Картинки на картонках

Воронежцы увидят всю палитру арабского мира

Текст: Татьяна Ткачева (Воронеж)

Российская газета - Неделя - Центральная Россия № 250(8008)

Верблюды и мерседесы, красавицы в парандже и автоматы Калашникова - контрасты Ближнего Востока в красках запечатлел член Российской академии художеств Олег Савостюк на… обувных коробках. Более сотни его работ образовали серию "На Земле арабов", выставленную в Воронежском музее имени И. Крамского.

Мастер, которому скоро исполнится 92 года, известен как живописец и плакатист. Его афиши к балетам Большого театра входят в золотой фонд отечественного оформительского искусства. Олег Михайлович объездил 70 стран, около 20 лет периодически посещал Восток - как секретарь Союза художников СССР, председатель отдела по культуре ЮНЕСКО и просто дорогой гость.

- Побывал везде, кроме Катара. Познакомился с шейхами, художники-арабы приглашали к себе. Однажды прожил на Востоке полтора года. Мне там очень нравилось. Колоритно. Некоторые виды до сих пор в глазах стоят, бери и рисуй, - признался художник. - В путешествиях я делал наброски акварелью (хотя жара стояла такая, что кисточку только окунул - уже сухая!). По ним я и сделал "арабскую" серию - маслом по картону. Идея возникла года три назад. Был период, когда рисовать было не на чем, а под рукой оказалась масса пустых коробок из-под обуви. Я отдирал верхушки - и прекрасно, незачем покупать холсты!

Кое-где картонки не до конца закрашены - надписи и символы на них стали частью сюжета, вписавшись в замысел автора так, как вписываются технологии XXI века в архаичный быт кочевников, во вневременной пейзаж пустыни. Караваны дают дорогу легковушкам, небо прорезают чайки и истребители.

Караваны дают дорогу легковушкам, небо прорезают чайки и истребители

- На Востоке есть очень богатые и очень бедные. Очень древняя, от времен Христа идущая, культура - и блестящая новая архитектура, свои крепкие художники с европейским образованием. В одном городе могут ходить женщины с открытыми лицами и полностью закутанные в чадру - ее не снимают даже когда делают фотографию на водительские права. Я пытался разобраться, как у них все устроено, но не смог, тут надо быть ученым, - рассказал Олег Савостюк. - В туристических поездках настоящий Восток не разглядишь. С этими людьми нужно пожить бок о бок - очень гостеприимные, пусть и по-своему. Не терпят фальши.

Как-то раз художник отправился через пустыню с караваном. Сидели ночью вдвоем с хозяином - тот весь в белом, как мумия, и с непроницаемым лицом. На попытки Олега Михайловича заговорить не реагировал. Савостюк уже забеспокоился о своей участи, когда выяснилось: араб ждал, пока на костре не изжарится мясо для угощения.

- Из иностранных языков я уверенно владею только немецким. По-английски изъясняюсь очень плохо. А в Алжире все на французском. В нашем посольстве меня успокоили: мол, есть захочешь - заговоришь! Ну, там продавцы ловкие, без слов понимают. К тому же после Второй мировой многие знают и немецкий. В общем, проблем с общением не было. Я же не вел дискуссий, я рисовал - на это языка хватало. По-арабски выучил слов десять - ну, для тоста какого-нибудь, - лукаво улыбнулся художник. - С алкоголем там проблема. Если обнаружат у тебя бутылку, сразу вешают на дереве. А врач наш сказал, что в жару нужно пить виски или водку. Англичане и американцы так делают. Посольским работникам разрешалось покупать водку в Турции, ну, вот они нас и поддерживали!

Выставка "На Земле арабов" уже побывала в Курской картинной галерее, Савостюк мечтает показать ее и в Липецке. До 17 ноября ее можно застать в столице Черноземья. Билет стоит 50 рублей для всех категорий посетителей.

Справка "РГ"

Олег Савостюк (30 декабря 1927 года) родился в Москве, окончил художественный институт имени В. Сурикова. Его работы есть в собраниях Третьяковской галереи, Пушкинского и Русского музеев, в Лувре и Прадо, галереях ведущих европейских стран, Китая, США и Японии. Его картины также хранятся в музеях многих городов России. С 2001 года Олег Михайлович является постоянным председателем аттестационной комиссии в Воронежском художественном училище, с 2011-го - руководителем академического пленэра в Острогожске.

Память поколений

О чем повествует уникальная выставка в московском Манеже

Текст: Елена Новоселова

Российская газета - Неделя № 250(8008)

В Манеже на выставке "Память поколений. Великая Отечественная война в изобразительном искусстве" собраны лучшие художественные высказывания о войне из 44 музеев России. Уникально и решение выставочного пространства: это круговая застройка из 15 залов со специальным климатическим куполом для сохранности экспонатов.

Прямо перед вошедшими в зале "Память истории" - знаменитый триптих об Александре Невском Павла Корина из Третьяковской галереи. Над произведением, которое называют символом будущей победы, Корин работал в 1942-1943 годах, когда исход войны был неочевиден. Но, по замыслу кураторов, триптих должен рифмоваться с историей войны через кадры фильма Эйзенштейна и слова князя-воина о победе над немцами на Чудском озере: "Кто с мечом к нам придет..." Фильм "Александр Невский" имел оглушительный успех во время войны, и это сделало сюжет очень актуальным для зрителей начала 40-х.

Зельфира Трегулова подчеркивает, что триптих Корина - возвращение иконописных мотивов в официальную живопись. А Владимир Мединский обращает внимание гостей на картину Василия Яковлева из Ярославского художественного музея.

"Яковлев - автор знаменитого портрета маршала Жукова, - комментирует Трегулова. - А это "Патриотическое молебствование в Москве. 22 июня 1942 года", на котором изображен епископ Сергий (Ларин). Художник был другом Сергия и присутствовал на службе, когда тот молился о Победе. Епископ любил эту картину и возил ее свернутую с собой. Он известен еще и тем, что на пожертвованные им 100 тысяч был построен самолет для фронта".

В зале "День победы", посвященном искусству 70-х, звучит "Здесь птицы не поют..." Президент обращает внимание на картину "Память Смоленской земли". На столе - пробитая пулей каска и треснувший чугунок. По жанру - натюрморт, по сути - символическое высказывание.

- Да, это тот самый Борис Неменский, которому сейчас 97 лет, - реагирует Зельфира Трегулова. И рассказывает о глубоком подтексте искусства 70-х. Вот работа Татьяны Назаренко "Партизаны пришли". Трагический момент, когда повешенного вынимают из петли. Здесь даже стилистически цитируется евангельский сюжет "Снятие с креста".

- Для многих тема войны была не просто темой официального заказа к ежегодной выставке к 9 мая, - говорит Трегулова о художниках 70-х. - Многие были на фронте, кто-то оказался подранком войны. В 60-70-е годы они возвращались к этим темам мира, боли, горя, с которыми оказывались лицом к лицу. Поэтому это абсолютно честное и глубокое искусство. "Подранками войны" директор Третьяковки назвала художников, которых война задела через память родителей. К этому поколению она отнесла и себя.

- На картине "Шинель отца" Виктор Попков изобразил себя в шинели тестя. Мой отец прошел войну от начала до конца. Я получила память о ней из рук в руки.

Кстати

Добро пожаловать

Выставка будет работать ежедневно по 8 декабря. Вход бесплатный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: