордонанса Президентом Франции.

Статья 110 Основного закона ФРГ устанавливает для бундестага шестинедельный срок для вынесения решения по проекту бюджета.

Конституция Японии в ст. 60 ограничивает срок вынесения окончательного решения по бюджету до 30 дней вместо 60 дней, выделяемых для обсуждения обычного закона.

Закон о контроле за бюджетом США 1974 года устанавливает рамки прохождения проекта бюджета в парламенте по дням и часам. Продолжительность общих дебатов в палате представителей не должна превышать 10 часов, и на обсуждение общих экономических вопросов может быть выделено дополнительно не более 4 часов.

В Великобритании и Канаде все стадии прохождения бюджета в парламенте расписаны по дням и при отклонении парламент распускается.

В Испании в случае непринятия бюджета Конституция предусматривает автоматическое повторение предыдущего бюджета (ст. 134).

Основной закон Германии (ст. 111) наделяет федеральное правительство в случае непринятия бюджета правом производить все расходы, необходимые для содержания установленных законом учреждений и выполнения юридически обоснованных обязательств ФРГ.

По общему правилу депутаты парламента обладают правом внесения поправок в представленные законопроекты, но не по бюджетным и финансовым законопроектам, по изменению которых депутаты парламента обладают ограниченными полномочиями:

- в Аргентине, Бангладеш, Замбии, Канаде, Таиланде парламентарии могут лишь снижать расходы, но не увеличивать их;

- в Великобритании, Испании, Индии, Корее, Пакистане парламентарии могут уменьшать и увеличивать расходы, но для увеличения бюджетных расходов надо получить одобрение правительства;

- во Франции, Коста-Рике, Сенегале, Тунисе, Кот-д'Ивуаре парламентарии могут увеличивать или уменьшать бюджетные расходы, но только в том случае, если они одновременно предлагают компенсационные меры для соблюдения принципа бюджетного равновесия;

- в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Израиле и Швеции парламентарии могут все, но в ограниченное время;

- в Австралии, Ирландии и Сирии парламентарии не могут вносить никаких изменений в проект бюджета.

В некоторых странах особенностью прохождения проекта бюджета является ограничение роли верхней палаты парламента на второй стадии бюджетного процесса. Так, например, согласно ст. 60 Конституции Японии в случае разногласий между палатой представителей и палатой советников после объединенного заседания обеих палат решение палаты представителей по бюджету становится решением парламента в целом.

В Великобритании роль палаты лордов при принятии законов признается факультативной согласно ст. 1 Акта о парламенте 1911 года. Палата лордов располагает лишь одним месяцем для рассмотрения финансовых законопроектов, по истечении которого данный закон представляется на подпись Короне даже в случае его непринятия палатой лордов.

Во многих странах в результате разногласий по проекту бюджета между палатами парламента законодательство предусматривает возможность формирования согласительных комиссий для выработки компромиссного решения. Такие комиссии предусмотрены в законодательстве Германии, Франции, Японии, США и многих других государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: